Светлана Наводчикова
Тетрадь по изучению и закреплению знаний детей по запрещающим знакам для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Всестороннее воспитание и развитие маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой.
Природа - это вся вселенная с существующим в ней живым и неживым миром.
Это неиссякаемый источник духовного обогащения ребёнка. Его привлекает, деревья, яркие цветы, зеленая трава, движущиеся облака, жучки и пёстрые бабочки, капли дождя, падающие хлопья снега, птицы и животные.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты
Публикация «Тетрадь по изучению и закреплению знаний детей по запрещающим знакам для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.
Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления,
«экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.
Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о поведении в природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.
Актуальность программы
Значение природы трудно переоценить, и особенно велика роль природы в воспитании детей. В дошкольном возрасте ребенок очень тонко чувствует потребность в общении с природой. Она таит в себе много загадочного и интересного. И очень важно, чтобы с самого раннего возраста у маленького ребенка сложились правильные представления о единстве всего живого на земле и были сформированы основы экологического сознания и экологической культуры поведения в природе.
Новизна
Тетрадь по изучению и закреплению знаний детей по запрещающим знакам для детей среднего дошкольного возраста носит экологический характер и совмещает в себе занятия художественным эстетическим творчеством. Занятия изобразительной деятельностью и познание окружающего мира природы – имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития детей.
Цель: формирование у детей ответственного отношения к природе. Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с правилами поведения в природе.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- формировать основы экологической культуры, элементарные нормы поведения по отношению к природе;
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
- воспитывать любовь к природе;
Экологическая сказка «Сломанное дерево»
В одном поле росло зелёное здоровое дерево, и не было красивей дерева во всей округе. Птички вили на его ветвях уютные гнёзда и питались его сладкими плодами, зайцы приходили поглодать сладкую кору, жучки и паучки спали в гостеприимных листочках, мышка вырыла себе норку в крепких корнях дерева, а усталый путник мог прислониться, прилечь и отдохнуть в тенистой прохладе. Солнышко щедро одаривало деревце своим светом, ветер весело играл с шаловливыми листочками. И казалось, что так должно было быть всегда.
Но одним летним днём шёл мимо человек. Он громко пел весёлую песню и размахивал своей палкой. Человек увидел красивое дерево, обрадовался, подскочил к нему. Дерево гостеприимно развесило свои веточки с ягодами перед ним. А он стал просто сбивать палкой плоды на землю. Для него это стало весёлой забавой. Потом он собрал остатки ягод к себе в корзинку и пошёл своей дорогой. Заплакало дерево, слёзы его текли по израненным веточкам, по надорванным, мятым листочкам. Капали, капали слёзы на землю, стекали по скрюченному стволу, дерево всё сохло и сохло. Вот опали последние листочки, иссохли веточки, и не было тоскливей и грустней дерева во всей округе. Не щебетали уже птички на его ветвях, зверьки не приходили в гости, и ветру уже не хотелось играть с сухим стволом. Так и стояло одинокое дерево до самой весны, пока не пришёл усталый путник.
«Кто же это так тебя обидел?» - спросил он, а дерево даже не пошевелило ни одной веточкой. Путник взрыхлил землю у корней, полил её водой, подвязал поломанные веточки. И скоро на одной веточке появилась маленькая, неуверенная почка. А потом ещё одна, и ещё. Они становились всё смелее и больше, стали распускаться листочки. А к лету деревце уже вовсю зеленело, снова радовалось жизни и играло солнечными лучами. «Спасибо, спасибо!» - шелестели листочки, «Спасибо!» - улыбалось деревце доброму путнику.
Очень скоро на зелёных ветвях снова построят свои гнёзда птички, и зайчик придёт отведать сладкой коры, а усталый путник снова обнимет своё любимое дерево и не даст ему больше погибнуть.
ЗАДАНИЕ 1
Покажи Лесовичку, на каком рисунке дети поступают правильно. Раскрась этот рисунок.
Выбери и раскрась запрещающий знак к этой картинке.
Не ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева – деточка!
Экологическая сказка «Подсолнечник»
Однажды девочка Маша уронила семечку на землю, прямо рядом с окном своего дома. После того как прошел дождь, Маша заметила небольшой росточек, стала за ним ухаживать, поливать. Но как бы Маша не старалась, росточек с трудом подрастал, и тогда она спросила у папы: «Папа, почему я каждый день поливаю росточек, рыхлю землю, а он не растет?». Тогда папа улыбнулся и ответил:
«Машенька, это же подсолнечник, ему мало воды, он любит свет, а у тебя он в тени. Давай пересадим его, пока он маленький, чтобы подсолнечник лучше освещался солнцем». Маша с папой аккуратно пересадили растение на солнечную сторону. Маша не могла нарадоваться. Она каждое утро прибегала к своему подсолнечнику и смотрела, не расцвел ли он, и однажды ранним утром Маша увидела «большую желтую шляпку», это был ее подсолнечник. Он повернул головку прямо к солнцу, которое помогло ему выжить и расцвести.
ЗАДАНИЕ 2.
Лесовичок предлагает обвести и раскрасить картинку.
Лету бабочки так рады!
Их ловить не надо.
Пусть себе летают,
Землю украшают.
Не рвите в лесу букеты,
Запомнить надо про это.
Пусть цветы растут в лесу!
Леса береги красу!
Выбери и раскрась запрещающие знаки к этой картинке.
Экологическая сказка «Сова»
Пошел однажды Незнайка в лес. Загулялся глядь, а уже темнеет. Надо быстрее бежать домой. Вдруг прямо перед ним бесшумно на пенек опустилась большая серая птица.
-Кто ты? - испугался Незнайка.
-Я сова. -Ты птица. Но почему ты тогда летаешь ночью? Ведь другие птицы уже спят.
-Видишь ли, Незнайка, я плохо вижу днем, когда ярко светит солнце. Оно ослепляет меня. Но я не вижу и глубокой ночью, как ты думаешь, я летаю вечером, в серых сумерках.
-А, вот почему ты такая серая. Но зачем тебе быть серой, тебя ведь тогда никто не увидит? И еще, летаешь бесшумно- тебя никто не услышит. -я должна быть невидимой и неслышимой, чтобы те мелкие зверьки, мышки, зайчики, птички, на которых я охочусь, меня не услышали. И я одна такая. Так охотятся также кошки и некоторые другие ночные животные.
ЗАДАНИЕ 3.
Лесовичок предлагает найти птицам их дома. Проведи линию к каждому домику, где живет эта птица.
Нарисуй запрещающий знак к этой картинке.
Птичьих гнёзд не разоряй! И другим не позволяй!
Экологическая сказка «Загадочный зверек»
Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка- мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. И слышу я голосок:
-Угадай, кто я? А ем я жуков и муравьев Я подумал и твердо сказал:
-Дятел!
-Вот и не угадал! Я еще ем ос и шмелей!
-Ага! Ты птица- осоед!
-Не осоед! Еще я ем гусениц и личинок!
-Гусениц и личинок любят дрозды.
-А я не дрозд! Еще я грызу сброшенные лосями рога.
-Тогда ты, наверное, лесная мышь.
-И вовсе не мышь. Бывает, я сам ем мышей!
-Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
-То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.
-Покажись!- крикнул я. И стал вглядываться в темную ель, откуда слышался голосок.
-Покажусь. Только ты признай себя побежденным.
-Рано! -ответил я.
-Иногда я ем ящерицу. А изредка -рыбу.
-Может, ты цапля?
-Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
-Похоже, ты куница.
-Не говори мне про куницу. Куница- мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы. Я рассердился и крикнул: «Сдаюсь!» Ветки качнулись, раздвинулись и увидел я белку!
-Запомни!- сказала она.
-Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних только мух. А белки грызут не только орехи. Я самый знаменитый зверек в лесу.
ЗАДАНИЕ 4.
Помоги Лесовичку найти потерянные хвосты животным и соедини их линиями.
Выбери и обведи запрещающий знак.
Для ёжиков и белок
Лес – это дом родной.
Они живут там смело
И летом, и зимой.
Поэтому не стоит
Их в дом свой забирать.
Поверь: они в неволе
Не будут есть и спать.
ЗАДАНИЕ 5.
Помоги зайчику найти еду. Нарисуй его путь.
Экологическая сказка «Трава здоровья»
Шел мальчик Ваня по лесной полянке. Шел, напевая песенку, и не замечал, что топчет он совсем неприглядную глазу травку. Но вдруг он споткнулся о булыжник и разбил коленку. Ушиб так сильно, что появилась кровь. «Что же делать? Ни воды, ни зеленки, ни бинта, - подумал Ваня.
-Как быть, обработать мне ранку?»
И вдруг услышал:
-Помочь тебе могу я.
А Ваня гневно:
-Кто ты такой? И как ты можешь мне помочь?
-А я маленькое, совсем незаметное растение. Хоть я и имею толстые, крепкие, жилистые листики, мне все равно больно, когда кто-то случайно на меня наступает. А ведь чтобы вырасти, мне нужно много времени. Мое маленькое семечко должно попасть в землю, его должен полить дождик, согреть солнышко. Лишь потом оно выпустит свой стебелек. Пройдет время, корешок потолстеет, стебель нальется силой, листья станут большими и нальются целебным соком. Издавна люди знали мои целебные свойства. Приложив мой листочек к ранке, можно остановить кровь.
- Да, действительно, ты такой маленький, а столько можешь,- отвечает Ваня.
- Как тебя зовут?
-Подорожник.
-Буду знать теперь, беречь тебя, и друзьям своим расскажу. И мы будем дружить вместе: и люди, и растения. Дружить и помогать друг другу
ЗАДАНИЕ 6.
Помоги Лесовичку разобраться, где на картинках поступают правильно и раскрась их, зачеркни неправильные картинки.
Выбери и раскрась запрещающие знаки к этим картинкам.
Не топчи цветы, траву.
Ходи только по тропинке.
Насекомых домик там,
Загляни в травинки!
ЗАДАНИЕ 7.
Помоги Лесовичку найти запрещающие знаки к картинкам. Соедини линией картинку со знаком.
Очень прошу вас, дети!
Запомните правила эти!
И в лесу, пожалуйста, не забывайте
Их обязательно выполняйте!