Елена Антонова
Требование к содержанию музыкально-театральных центров в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОВНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗЕРНЫШКО»
ГОРОДА БАЛАШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Требование к содержанию музыкально-театральных центров в разных возрастных группах.
Подготовил: воспитатель Антонова Е. А.
Балашов 2018
При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования. Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.
Публикация «Требование к содержанию музыкально-театральных центров в разных возрастных группах» размещена в разделах
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Работа музыкального руководителя
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные уголки и центры в группе
- Уголки и центры в группах
- Темочки
3. Учет возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5. Возможность переноса оборудования в другие места.
6. Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.
7. Удобное расположение музыкального уголка или музыкально-театральной зоны.
Классификация оборудования для музыкальных зон :
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т. п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).
2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
• с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);
• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);
• с одним фиксированным звуком (дудки) :
• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
3. Музыкально-дидактические игры и пособия :
нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).
Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку.
4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски).
Можно даже оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (детские песни, народная и классическая музыка, голоса птиц и животных, шумы природных явлений и воды, русские народные сказки и сказки мира). Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка.
Сейчас очень модно изготавливать самодельные музыкальные инструменты и всевозможного бросового материала. Музыкальный уголок можно оформить очень интересно и ярко - в виде подиума сцены, на ступеньках которой располагаются необходимые пособия по музыкальному воспитанию, также можно оформить музыкальный уголок в младших группах - на сшитых из ткани различных персонажей это могут быть Петрушка, матрешка, снеговик, можно в виде елочки с игрушками, и т. д.
Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия.
4. В музыкальном уголке должны быть театры:
Знакомство детей с театральной игрой и театральной куклой начинается уже в раннем детстве. Важно, чтобы уже первые встречи с театральной куклой создавали радостную атмосферу.
Виды театров:
театр картинок (Фланелеграф)
Пальчиковый театр
Кукольный театр
С помощью наглядного сопровождения картинок, игрушек дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках.
Пальчиковый театр (куклу можно изготовить из обрезанных перчаток, приделать глазки, ушки, косички и т. д.)
Игры с пальчиковыми куклами помогут ребенку научиться управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает и ценными навыками общения. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный.
Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.
Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
В свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями.
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам
Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы) :
•куклы-неваляшки;
•образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
•игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
•атрибуты к музыкальным подвижным играм;
•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
•ширма настольная с перчаточными игрушками;
•магнитофон и набор программных аудиозаписей;
•поющие и двигающиеся игрушки;
•музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада) :
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше, а также дополнительно:
•металлофон;
•шумовые инструменты дтя детского оркестра;
•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
•фланелеграф или магнитная доска;
•музыкально-дидактические игры : «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др. ;
•арибуты к подвижным музыкальным играм : «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др. ;
•музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
•ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;
•ширма настольная и набор игрушек;
•музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
• магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада) :
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др. ;
•музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
•иллюстрации по теме «Времена года»;
•музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
•портреты композиторов;
•иллюстрации из «Музыкального букваря»;
•музыкально-дидактические игры : «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др. ;
•атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
• ширмы: настольная и ширма по росту детей;
•музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;
• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
•разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
•атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.) :
•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада) :
•музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);
•портреты композиторов;
•иллюстрации по теме «Времена года»;
•картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
• альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
•графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
• альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;
•музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);
•набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
•музыкально-дидактические игры : «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д. ;
атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);
•атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;
•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.