Ольга Андриян
Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно — болеем мало!» выступление на педсовете
▼ Скачать + Заказать документы
Тренажеры для дыхательной гимнастики : «Дышим правильно – болеем мало!»
Автор - составитель:
АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА
Мастер-класс для воспитателей на тему:
Цель: Познакомить воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста с помощью тренажеров.
Публикация «Тренажеры для дыхательной гимнастики: „Дышим правильно — болеем мало!“ выступление на педсовете» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Задачи: 1. Рассказать о необходимости регулярного проведения дыхательной гимнастики детей.
2. Учить применять тренажеры для дыхательной гимнастики.
3. Создать благоприятную атмосферу для педагогов посредством увлечения общим делом.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам ознакомиться и самим научится дыхательным упражнениям, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, умения и навыки в работе с детьми. Но для начала я хочу погрузить вас в теоретическую часть сегодняшней темы. Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», «дыхание жизни» - вся наша планета дышит, развивается как живой организм. А поможет управлять этим процессом – дыхательная гимнастика.
Александровна Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Дыхательная гимнастика – это один из способов закаливания детского организма, поскольку обеспечивается наиболее полная вентиляция легких, тренируются мышцы дыхательного аппарата, улучшаются общее физическое самочувствие и эмоциональный настрой.
Все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать.
Ребёнок становится менее подверженным респираторным заболеваниям : болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.
• Корректируются дефекты речевого дыхания, укрепляется речевой аппарат, что способствует устранению логопедических проблем.
• Поскольку мозг получает полноценное кислородное питание, дети становятся более работоспособными и активными, лучше развивается интеллект.
• Улучшается и физическое развитие. Занятия физкультурой при правильном дыхании приносят больше пользы, у ребёнка развивается мускулатура, здоровый румянец.
• Упражнения учат дошкольников управлять своим дыханием. Как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия.
• Медленный вдох способствует расслаблению, успокоению (это особенно важно для гиперактивных малышей, помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.
Правила выполнения дыхательной гимнастики в ДОУ
Проведение с дошкольниками дыхательной гимнастики имеет определё нные нюансы:
• Воздух в помещении обязательно должен быть свежим, но не холодным.
• Очень полезно делать гимнастику на улице. Помимо специальных игровых упражнений, хорошо просто предложить детям вдохнуть полной грудью свежий аромат природы (например, после дождя, обратить внимание, как чудесно пахнут цветы на клумбе и пр. Это не только укрепит дыхательные органы, но и обогатит детские представления об окружающем мире. А после прогулки в холодную погоду можно интенсивно подуть на свои ладошки, чтобы согреть их (это тоже полезное дыхательное упражнение).
• Любое упражнение по продолжительности не должно длиться более 3 минут.
• Мышцы тела ребёнка не должны быть напряжены.
• Если у малыша насморк, перед гимнастикой следует очистить носовые ходы.
• Упражнения непременно должны быть регулярными, поскольку оздоровительный эффект наблюдается после длительного курса.
• Если у какого-то ребёнка плохое настроение и он не расположен к занятиям, то нельзя заставлять его тренироваться. Пользы это не принесёт, ведь важен позитивный настрой. Воспитатель должен проявить фантазию, чтобы малыш сам захотел включиться в деятельность.
• Гимнастику нельзя выполнять сразу после приёма пищи, это чревато тошнотой и даже рвотой. Нужно выдержать паузу не менее получаса. Запрещено делать упражнения и на голодный желудок — у ребёнка может просто закружиться голова.
• В процессе выполнения гимнастики нужно следить за состоянием дошкольников. Если кто-то побледнел либо покраснел, прикрыл глаза, стал часто дышать, то нужно сразу предложить этому ребёнку отдохнуть.
Причиной многих проблем с детским здоровьем и самочувствием часто бывает неправильное дыхание
Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться. При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме.
Управляя своим дыханием, дети учатся управлять собой
Возрастные особенности дошкольников
Практиковать дыхательную гимнастику можно уже с ясельной группы. Для малышей 2–3 лет это должна быть исключительно весёлая игра, в которой воспитатель участвует наравне с дошкольниками.
В раннем и младшем дошкольном возрасте гимнастику нужно проводить в форме забавной игры
Вначале нужно доходчиво объяснить малышам, что из себя представляет дыхание. Для этого можно, к примеру, поиграть с одуванчиком на участке детского сада. Глубокий выдох, от которого разлетаются белые пушинки, делается вначале ртом, а затем носом.
Чтобы заинтересовать самых маленьких дошкольников игровыми упражнениями, воспитатель предлагает поиграть, перевоплотиться в кого или что-либо: «А давайте вы будете насосами!» или «Представьте, что ваш живот — это воздушный шарик!».
Существует очень много интересных упражнений (комплексы дыхательной гимнастики) для развития дыхания детей дошкольного возраста, которые обязательно включаются в различные виды детской деятельности: деятельность по развитию речи, познавательному развитию, физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения и как самостоятельные игры-упражнения с различными атрибутами, игрушками – тренажёрами.
Сегодня я хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Я покажу какие тренажеры для дыхательной гимнастки мы используем с детьми.
Цели упражнений с тренажёром - укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах. Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха) тренировать дыхательную систему. Научить детей правильно дышать через нос, рот, и при дыхании выполнять различные упражнения. тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Дидактическое пособие для дыхательной гимнастики «Аквариум».
"Угадай, кто спрятался?" ребенок должен подуть на шторку и увидеть кто там спрятался.
Сделать ее просто. Берем любую картинку и приклеиваем на нее скотчем новогодний дождик. Вот такие картинки использовала я. Их достаточно просто распечатать.
ПОПОБИЕ «Буря в бутылке» «Горячий чай»
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох
(не добирая воздуха) .
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует на “пар”.
Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки.
Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.
«Подуем на снежинки»
Цель: тренировка навыка правильного
«Хорошая погода». Небо хмурится с утра, Надо солнышку помочь.
Ветерочком стану я,
Уходите, тучи, прочь.
На столе приклеить солнце, закрыть его тучами из ваты (пенопласта). Дети разгоняют, раздувают тучи.
Я познакомила вас с некоторыми тренажерами для дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи, изготовить тренажеры. и еще я подготовила для вас картотеки упражнений по дыхательной гимнастики.
Картотека упражнений дыхательной гимнастики
Первая и вторая младшие группы
В раннем и младшем дошкольном звене все упражнения исключительно игровые:
• «Пузырики». Воспитанники вдыхают воздух через нос, а после надувают щёчки (словно пузырьки) и делают выдох.
• «Насосы». На вдохе малыши приседают, а на выдохе возвращаются в исходное положение.
• «Рубим дрова». И. п. — стоя. На вдохе руки поднимаются, а на выдохе — вытягиваются вперёд, как будто дети рубят дрова.
• «Трубач». И. п. — стоя либо сидя, ручки сложены в виде трубочки у рта. Малыши глубоко вдыхают воздух, а когда выдыхают, громко говорят «п-ф-ф».
• «Паровозик». Дошкольники ходят по групповой комнате друг за дружкой и имитируют движения колёс паровоза. На выходе нужно ритмично приговаривать «чух-чух».
• Дети лежат на ковре, у каждого на животе находится мягкая игрушка. Её нужно покатать на «воздушном шарике» : на вдохе животик с игрушкой поднимается, а на выдохе опускается.
• «Часы». И. п. — стоя, ноги врозь, руки вдоль тела. Воспитанники делают махи руками, приговаривая «тик-так».
• «Петушки». И. п. — стоя, ноги врозь, руки вдоль тела. На вдохе малыши поднимают руки в стороны, а на выдохе хлопают себя по бёдрам с криком «ку-ка-ре-ку».
• «Сердитый и довольный ёжик». Дошкольники низко наклоняются, опускают голову, обхватывают тело руками и вместе с выдохом говорят «п-ф-ф» (сердитый ёжик). Затем это же упражнение сопровождается звуком «ф-р-р» (довольный ёжик).
• «Лягушонок». На вдохе малыши приседают, а вместе с выдохом выпрыгивают вверх. При приземлении нужно сказать «ква-ква».
• «Заблудились в лесу». Воспитатель просит дошкольников представить, что они оказались в лесу. Необходимо вдохнуть, а на выдохе произнести «ау». Каждый раз меняется громкость или интонация (ребята повторяют за педагогом, слова сопровождаются поворотом влево или вправо.
• «Весёлая пчела». На выходе малыши жужжат, как пчёлки («з-з-з»). Каждый раз взгляд направляется на разную часть тела (нос, руку, ногу — туда села пчела).
• «Листопад». На ладошках у воспитанников листочки из тонкой бумаги. Нужно устроить листопад — сдуть их.
• «Снегопад». Аналогичное упражнение с ватными «снежками».
• «Кораблик». В тазике с водой находится бумажный кораблик. Ребёнок должен глубоко вдохнуть, а затем плавно и долго дуть на кораблик, чтобы он поплыл.
• «Ледоход». На макет речки (из синего картона) помещаются кусочки пенопласта («льдинки»). Педагог показывает кораблик: он не может проплыть по реке. Задача малышей — подуть и разогнать льдинки.
Каждое упражнение повторяется 5–6 раз.
Малыши с удовольствием будут дуть на кораблики, находящиеся в воде
Всегда с радостью малыши воспринимают дыхательную гимнастику со стихотворным сопровождением. Она также подразумевает перевоплощение в какой-то предмет или объект.
Таблица: примеры стихотворений для дыхательной гимнастики в младших группах (составлено по материалам открытого доступа)
Название Текст и упражнения
«Самолёт» Самолётик-самолёт (Развести руки в стороны ладошками вверх, поднять голову, вдох)
Отправляется в полёт. (Задержать дыхание)
Жу-жу-жу, (Поворот вправо)
Жу-жу-жу. (Выдох, произнести ж-ж-ж)
Постою и отдохну. (Встать прямо, опустив руки)
Я налево полечу, (Поднять голову, вдох)
Жу-жу-жу, (Поворот влево)
Жу-жу-жу. (Выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну. (Встать прямо, опустив руки).
«Мышка и мишка» У мишки дом огромный, (Выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)
У мышки — очень маленький. (Присесть, обхватить руками колени, опустить голову выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке, (Походить на носочках)
Он же к ней не попадёт. (Развести руки в стороны, походить на пяточках).
«Бегемотики» Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали. (Лечь на пол и глубоко дышать)
То животик поднимается, (Вдох)
То животик опускается. (Выдох)
Сели бегемотики,
Потрогали животики. (Сесть на пол, ноги вытянуты, руки упираются сзади в пол)
То животик поднимается, (Вдох)
То животик опускается. (Выдох).
Средняя группа
С ребятами 4–5 лет проводятся следующие дыхательные упражнения :
• «Воздушный шар». И. п. — лёжа на спине, руки вдоль тела. Воспитатель просит ребят понаблюдать за своим животом, как он попеременно то поднимается, то опускается. Дети оценивают, насколько высоко и быстро поднимается живот.
• «Огнедышащий дракон». Дети закрывают любую ноздрю, через другую медленно втягивают воздух. Выдыхается он уже через другую ноздрю.
• «Трубочка». Ребята вытягивают губы трубочкой и резко вдыхают много воздуха. Затем нужно задержать дыхание и выдохнуть уже через нос, подняв голову вверх.
• «Мыльные пузыри». Медленный вдох выполняется с поднятой головой, а выдох — с опущенной.
• «Ёжик». При каждом повороте головы вправо или влево ребята быстро и с шумом вдыхают и выдыхают воздух, напрягая мышцы носоглотки.
• «Ушки». Дошкольники покачивают головой влево-вправо. При вдохе нужно стараться дотронуться головой до плеча, плечи при этом остаются неподвижными.
• «Ныряльщики за жемчугом». Воспитатель сообщает детям, что на дне моря лежит красивая жемчужина, а добыть её смогут те, кто сможет надолго задержать дыхание. Дошкольники в положении стоя делают 2 глубоких вдоха и выдоха, после третьего вдоха зажимают пальчиками нос (рот при этом закрыт) и приседают. Когда появится желание вдохнуть воздух, нужно встать и разжать нос.
• «Партизаны». И. п. — стоя, в руки можно взять палку («ружьё»). Далее следует ходьба с высоким подниманием коленей. На 2 шага дети вдыхают, а на 6–8 шагов — медленно выдыхают, произнося слово «ти-ш-ш-е».
• «Варим кашу». Ребята сидят в кругу. Педагог предлагает им сварить кашу. Распределяются роли — необходимые продукты. Дети заходят в круг («горшочек»). Кашка начинает вариться: малыши выпячивают животы, громко вдыхают и на выдохе медленно говорят «ш-ш-ш». Затем «прибавляется» огонь, и дошкольники уже в быстром темпе произносят на выдохе «ш-ш-ш».
• На столике лежат бумажные бабочки. Два-три ребёнка меряются силами — выясняют, кто сильнее дунет на бабочку, чтобы она улетела дальше других.
• «Воздушный футбол». Дети играют парами: поочерёдно дуют через соломинку на ватный шарик. Цель — загнать его в ворота противника.
• «Чей карандаш быстрее?». Суть игры — дуть на карандаш (имеющий гладкую поверхность, чтобы он покатился на другой край стола. Играть могут 2 ребёнка — они сидят один напротив другого и перекатывают предмет друг другу. А можно организовать соревнование и дуть параллельно на 2 карандаша.
В средней группе дети способны выполнять упражнения в парах, игры приобретают соревновательный характер
Таблица: примеры стихотворений для дыхательной гимнастики в средней группе
Название Текст и упражнения
«Ветерок» Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу. (Руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу — налево посвищу, (Повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо. (Голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх, (Голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака. (Опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю. (Круговые движения руками).
«Подуем на плечо» Подуем на плечо, (Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой — подуть на плечо)
Подуем на другое. (То же самое в другую сторону)
Нас солнце горячо
Пекло дневной порой. (Голова прямо, вдох носом)
Подуем на живот,
Как трубка станет рот. (Опустить голову, подбородком касаясь груди, вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох)
Ну а теперь на облака
И остановимся пока.
Потом повторим всё опять:
Раз, два и три, четыре, пять. (Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой).
Старшая и подготовительная группы
Со старшими дошкольниками проводятся такие упражнения:
• «Качалка». Дети, сидя на стуле (руки на коленках, раскачиваются из стороны в сторону, на выдохе произносят «о-о-ох».
• «Достань до пола». Из положения (руки вытянуты вперёд) стоя дети наклоняются. Следует сделать медленный вдох и прикоснуться руками к полу. При этом на выдохе произносится «ха-а-а».
• Прыжки. Дети подпрыгивают на двух ногах, сопровождая каждый прыжок выкриком «ха» на выдохе. Дыхание при этом должно быть ровным. Несколько прыжков чередуются с ходьбой на месте.
• «Задуй свечу». И. п. — сидя. Педагог просит дошкольников представить перед собой одну большую горящую свечу и погасить её коротким резким выдохом. Затем нужно вообразить 3 небольших свечи и задуть их тремя короткими выдохами.
• У каждого воспитанника в руках узкая бумажная ленточка. На выдохе нужно поднести её ко рту и чуть наклониться.
• «Роза и одуванчик». И. п. — стоя. Воспитатель просит ребят представить, что они вдыхают аромат розы — они должны сделать глубокий вдох носом. Потом дети воображают, что они дуют на одуванчик — делается мощный выдох ртом.
• «Хомячок». Дошкольники изображают хомячков — надувают щёчки и ходят по комнате примерно 10 секунд. Затем следует хлопнуть себя по щекам — выпустить воздух, расслабиться. После этого быстро подышать носом, словно вынюхивая запах еды.
• «Комарики». Ребята резко ударяют себя по спине, обхватывая руками тело (словно образуя петлю, при этом выполняется резкий выдох ртом.
• «Лесная азбука». В группу приходит старичок-лесовичок (игрушка) и предлагает освоить «лесную азбуку». Нужно топать ногами и на выдохе говорить «у-у-у» (это по лесу идёт недобрый человек, хлопать себя руками по бёдрам и говорить «а-у-у-у» (путник заблудился, кругом трещат сучья, хлопать в ладоши и произносить «ы-ы-ы» (это значит, нужно всем собраться на поляне)