Наталья Коршунова
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы пространство группы отвечало задачам ДО,оно должно соответствовать следующим требованиям:
1- Пространство группы должно быть дифференцированным: в нем надо предусмотреть места для разных видов деятельности- не только ролевой игры, но и экспериментирования, строительства, занятий с песком и водой, уединения, так как один ребенок любит рисовать, другой читать, третий конструировать – важно каждому ребенку дать возможность реализовать свою потребность, поддержать его интерес.
Публикация «Требования к развивающей предметно-пространственной среде» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июль 2021
2- В группе должен быть обустроенный уголок для отдыха и уютное место для уединения. (Их может быть несколько, в них должны присутствовать мягкие игрушки или подушки –думки.)
3- Игровые зоны должны располагаться таким образом, чтобы дети, занимающиеся разными делами, в том числе тихими и подвижными играми, могли не мешать друг другу. Удобно, когда центры для разных занятий имеют очерченные границы и не пересекаются друг с другом; когда тихие центры отделены от шумной зоны. Такое расположение позволяет детям играть дольше и разворачивать более богатые сюжеты.
4- Игровые зоны должны быть достаточно оборудованными, насыщенными материалами, чтобы в них могла развернуться интересная игра.
5- Пространство группы должно быть легко трансформируемым, чтобы его можно было изменять в соответствии с замыслом детей, что способствует развитию игры, инициативы, воображения.
Групповое пространство должно быть поделено на образовательные центры (зоны, которые обеспечивают игровую, познавательную и творческую активность всех детей. Каждый центр наполняется дидактическим материалом, пособиями и атрибутами в соответствии с образовательным событием и видом текущей деятельности. Используется все пространство группового помещения. Материалы центров периодически меняются, появляются новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность, развитие игровой деятельности. В центрах детям предлагаются в том числе неоформленные материалы (бросовый материал широкого диапазона) стимулирующие развитие воображения детей.
В оформлении группы должны присутствовать работы детей, а также фотографии воспитанников и родителей, плакаты-алгоритмы выполнения порядка действий при самообслуживании и выполнении поручений; мотивационные картинки, подвесные модули.
• Рабочий сектор содержит следующие центры: «Центр Живой –неживой природы», «Центр опытно-экспериментальной деятельности», «Центр «Конструирование -Сенсорика», «Центр ознакомления с литературой». «Игровой центр для мальчиков» «Игровой центр для девочек», Центр «Математическое развитие»
Наблюдение за игровым пространством в секторах не должно быть затруднено, и организованно так, что достаточно места для осуществления одновременно нескольких форм активности различными группами воспитанников.
• В центр опытно-экспериментальной деятельности можно наполнить воронками различного диаметра, ситечками, пластмассовыми бутылками, емкостями для осуществления действий с сыпучим материалом в достаточном количестве.
• В «Центре живой - неживой природы» можно разместить фигуры животных, книги, наборы картинок с изображениями животных, птиц, насекомых, альбом «Времена года», коллекции семян деревьев и овощей, календарь природы, соответствующий возрасту детей.
• В «Центре воды и песка» размещается стол для воды и песка,разнообразные игрушки для этих игр (совки, воронки, формочки, плавучие и тонущие предметы, а так же песочница с кинетическим песком и различными формочками.
• Центры «Математическое развитие» и «Конструирование -сенсорика» наполняются наборами для конструирования: из разных материалов и разной величины, для моделирования и конструирования (кубики пластмассовые и деревянные, пазлы, конструкторы разнообразной формы, наглядные и дидактические материалы.
• «Центр ознакомления с литературой» включает в себя достаточное количество книг, которые разнообразны по тематике и жанру, художественной форме и соответствуют уровню развития и интересам воспитанников. Наглядные, раздаточные и дидактические материалы для развития речи должны быть разнообразны, отражать и поддерживать текущую деятельность группы в соответствии с возрастными особенностями детей.
• В центре «Гендерное воспитание»: зона девочек, зона мальчиков», могут быть представлены игрушки и атрибуты для игр девочек и мальчиков.
Среда центов рабочего сектора организуется в соответствии с их тематикой, удовлетворяет интересам детей; материальная база наполняется с учётом возрастных особенностей воспитанников; размещение материалов уголка доступно и удобно каждому ребёнку; в помещении группы центры размещаются оптимально относительно источника света и остальных тематических центров.
• Активный сектор содержит следующие центры: «Физкультура и спорт», «Сюжетно-ролевые игры», «Мир звуков и музыки», «Театрализация», «Семья», которые обеспечивают двигательную, игровую (ролевые игры) и музыкально-театрализованную активность в соответствии с ООП ДОУ и возрастом воспитанников.
• В центре «Физкультура и спорт» размещается оборудование, способствующее развитию разнообразных умений: набор мячей различной величины и из разного материала, кегли, многофункциональные веревки, которые соединяются друг с другом, мешочки с песком, нетрадиционное оборудование – коррегирующие дорожки. Оборудование регулярно пополняется и меняется по мере необходимости.
• В «Центре Сюжетно- ролевых игр» можно разместить н-р: «Больницу», «Парикмахерскую». Должно быть отведено доступное для детей место для хранения реквизита к играм. Игровые пространства наполненяется атрибутами соответствующими теме.
• Центр «Мир звуков и музыки» наполненяется различными музыкальными и шумовыми инструментами.
• Центр «Театрализация» наполненяется атрибутами для театрализованной деятельности – ширма-занавес, декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров.
• Спокойный сектор содержит следующие центры: «Место для отдыха и уединения», «Центр творчества», художественную мастерскую «Мой след на стене»,которые обеспечивают возможности самовыражения детей, поддержку эмоционального благополучия.
• «Центр творчества» художественная мастерская «Мой след на стене» располагаются рядом, для удобства занятий продуктивной деятельностью. Воспитанникам должны быть доступны инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, ватные палочки и диски, пластилин, гуашь, карандаши, кисти, клей, природный материал для создания поделок в различных техниках: рисунок, лепка, аппликация и их украшения; книжки-раскраски для продуктивного творчества. Демонстрируемые продукты деятельности детей связаны с текущей деятельностью группы и должны иметь характер как групповой работы, так и индивидуальной.
• «Место для отдыха» это может быть-домик», который сделан из легко просматриваемой вуали. Наполняетя мягкой средой: мягкие игрушки, подушки, ковер, телефон для звонка маме. Так же предусмотрены атрибуты для спокойной деятельности: игры, игрушки, книги, журналы.
Среда для диалога с родителями включает в себя следующие центры: «Информационный центр», «Консультативный цент», «Практический центр», которые отражают различные практики взаимодействия педагога с родителями в помещении для приема воспитанников.
• «Информационный центр» отражает информацию о текущей деятельности группы и о возможном участие родителей в этой деятельности.
• В «Консультативном центе» предусмотрена возможность осуществления обратной связи со всем персоналом ДОО (администрации, специалистов, на сайте ДОУ, а также представлены ответы на вопросы родителей (в том числе анонимные)
• В «Практический центр» должно быть организованно пространство для хранения партфолио воспитанников и «Карта наблюдений», для демонстрации детских продуктов деятельности, а так же для трансляции совместных продуктов деятельности родителей и воспитанников группы.
Общие принципы размещения материалов в групповом помещении. ·
Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть доступны детям · Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку. · Все материалы и пособия должны иметь постоянное место. · Малыши не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не вместе; поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах группы. · Напольный строительный материал требует много места, поэтому его лучше поместить отдельно на низко расположенных навесных полках и рядом постелить ковер, дорожку. · Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки. · Конструкторы размещаются на столах в открытых коробках и деревянных ящиках. · По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала, раскладывая его по цвету и форме.
Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя. Дети 4-5 лет еще остро нуждаются в своевременном участии взрослого (поддержка, помощь, совет). А школьный тип расстановки мебели психологически разъединяет детей друг с другом и ставит педагога в позицию учителя, а не доброго наставника, готового в любую минуту прийти на помощь ребенку. Столы накрываются клеенками, на них размещаются все имеющиеся ножницы, клей ПВА, бумага (белая, цветная, в клетку, в линейку, оберточная и т. п. Детские работы вначале демонстрируются на стенде в группе, а после полного высыхания попадают в распоряжение детей. Они могут хранить их в индивидуальных папках, забрать домой или оставить в группе.
Ошибки допускаемые при создании центров:
• Центры не отделены друг от друга;
• Пересекаются тихие и шумные зоны;
• Нет места для разворачивания игры;
• Центр не насыщен материалами, недостаток игрушек вызывает соперничество;
• Трудно достать материал;
• Материалы содержатся в беспорядке;