Надежда Викторовна Боярова
Тетрадь взаимосвязи педагога-дефектолога с воспитателем
▼ Скачать + Заказать документы
старшая группа с ЗПР
Тема «Деревья»
Программное содержание:
- Расширить и уточнить понятия детей о растениях ближайшего окружения;
- Продолжать знакомить детей с жизнью растений весной (просыпаются, появляются почки, листья, цветут);
- Показать детям части дерева: корень, ствол, ветви, листья, объяснив для чего они;
- Учить узнавать и правильно называть деревья родного края: ель, береза, тополь.
- Побеседуйте с детьми «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»
«Почему опасно бегать с палками?»
Пальчиковая гимнастика «Листья»
Ветер по лесу летал,
Публикация «Тетрадь взаимосвязи педагога-дефектолога с воспитателем» размещена в разделах
Ветер листики считал -
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Плавно машут руками перед собой.
Начинают считать листья -
загибают по одному пальцу на обеих руках
на каждую строку.
«Бросают» листья.
Физминутка «Ёлочки – пенёчки»
По сигналу ведущего «пенёчки» - дети приседают, по сигналу «ёлочки» - встают
Мы играем
Игра «Назови ласково»
Ель – ёлочка
Сосна – сосенка
Береза – березка
Иголка – иголочка
Ветка – веточка
Шишка – шишечка
Игра «Угадай, про какое дерево я говорю?"
Стройная, кудрявая, белоствольная (береза)
Грустная, печальная, плакучая (ива)
Стройная, зеленая, колючая (ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб)
Игра - лото «С какой ветки детки?»
Можно почитать: Е. Трутнева, «По лесным тропинкам»
Учим загадки:
Весной – веселит,
Летом – холодит,
Осенью – питает,
Зимой – согревает. (дерево)
Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши. (березки)
Шишки на зеленых лапах,
От коры смолистый запах.
Тут и там иголочки.
Что же это? (ёлочки)
Кто и летом, и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку. (ель)
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это. (тополь)
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (рябинка)
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась. (ива)
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это. (клен)
Тема «Цветы»
Программное содержание:
- Дать понятие, что такое цветок, из каких частей он состоит (корень, стебель, лепесточки и листочки);
- Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.
- Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
- Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питанье
(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки.
(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
Физкультминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Мы играем
- «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).
- «Узнай по части»,
- «Что перепутал художник?»,
- «Угадай цветок по описанию»;
- «Собери цветок из геометрических фигур»;
- «Укрась цветами ковер» (ориентировка на плоскости).
Можно почитать: М. Пришвина «Золотой луг»; З. Александрова «Одуванчик», Е. Серова «Лужайка», М. Познанская «Одуванчик», «Ромашка». А. Толстой «Колокольчики мои», О. Бедарев «На лугу».
Учим загадки:
То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел! (Одуванчик)
Что за чудо на поляне
В дивном белом сарафане
И зелёная рубашка
С жёлтым пятнышком. (Ромашка)
Появись на пригорке желтенькие точки,
Это солнцу улыбнулись первые цветочки
(Мать-и-мачеха)
На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт их. Это. (Роза)
Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Это беленький … (Подснежник)
Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож. (Тюльпан)
Сделаем среди болота
Замечательное фото:
Живописная картинка -
Распустилась здесь. (Кувшинка)
Он колюч, зеленокож,
И на ёжика похож.
На окошке растёт,
Очень редко цветёт. (Кактус)
Тема «Насекомые»
Программное содержание:
- Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза);
- Рассмотреть внешнее строение насекомых, познакомить с названием отдельных частей: головка, брюшко, крылья, ножки;
- Рассказать о пользе насекомых для человека;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Пальчиковая гимнастика «Посчитаем»
Дружно пальчики считаем – (сжимают и разжимают пальцы)
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха, (поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит? (вращают мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! (прячут руки за спину)
Физкультминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз - водой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре — улетела.
( Имитация движений по тексту: потянулись, улыбнулись, умылись, покружились и т. д.)
Мы играем:
П/и «Ползает – летает» (ведущий называет насекомое, а дети показывают как оно передвигается, «День – Ночь» (ночные и дневные бабочки летают по сигналу ведущего)
Игра «Сколько насекомых на цветке?»
У каждого ребенка картина с изображением насекомого.
Взрослый показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: “На цветке 3 муравья”
Игра «Куда спрятались насекомые»
На доске помещена картина с изображением поляны. Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их. Дети ищут глазами и называют кто где спрятался.
Например: Гусеница под яблоком, бабочка укрылась под ромашкой, усатый жук заполз под куст. И т. д.
Можно почитать: Чуковский К. И. «Муха – Цокотуха», Сутеев В. «Под грибом», К. Бальмонт К. «Комарики-макарики».
Учим загадки:
Я назойливая очень,
Но в стишке, так, между прочим,
Расскажу вам без прикрас:
Жизнь мою комарик спас. (Муха)
Спал цветок и вдруг проснулся
Шевельнулся, встрепенулся,
Больше спать не захотел —
Взвился вверх — и улетел. (Бабочка)
Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет (Гусеница)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята -
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)
У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим
Подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба?
(Божья коровка)
Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит. (Паук)
В зелёных мундирах
В траве на лугах
Живут музыканты
На длинных ногах. (Кузнечики)
Разрешенья не спросил,
Подлетел - и укусил! (Комар)
Полосата как пчела,
С тонкой талией она.
Мёда в соты не таскает,
Но цветочки опыляет.
В домик к ним не суй свой нос
Больно жалит жало. (Ос)
Возле елок из иголок
Летним днем построен дом.
За травой не виден он,
А жильцов в нем — миллион. (Муравейник)
Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок.
Музыканта звать (Сверчок)
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет. (Улитка)
Тема «Лето»
Программное содержание:
- Расширять представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, появляются птенцы в гнездах.
- Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.
Пальчиковая гимнастика «Лето»
Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
За весной приходит лето.
Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)
И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)
Физкультминутка «Летний дождь»
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Шлепаем по лужам.
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Зонтик нам не нужен.
Нам не страшен сильный дождь!
Лето наступило!
Ну, промокли мы. И что ж?
Будем мыться с мылом!
Дети идут по кругу друг за другом, шлепая ногами.
Останавливаются лицом в круг, смыкают руки над головой.
Выполняют прыжки на носочках, руки на поясе.
Тянутся вверх, раскинув руки.
Пожимают плечами.
Улыбаются. Показывают, как намыли вают руки
Можно почитать: В. Берестов «Веселое лето»; Н. Калинина «Летом»; В. Глущенко «Я пойду выкопаю грядку»; П. Смирнова «Солнышко».
Учим загадки:
Зеленеют луга,
В небе — радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовет купаться. (Лето)
Звери, птицы там живут;
Ягоды, грибы растут.
Сосны ростом до небес.
Что это за место? (Лес)
Жаркий шар на небе светит —
Этот шар любой заметит.
Утром смотрит к нам в оконце,
Радостно сияя,. (Солнце)
Хочешь — в воду ты ныряй,
Хочешь — на песке играй.
Сколько замков здесь создашь!
Что за место это? (Пляж)
Он всех в горячий летний зной
Прохладной манит глубиной.
В нем рыбы разные живут.
Его мы называем. (Пруд)
В синем небе, как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека.
Как зовут их? (Облака)
Влагу в брюшках накопили,
Солнышко собой закрыли.
Облака собрались в кучи —
Получились в небе. (Тучи)
Капли влаги на листочках,
На траве и на цветочках.
Это что за чудеса? —
По утрам блестит. (Роса)
Что это? Как снег кружится,
Тихо на траву ложится.
Будто рой ленивых мух,
С тополей слетает. (Пух)
В небе страшно гром гремит,
Всем домой бежать велит.
Прячь от молнии глаза!
Видишь, началась. (Гроза)
Сыплется из туч горох,
Прыгает к нам на порог.
С крыши катится он в сад.
Что это такое? (Град)
Молоточком бьет по крыше
То погромче, то потише.
Не кузнец и не сапожник —
Это с неба каплет. (Дождик)