Лучший педагог года

Ток-шоу. Родительское собрание «Речь современного ребенка»

Татьяна Кузнецов
Ток-шоу. Родительское собрание «Речь современного ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема. «Развитие речи современного ребенка»

Форма проведения: Ток-шоу

Аудитория: родители воспитанников средних и младших групп.

Количество участников: до 50 человек – родители. Эксперты: воспитатели, старший воспитатель, специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед.

Место проведения: музыкальный зал МБДОУ.

Публикация «Ток-шоу, Родительское собрание „Речь современного ребенка“» размещена в разделах

Цель: выработать совместно с родителями конструктивные способы и средства взаимодействия младших и средних дошкольников в семье для развития речи.

Задачи:

Расширить знания родителей о речевых особенностях детей;

Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;

Ориентировать родителей на ценность домашних игр;

- предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речи детей;

- упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития речи.

Ожидаемые результаты:

- у родителей сформированы представления об особенностях развития речи;

- родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речи детей;

- родителями получен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений для развития речи.

- анализ проделанной работы специалистом с выводами дальнейшего взаимодействия с родителями. Использование конкретных удавшихся приемов и методов взаимодействия с семьей в дальнейшей совместной работе. Учет пожеланий и предложений родителей в перспективной деятельности учителя-логопеда и МБДОУ.

Предварительная работа.

- проведение анкетирования и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме;

- анализ анкет и бесед с родителями;

- подбор пособий, игр, методической литературы по теме;

- оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.

Информационно-техническое обеспечение:

Раздаточный материал для родителей :

- «Практические рекомендации по развитию речи дошкольников»

Видеоматериалы: фрагменты речевых упражнений с детьми.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, проектор, микрофоны, карандаши, бумага для записи и складывания, сигнальные карточки.

Логика проведения:

Ведущий. Здравствуйте уважаемые гости! Мы очень рады, что вы готовы сегодня пообщаться на волнующую всех нас тему речевого развития наших детей. Представляю вам участников ток-шоу : старший воспитатель Куцулым Ольга Юльевна, педагог-психолог Бураканова Галина Васильевна, эксперты: Дядя Светлана Яковлевна, заместитель заведующего МБДОУ, воспитатели: Андреева Лариса Борисовна, Тимербулатова Нажия Мусовна, Николаева Прасковья Алексеевна, присутствующие здесь родители и ведущая ток-шоу учитель-логопед Кузнецова Татьяна Николаевна. На столах вы видите сигнальные карточки, при помощи их вы можете показать свое согласие или несогласие с выступающим. Для поддержания дискуссии вы можете подходить к микрофону и высказывать свое мнение. И так, мы начинаем…

Выступление старшего воспитателя. (регламент 8-10 мин.)

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем ток-шоу. Оно посвящено теме «развития речи наших детей»

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да» :

(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше ток-шоу важность развития речи детей).

Если «нет», не задумываемся:

(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны)

Основная часть:

- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка?

(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске) :

Речь должна быть Проблемы наших детей

Грамотной

Понятной

Выразительной

Осмысленной

Богатой

.

.

.

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка возникает множество проблем. Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться :

односложная

Состоящая из одних простых предложений речь

бедная речь

Недостаточный словарный запас

Слова – «паразиты»

Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых

грамотные вопросы

Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.

составление рассказов

Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)

не могут логически объяснять

речь не выразительна

Не умеют использовать интонации (выразительность, где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

плохая дикция

Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца, а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца)

Что дома делать надо:

1. В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь : она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

2. Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)

3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы :

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали!

Иди ко мне!

Садись с нами!

Я помогу тебе.

Я радуюсь твоим успехам

Расскажи мне, что с тобой

Источник: https://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie14.htm

2. Выступление педагога-психолога. (регламент 8-10 мин.)

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ДРУГИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

В формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребенка с взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

Онтогенетический путь развития ребенка, сначала в виде речевых реакций, претерпевает существенные изменения, которые относятся как к обогащению словарного запаса и совершенствованию структуры речи, так и к усложнению взаимодействия ее с другими высшими психическими функциями.

По данным З. И. Барабашовой, которая изучала роль различных анализаторов в образовании условных связей на словесные раздражители у детей раннего возраста, связь слова с предметом легче всего возникает при воздействии на зрительный анализатор. Результаты ее исследований показывают, что ориентировочная реакция ребенка на зрительный раздражитель является значительно более стойкой, чем на слуховой.

В ее опытах показано, что при десятом предъявлении раздражителя ориентировка со зрительного анализатора в 86 % детей является еще интенсивной, в то время как со слуховым анализатором у 66 % детей ориентировка быстро угасает. На 20-м раздражителе ориентировочная реакция со зрительного анализатора угасает только у 18 % детей, в то время как со слухового анализатора ориентировка практически участвует у всех.

Таким образом, зрительное восприятие и рассматривание предметов вместе с называнием их взрослыми является существенным стимулом развития речи ребенка. Одновременно ребенок повторяет за взрослыми слова, относящиеся к предмету.

Повторяя словесное обозначение предмета, ребенок выделяет его из ряда других предметов, делает его объектом своего активного внимания. В результате таких действий внимание под влиянием слова начинает приобретать все более произвольный характер.

На протяжении всего первого года жизни нарастает своеобразное противоречие между все растущей потребностью ребенка в общении и ограниченными возможностями доречевого общения. Это противоречие разрешается возникновением специфически человеческих речевых форм общения, что проявляется сначала в появлении отдельных слов, употребляемых ребенком вместе с мимико-экспрессивными средствами речи.

Развитие восприятия ребенка, а позднее и его перцептивной деятельности связано с развитием движений. Особенно ярко эта связь проявляется до года. Уже к 3-й неделе при нормальном развитии у ребенка устанавливается конвергенция глаз (согласованный поворот обоих глаз и сведение их осей на фиксируемом предмете). На 30—32-й день жизни для него становится возможным прослеживание предмета взором справа налево и обратно; к концу 2-го месяца ребенок следит за предметом, движущимся в разных направлениях, даже на расстоянии 4–5 м. Внимание ребенка привлекают чаще ярко окрашенные движущиеся предметы. Раньше всего младенцы начинают различать красный цвет (опыты Н. И. Красногорского показали, что это доступно младенцам 3-х мес., во второй половине года заметно, что ребенок различает красный, желтый и сине-зеленый цвета. Протягивая руки к привлекающему его предмету, ребенок упражняется в хватании, на основе чего формируются зрительно-двигательные связи.

Сроки появления слуховой чувствительности у ребенка установить сложно, но отмечено, что первыми реакциями, свидетельствующими о том, что ребенок ощущает звуки, является вздрагивание век, рук, непроизвольные движения мышц и туловища в ответ на звуки. Реакция на звуки человеческого голоса в норме появляется на 10—12-й день. На 2-м мес. звук человеческого голоса может вызвать торможение двигательного или пищевого рефлекса, на 4-м мес. ребенок не только слышит звук, но и локализует его в пространстве (поворачивает голову в сторону звука, ребенок научается различать интонацию, а наивысшим его достижением к году является формирование фонематического слуха, позволяющего дифференцировать речевые звуки. Все это вместе постепенно подводит ребенка к возможности дифференцированно воспринимать и понимать человеческую речь.

Анализ речевого развития ребенка на первом году жизни показывает важнейшую роль взаимодействия в развитии речи и других высших психических функций. В течение первого года жизни у ребенка прослеживается постепенное совершенствование предпосылок развития речи и формирование ее начал на фоне широкого взаимодействия восприятия речи взрослого, развития зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка.

К концу 1-го года жизни ребенок овладевает рядом функций: • возникает и развивается понимание речи взрослых; • появляется умение самостоятельно произносить первые слова; • возникает умение посредством слова управлять восприятием и действием.

Развитие речи изучалось многими авторами. Большое внимание уделялось анализу темпов накопления словарного запаса у ребенка…

Речь ребенка в пределах диалогической формы приобретает довольно связный характер и позволяет ему выражать многие отношения.

В ряде исследований, посвященных изучению закономерностей формирования грамматического строя речи у детей, показано, что понимание грамматических форм (падежных окончаний, суффиксов, приставок и т. д.) формируется не сразу. Вначале то или иное объективное отношение выражается средством лексики языка при опоре на конкретно воспринимаемую ситуацию, затем выделяется грамматическая форма, выражающая эти отношения еще при наличии предметной ситуации, наконец, происходит отвлечение и обобщение обозначаемых данной грамматической формой отношений. В течение трех лет ребенок проделывает грандиозную работу по усвоению родного языка, овладевая различными функциями и средствами речи.

Овладение речью служит основой для всего психического развития ребенка в этот период.

Г. Л. Розенгардт-Пупко было проведено сравнительное изучение процессов восприятия у детей с нормально развитой речью и отставших в речевом развитии. Оказалось, что основные операции восприятия выше у детей с нормально развитой речью. Различия проявились уже на уровне тождества. Эти различия особенно ярко сказались там, где слово-название должно было выступить со стороны обобщающей функции. В одной из серий экспериментов, названной «Предмет и количество», ребенку предлагалось обобщить однородные предметы (игрушки) и изображение на картинках, представленных в одном и сразу во многих экземплярах, либо обобщить разнородные предметы, представленные в одном и том же количестве. Во второй серии, названной «Целый предмет и его часть», ребенку представлялась возможность выбрать либо к целому предмету его часть, либо целый предмет, но не однородный с образцом.

Данные исследования показывают, что в операциях выбора, требовавших элементарного обобщения, дети, владеющие речью, стоят значительно выше своих сверстников с отставанием в развитии речи. Особенно показательно количество исправляемых самими детьми решений, показывающее неустойчивость операции выбора в том случае, когда она не опирается на обобщение, заключенное в слове.

В работе В. Р. Лурия и Ф. Я. Юдович «Речь и развитие психических процессов у ребенка» изучалось влияние речи на развитие всех психических процессов и формирование практической и игровой деятельности ребенка. В работе показано, что овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти воображения, мышления и действия.

С появлением слова, которое не только обозначает предметы окружающего мира, но и абстрагирует, выделяет нужные признаки, обобщает воспринимаемые сигналы, относя их к определенным категориям, систематизируя непосредственный опыт, изменяется весь процесс формирования психики.

Роль слова проявляется в том, что перестраивается восприятие мира, человеческое сознание переводится со ступени непосредственного, чувственного опыта на ступень обобщенного, рационального познания. Речь, являясь для ребенка основным средством общения, становится и средством углубленного анализа и синтеза действительности, «внешним регулятором поведения» (терминология И. П. Павлова). Появившись, слово входит в состав почти всех основных форм психической деятельности ребенка, участвуя в формировании восприятия и памяти, побуждения и действия.

3. Анализ анкет «Речевое развитие ребенка» (3-5 мин.)

На вопрос «Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?» -51% оппонентов ответили, что родители совместно с педагогами д/с; 43%-только родители; 6% совместно со специалистами.

На вопрос «Проводите ли Вы работу по совершенствованию речи ребенка?»-98% ответили положительно, 2%-отрицательно.

На вопрос «Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?», 96% ответили-«да», 4% ответили –«нет».

На вопрос «Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок 100% ответили утвердительно.

На вопрос «Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка-100% ответили «да».

На вопрос «Вы хотели бы научиться исправлять нарушения речи?»-97% ответили утвердительно, 3%- отрицательно.

На вопрос «Знаете ли Вы, какие знания получает ребенок на занятиях развития речи?»-67% - «да», «не всегда»-15%, «нет»-18%.

«Посещаете ли групповые мероприятия?» -«да»-63%, «не всегда»-13%, «нет»-24%.

«Присутствуете ли на детских праздниках?» «да»-80%, «не всегда»-13%, «нет»-7%.

Общий вывод: из анкетирования видно, что родители стремятся к взаимодействию между семьёй и дошкольным учреждением, часто ответственность берут на себя.

Практически все родители отметили свою работу над совершенствованием речи. Но, не смотря на это, у них есть желание узнать новые способы и усовершенствовать старые. Родители следят за речью детей, присутствуют на детских праздниках, но посещать мероприятия в группах могут не все. В связи с этим наблюдается незнание со стороны родителей результатов деятельности дошкольного учреждения в вопросах развития речи.

4. Выступление детей посещающих занятия логопеда с логопедическими распевками.

5. Выступление родителей (12-15 мин.)

Домашняя заготовка. Как развивать речь ребенка в ситуациях.

1. Затяжное ожидание приема врача в поликлинике.

2. Долгая дорога.

3. На кухне.

Оценивание домашних заготовок экспертами

6. Задание родителям :

Выбрать пословицы при условии, если:

1. Вы на прогулке;

2. Заняты каким-либо трудом;

3. Находитесь на кухне.

• Дорога ложка к обеду;

• Лентяю все некогда;

• Кашу маслом не испортишь;

• Летний день год кормит;

• Зимой солнце светит, да не греет;

• Что посеешь, то и пожнешь;

• Захочешь кушать - руку протянешь!

• Без труда ничего не сделаешь;

• Поспешишь, людей насмешишь!

• Много снега – много хлеба.

Обоснование ответов родителей.

7. Заданиеродителям :рассказать детское стихотворение или сказку при помощи мимики и жестов.

8. Задание родителям : Найти слова на заданный звук

1. «Вода льется» [С] - в названиях продуктов питания

2. «Комар звенит»[З] – в названиях животных;

3. «Гусь шипит» [Ш] - – в названиях предметов одежды

9. Задание родителям : придумать, загадать загадку при помощи слов-признаков, слов-действий, синонимов и антонимов.

10. Задание родителям : Прочитать стихотворение без заданного звука.

1. «МИШКА КОСОЛАПЫЙ» без звука [Ш].

2. «БЫЧОК» без звука [Ч].

3 «НАША ТАНЯ» без звука [Ч].

Небольшая дискуссия родителей насколько задание трудное или простое.

11. Задание родителям : Рассказать детское стихотворение

Быстро, весело, высоким голосом.

«БЫЧОК»

Медленно, низким и печальным голосом.

«САМОЛЕТ»

Медленным, высоким, рассерженным голосом.

«МИШКА»

Обсуждение вопроса «Насколько трудно управлять своими эмоциями читая детские стихотворения»

10. Предложить аудитории взять листы бумаги, сложить фигурку «ОРИГАМИ» и написать отзывы и пожелания о проведенном мероприятии. Наклеить поделки на импровизируемую картину.

Литература.

1. Т. С. Овчинникова «Логопедические распевки». СПб: КАРО, 2006 -64с: ил

Публикации по теме:

Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка?» (фотоотчет)Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка?» (фотоотчет) 16 Ноября 2016 года в группе раннего возраста состоялось родительское собрание на тему: " Знаете ли Вы своего ребенка?".Воспитатель Ульянова.

Родительское собрание «Как воспитать у ребенка самостоятельность» Введение В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после.

Родительское собрание «Роль семьи в развитии речи ребенка» Роль семьи в развитии речи ребенка Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное.

Родительское собрание на тему «Сказка в жизни ребенка» Слайд 1. Родительское собрание на тему «Сказка в жизни ребенка» выполнила Смирнова Елена Николаевна, воспитатель МДОУ д/с №9 "Сказка",.

Родительское собраниЕ «Гендерный подход в воспитании ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 комбинированного вида» Родительское собрание по.

Родительское собрание «Поощрение и наказание ребенка в семье» Родительское собрание «Поощрение и наказание ребенка в семье» Форма проведения: круглый стол. Цель: дать родителям возможность задуматься.

Родительское собрание «Речь детей 3–4 ЛЕТ» (диспут с практикой) РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РЕЧЬ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ» (диспут с практикой) Речь детей – это очень серьёзный вопрос, который волнует не только воспитателей,.

Родительское собрание «Роль отца в воспитании ребенка» Родительское собрание " Роль отца в воспитании ребенка" МКДОУ д\с № 10 " Солнышко" Цель: Педагогическое просвещение родителей о роли отца.

Родительское собрание в старшей группе «Права ребенка» Родительское собрание в старшей группе «Права ребенка». Автор: Иванова Нина Александровна, воспитатель МБДОУ «Тяжинский детский сад №1.

Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка» Ход собрания. Вступление. Здравствуйте, уважаемые родители. Знаете ли Вы своего ребенка? «Конечно!» — ответят почти все родители. Как сказала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ток-шоу. Родительское собрание «Речь современного ребенка»
Опубликовано: 3 мая 2017 в 11:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ток-шоу. Родительское собрание «Речь современного ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кузнецов в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД