Мельник Наталия
Трансформируемая вариативно-мобильная среда
▼ Скачать + Заказать документы
«Пространство без границ»
О развитии предметно-пространственной среды говорят уже много лет. И каждый раз педагоги находят все новые решения, делая ее более доступной, увлекательной и полезной для детей.
В сентябре 2022года в ГБОУ Школа 2109 города Москвы в дошкольном корпусе «Золотой ключик» воплотилась идея организации группового дошкольного пространства без границ, а именно была создана трансформируемая вариативно-мобильная среда. Под этим мы подразумеваем реорганизацию пространства для детей таким образом, чтобы у них появилось больше возможности для взаимодействия с предметами вокруг при игровой, обучающей деятельности.
Публикация «Трансформируемая вариативно-мобильная среда» размещена в разделах
Развивающим эффектом обладают не только объекты в группе, но и сама детская деятельность, организуемая самостоятельно детьми или взрослыми. Именно благодаря этому факту, организованное пространство несет в себе еще большую эффективность, так как засчет улучшения различных зон, мы предоставляем больше возможностей для развития детей.
Организация пространства до :
• Спальная зона использовалась всего 2 часа в день;
• Шкафчики в раздевалках занимали много места;
• Стационарные обеденные столы занимали почти всю игровую площадку;
Второй и третий пункт говорят о том, что дети находились в неудобном тесном пространстве, а также имели ограниченную игровую зону. Тем самым у них не было возможности полноценно самостоятельно формировать свою личную игровую зону.
Таким образом, мы выявили основные проблемы, которые необходимо было решить в ходе работы.
Дополнительные аспекты:
• Провели анализ развивающей предметно-пространственной среда (РППС);
• Учли особенности детей в группе;
Это была отправная точка, с которой мы начали планировать новую РППС. Мы заменили старую мебель, которая не позволяла детям самостоятельно формировать игровую зону. Теперь в группах высота мебели соответствует росту ребенка, что позволяет им иметь доступ к предметам «с любой точки».
Это помогло им организовать, смоделировать свою игровую зону и деятельность самостоятельно. Такое решение значительно расширяет возможности детей для взаимодействия с пространством.
Красочно расписанные стены в различной тематике помогают влиять на развитие ребенка. Они становятся неотъемлемой частью организации игрового и обучающего пространства. Используя разные тематические рисунки, мы вновь и вновь можем изменять направление и задумку игры, обучения. Так дети могут побывать в пещере, в пустыне, отправиться на Камчатку изучать вулканы и гейзеры, или оказаться в стране Знаний. Пространство группы все время трансформируется и меняется в зависимости от сюжета. Также за счет мебели на колесиках, менять её могут не только взрослые, но и дети.
Отказались мы и от размещения кроватей в спальной зоне. Они были заменены на подиумы. Это позволило получить дополнительное пространство для использования в дневное и вечернее время. В спальную зону перенесли экспериментариум, театр, сделав ее тем самым активно-подвижной. Подиум является сценой для импровизации, трибуной для болельщиков. Благодаря таким условиям, детям удалось организовать цирковое представление, а затем успешно выступить перед детьми нашего комплекса.
Также были проведены работы в самой загруженной и тесной зоне – раздевалке. Первое, что было предпринято – это использование открытых индивидуальных ячеек для хранения одежды. Благодаря этому верхняя одежда и обувь стала просыхать и проветриваться естественным путем. За счет открытой зоны, дети стали более аккуратно складывать свою одежду. Также мы отказались от банкеток. В освободившемся пространстве удалось установить стенд для размещения детского творчества. Все это позволило значительно освободить зону раздевалок и максимально усовершенствовать пространство, также сделав его более безопасным, так как дети перестали толкаться и задевать дверцы.
Таким образом, мы заметили, что абсолютно все проведенные работы динамично повлияли на создание, улучшение организации игрового и неигрового пространства для детей. А также позволили им проявить свою фантазию и адаптивность.
Мобильность и динамичность новых зон позволяют детям легко проживать события в новой ситуации, окружении, что развивает фантазию и воображение, позволяет овладеть общением и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Первостепенной задачей педагогического коллектива является создание такой предметно- развивающей среды, которая должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.
Авторы Мельник Наталия Юрьевна
Бардакова Екатерина Игоревна
Соавтор Петрова Светлана Владимировна