Жанна Немова
Конспект занятия «Традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Традиции русского народа (из опыта работы)
Русские народные традиции; одна из составных частей культурного наследия русского народа. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры : фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, а также обращение к духовной жизни. Поэтому я считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры.
Темочки:
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. Дети любят веселые считалки, жеребьевки, помогающие «честно» определить водящего в игре Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания. Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни. С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин.
Широко и многогранно отражена народная жизнь в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. Загадки развивают в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а так же открывают поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях. Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами, песнями. После торжественной службы в церкви, праздник продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.
Большой любовью в народе пользовались праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица, Святки, Крещение. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми. Наиболее торжественным, ярким и, пожалуй, самым древним из годовых праздников были Святки. Христианская церковь приурочила к ним три больших праздника: Рождество — начало Святок, Новый год и Крещение, завершающее их. В эти праздники было принято дарить родным и близким подарки. Год начинался обрядом колядования. Колядкой величали семью, желали ей богатств и благополучия, требовали награду за эти пожелания. По улицам во время Святок ходили ряженые, на посиделках водились хороводы, звучали веселые озорные песни, загадывались загадки. Принято было во время Святок гадать. Святочные традиции нашли отражение в произведениях русских писателей и поэтов. Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.
Мною эта работа ведется уже несколько лет. Мы неоднократно принимали участие в районных методических объединениях с праздниками и развлечениями и посиделками такими как «Игры бабушки Агаши», «Веселье и труд рядом живут», «Сердце матери лучше солнца греет», также принимали гостей нашего детского сада. В группе и на улице дети очень любят играть в народные игры : «Горшки», «Уголки», «Башмачник», «Долгая Арина» и др., предварительно выбрав водящего народной считалкой. Девочки с удовольствием «вышивают»-прокладывают швы, нанизывают бусы, заплетают косы, а мальчики от них не отстают – зашнуровывают ботинки, перебирают крупу. Всё это способствует развитию мелкой моторики- в нашем случае для развития речи и письма, а в старину, чтобы дети раньше начинали помогать родителям. Начиная с младшей группы, мы вместе с родителями отмечали праздники, устраивали чаепитие. Начиная с этого года, все дети с удовольствием посещают кружок основ православной культуры «Добрый мир». Родители также не остаются в стороне, многие активно и с удовольствием принимают участие в жизни группы: украшение народных костюмов и венков, изготовление куклы-младенца, кукол «Мартиничка», «Столбушка», «Нянюшка» в проекте еще куклы– «Крупеничка», «Зерновушка» и кукла исполняющая желания –«Желанница».На данном этапе проходит конкурс-презентация «Нарисуй пословицу» Участвуют в конкурсе родители и дети. Дома всей семьей рисуется пословица так, как они ее понимают, а ребенок должен объяснить значение народной мудрой пословицы. Для родителей создана рубрика «Это интересно», в которую помещается информация о народных праздниках, народных приметах, явлениях, традициях и обычаях.
Таким образом, узнав о традициях, праздниках русского народа, у детей будут сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. И наши дети станут духовными наследниками людей, заложивших основу великой культуры, и будут её сохранять, развивать и передавать своим детям.