Наиля Талгатовна
Занятие образовательного клуба «Методические требования к организации досуговых мероприятий с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические требования к организации досуговых мероприятий с детьми
Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей с небольшим стажем работы в дошкольной образовательной организации по организации и проведению досуговых мероприятий с детьми дошкольного возраста.
1слайд
Добрый день, коллеги! В рамках занятия Образовательного клуба мы сегодня обсудим, каким образом необходимо организовать и проводить досуговые мероприятия с детьми дошкольного возраста, какие требования необходимо соблюдать при организации и проведении досуговых мероприятий.
Публикация «Занятие образовательного клуба „Методические требования к организации досуговых мероприятий с детьми“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Досуговая форма работы с детьми дошкольного возраста способствует повышению эффективности детской деятельности, позволяет разнообразить методы педагогического воздействия на дошкольников.
2слайд.
В организации и проведении детских досугов реализуется единство решения основных педагогических задач, таких как образовательные, воспитательные, развивающие и коррекционные. С психическим развитием ребенка, с развитием нравственно-волевых черт его личности связано и формирование его физических качеств и двигательных навыков.
Праздник – визитная карточка детского сада. Здесь видна динамика развития ребенка, видно, чему он научился, насколько он комфортно себя чувствует в детском саду.
Цель организации досуга и развлечений дошкольников — привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху
3слайд
Досуг – совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями (играми, чтением, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятием физкультурой и спортом)
4слайд
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом : отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.
5слайд
Отдых не предполагает лежание на диване или сидение на стульчиках. Воспитатель во время отдыха создаёт эмоционально-положительный климат в группе, обеспечивая чувство комфорта во время занятий детьми разными видами деятельности: играми, рассматриванием иллюстраций, лепкой, рисованием, конструированием, спортом, слушанием музыки, просмотром мультфильмов и т. д., т. е. под отдыхом понимается активность детей в разных видах деятельности.
Развлечение – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада. Они являются яркими моментами в жизни детей:
6 слайд
По виду деятельности и ее содержанию можно выделить следующие виды развлечений:
• театрализованные виды деятельности. участие в спектакле, и кукольный театр, и разыгрывание сценок с помощью магнитных фигур. Сюда же относятся любые сюжетно-ролевые игры;
• музыкально-литературные. Это прослушивание музыкальных произведений, чтение наизусть (конкурс чтецов, пение, беседы о восприятии классической музыки и др. ;
• спортивные развлечения в детском саду Организуются они как в помещении, так и на открытом воздухе, в зависимости от времени года и погодных условий. познавательная досуговая деятельность предполагает умственное развитие детей, мотивирует к получению новых знаний, формирует любознательность и логическое мышление, тренирует память. тематические беседы и викторины о жизни известных людей, происходит знакомство с материками и народами, традициями разных стран и т. д. ;
• экологические развлечения. Можно проводить игры-размышления, например, «Что будет, если все будут мусорить?». Также важно организовывать наблюдения за живой природой.
7слайд
Праздники. Тематика и содержание связаны с календарными праздниками.
Праздники можно проводить в утреннее время или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа, в зависимости от возраста детей и содержания праздника.
Оформление яркое, красочное, торжественное. В подготовке участвует весь педагогический коллектив, но особая роль отводится муз. руководителю и воспитателю возрастной группы. Они должны из разученного муз. репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко исполняются детьми, затем выстроить их в определённой последовательности, включая стихи, аттракционы, инсценировки, сюрпризы. Основная нагрузка ложится на взрослых. Праздники можно проводить в двух близких по возрасту группах.
8слайд
Особо следует рассмотреть физкультурные праздники, досуги, дни здоровья. Они зарекомендовали себя как наиболее приемлемые и эффективные формы активного отдыха детей. Во время физкультурных праздников дети принимают участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики.
Продолжительность проведения спортивного праздника от 20–30 минут до 45–50 минут для детей 3–4 лет, до 1 часа 30 минут с детьми 6–7 лет.
Тематика может быть различной: “День здоровья”, “Мама, папа, я - спортивная семья”, “Парад юных спортсменов”.
9слайд
Физкультурные досуги.
Проводятся 1-2 раза в месяц от 30 до 50 минут. Не требуют специальной подготовки, строятся на знакомом детям материале. Досуг желательно проводить с несколькими группами, близкими по возрасту. При этом необходимо активное участие воспитателя: он даёт команду, подводит итог, является судьёй соревнований.
Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя играет музыка.
10слайд
Особое место в работе с детьми необходимо отводить народным праздникам, посвященным датам обрядового календаря, христианским праздникам. Такие праздники проводят с целью знакомства детей сродной культурой, приобщая их к русским традициям, например, праздники “Рождество”, “Проводы зимы”.
Подобные праздники можно проводить с детьми 4–5 лет не менее 2 раз в год до 1 часа, с детьми старшего дошкольного возраста – 3 раза в год, продолжительность до 1 часа 30 минут.
Структура праздника: танцы (народные, бальные, современные); пение (хоровое, сольное, дуэт); художественное слово; инсценирование стихов, сказок; постановка пьес; шутки, репризы, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах; оформление зала; привлечение родителей. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современными событиями, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.
11слайд
Как эффективно провести мероприятие? В первую очередь это наличие грамотно разработанного сценария.
В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, основной конфликт.
Далее следует реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Вводное слово ведущего, информация о конкретном событии); завязка (она должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);
основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;
кульминация (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);
развязка или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).
Кроме этого, чтобы излишне не утомлять детей и не понижать интереса к празднику, не следует практиковать генеральные репетиции и общие прогоны представления.
Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — все это утомляет, расхолаживает ребят, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.
12слайд
В преддверии наступления каникулярного периода следует отметить особенности организации досуга в летнее время.
1. Отсутствие образовательного процесса значительно разгружает педагогов и позволяет им по новому подойти к планированию мероприятий. Например, при подготовке выставки можно несколько дней заниматься этим достаточно плотно.
2. Оптимальной формой могут быть такие мероприятия, которые не требуют значительной подготовки со стороны детей и громоздкой подготовки со стороны взрослых.
Формы могут быть разными:
-музыкальные часы;
- -выставки;
-игры-путешествия;
-творческие площадки;
-летние праздники на воздухе.
Воспитатель должен содействовать и умело направлять детей в разных творческих направлениях, поддерживать желание петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками, рисовать, лепить, раскрашивать картинки, экспериментировать, наблюдать, собирать коллекции. И это поможет педагогам эффективно реализовать единство решения основных педагогических задач, таких как образовательные, воспитательные, развивающие и коррекционные.
Литература:
Ветлугина Н. А, Кенеман А. В., Теория и методика музыкального воспитания М., Просвещение 1983.
Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду., М., Просвещение 1981.
Ветлугина Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. М. ,Педагогика,1980.