Любовь Никитина
Толерантный руководитель
▼ Скачать + Заказать документы
Толерантность, по моему мнению, требует от личности обладания высокой степенью самоконтроля. Данное качество крайне необходимо для каждого члена социума. Человек толерантный понимает, что самое ценное для него – это предъявить себе отчет: «как мы сделали», «ради чего мы сделали). Самоконтроль, предъявление самому себе отчета – это и есть способ повышения толерантности.
Публикация «Толерантный руководитель» размещена в разделах
Толерантность, как сформированность личности, социально востребована в настоящее время, т. к. она способствует эффективной профессиональной деятельности и обеспечивает гуманистическую направленность деятельности каждой личности. Развитие толерантности способствует переходу от внешнего во внутреннее у личности, целенаправленно формируя саморегуляцию и самооценивание и т. д. Это способствует формированию у человека чувства умеренности и удовлетворения во время взаимодействия с окружающими его людьми.
Под толерантностью руководителя я понимаю стремление человека достичь понимания с другими, согласовать самые разные установки, мотивы, ориентации, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства. Это своего рода активное принятие многообразия, результатом которого становится взаимопонимание, включая помощь, содействие, сотрудничество, разъяснение и диалог. Навык толерантности как характеристики образованного человека способствует спокойному освоению любых знаний, занятий и корректному, бесконфликтному участию в любой коммуникации. Не умение или не желание руководителя понимать, принимать индивидуальность других людей объясняется низким интеллектом и эмоциональной неустойчивостью. Не умение прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности наблюдается у руководителей эмоционально неустойчивых.
Асмолов А. Г. в предисловии к сборнику «На пути к толерантному сознанию» рассматривает проблемы формирования нового направления в педагогике, становления педагогики толерантности, которая приходит на смену программам по конфликтологии. Толерантность рассматривается им как социальная норма, определяющая устойчивость к конфликтам в полиэтническом, межкультурном обществе: «Если разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость». Мне нравится его позиция. Толерантность — это единство в многообразии. Принципами педагогики толерантности являются принцип сотрудничества и ненасилия.
Толерантный руководитель всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало, обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Он не должен позволять себе никаких срывов, растерянности и беспомощности, причем этого сотрудники не должны чувствовать и видеть. Неотъемлемое проявление толерантности руководителя – справедливость. Ничто не укрепляет нравственный авторитет руководителя, как его умение быть объективным. Предубеждение, предвзятость, субъективизм руководителя очень вредят образовательному процессу. Отдельно следует отметить такую важную составляющую толерантности в структуре деятельности руководителя, как профессиональный такт - умение строить свои отношения с подчиненными.
Уверена, что каждый подчинённый хочет, чтоб в организации, где он работает обязательно был толерантный руководитель, который способен устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, проявлять внимание к партнеру, чувствителен к состоянию и потребностям другого, обладает эмоциональной гибкостью, способен устанавливать непринужденные и непосредственные отношения, а в общении не прибегает к манипулированию, с хорошими умственными способностями, который мыслит и действует продуктивно, стремится найти надлежащий выход из сложной ситуации, полагаясь на факты, использует собственные возможности, совершенствует навыки, реализует поставленные цели, любит искать нетрадиционные пути решения проблем и обязательно верит в своих подчиненных, внушает им веру в свои силы и заражает оптимизмом. Вот такой идеальный руководитель у меня получился. Было бы здорово, если бы таких руководителей было бы больше! Считаю, что под руководством умного, позитивного и толерантного руководителя легко и продуктивно работается.
Литература
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – М. : ООО «Издательство Оникс»; ООО «Издательство «Мир об образовании»; ООО «Издательство Астрель», 2011. – 1360 С.
Гуров В. Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: Учебное пособие. – М., 2004. – 240 с.
Гуров В. Н., Каримов Ф. Ф. Толерантность как компонент конкурентноспособности выпускника // Антикризисное управление школой – повышаем качество. Инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов и отдельных образовательных организаций». Сборник материалов. – Уфа, 2019. – С. 46 – 48.