Светлана Буяновская
Тестопластика, как условия развития творческой личности
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕСТОПЛАСТИКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.
С. Ю. Буяновская, воспитатель, МБУ СОШ № 89
СП детский сад «Радужка», г. о. Тольятти.
В данной статье автор, воспитатель детского сада, обобщает свой опыт работы в творческой студии, рассказывая об использовании тестопластики, комплексно воздействующей на развитие ребёнка. Дополнительное образование здесь рассматривается как условие, способствующее развитию творческого потенциала детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Публикация «Тестопластика, как условия развития творческой личности» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка. Кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников, повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.
Приемы обучения, используемые мною, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным. Приёмы лепки из теста те же, что и при лепке из пластилина.
Дошкольники работают с соленым тестом в основном вне групповых занятий. В нашем детском саду «Белочка» МБУ СОШ № 89 СП «Радужка» организована работа по тестопластике в художественной студии «Ступеньки творчества». В ней занимаются дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет).
В работе с детьми я учитываю их желание, настроение, возможности, интересы. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости. Вечерами мы любим, лепить подсвечники, выдумывая разнообразные формы и украшения. Когда работа ребятами завершена, мы выключаем свет и с удовольствием созерцаем игру причудливых теней. Все приходят в неописуемый восторг, хвалят друг друга и мечтательно гадают, на что же все же похожа та или иная тень.
Перед каждым праздником царит особая атмосфера. Мы делаем пряничные украшения и подарки из разноцветного теста, в которое я подмешиваю немного ароматизированного масла, ванили. Детям очень нравится этот запах праздника.
Чтобы научить ребенка лепить недостаточно дать ему одного кусочка теста. Важно показать, как это сделать. Именно поэтому воспитателю самому необходимо уметь рисовать, лепить, мастерить, давая детям возможность наблюдать за процессом созидания изделия. Эти наблюдения вызывают у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, наконец, совершенствовать свои навыки.
Я убедилась, чтобы получить от детей какой-то результат необходимо использовать игровые технологии, через них развивать интерес к тестопластике. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость.
Для большей выразительности готовых картинок и фигурок, с большим удовольствием дети используют различные макаронные изделия : колесики, бантики, веточки, ушки, ракушки, спагетти различной длины и толщины. Чтобы придать изделию нужную рельефность они берутся в руки по одной штуке – работа кропотливая, требует усидчивости, точной координации движений и аккуратности, развивает внимание, целеустремленность. А рыбки, букеты цветов в вазе, тортики отличаются необычностью и красочностью. Главная моя задача – научить детей разумно пользоваться этим многообразием. Можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок найдет то, что ему необходимо для воплощения своей задумки. Или же наоборот, необычайной формы предмет вдохновит ребенка на создание замечательной самоделки.
Чтобы заинтересовать детей, я применяю различные игровые технологии – обыгрывание поделок, “оживление” их различными способами, с ними можно разговаривать, советоваться, играть.
Во время творческого процесса я рассказываю детям различные приключения, показываю сказки. Обыгрывание помогает привлечь внимание к изображаемому, мотивировать, обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изготовления.
В руководстве изобразительной деятельностью возможны игровые приемы с элементами ролевого поведения и ролевой речи. Присутствуя на занятиях по тестопластике, дети превращались в “художников”, “мастеров” при помощи различных слов типа : “крибли-крабле-бумс”, “три раза повернись, в художников превратись”, с помощью волшебной палочки.
Предлагая детям определенную роль, я вызываю интерес к заданию, желание выполнить его. Действуя в образе, ребенок увлечен делом, изобретателен, тщательно выполняет предъявляемые ему требования. Иногда я сама беру на себя какую-либо роль: волшебницы красок, колдуна или бабушки - загадушки, которая перезабывала, все сказки и не может их рассказать.
Мои занятия, основанные на игровых приемах и творческой фантазии, интересны тем, что работы у всех детей получаются разными. Они предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то свое, необычное.
Различные игры с красками, тестом, бумагой, новые живописные техники с ними развивают творческую фантазию, изобретательские способности, доставляют детям радость познания и удовольствия от сделанного.
Такие игры особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете.
Ребенок учится получать удовольствие от сделанного своими руками. Даже после одного занятия он видит конечный результат своего труда. Домой дети уходят довольные и удовлетворенные.
Главной задачей я считаю приобщение ребенка к художественной культуре, развитие эстетического вкуса, умение видеть красоту в окружающем мире и вызывая положительные эмоции.
Дети универсальны по своей природе. Они могут многое, если им интересно. А интересно им там, где присутствуют элементы игры, новизна, условия для самовыражения.
Детскими работами украшают группы, изостудию, их дарят малышам, гостям, родителям. На День открытых дверей мы оформляем выставки поделок из теста. Выставка – это очень важный момент в жизни малыша. У ребёнка появляется возможность сравнить свои работы с другими. Он лучше видит свои успехи и упущения. Выставка помогает самоутвердиться и поддерживает интерес к творчеству.
Творческие работы детей нашего детского сада принимают активное участие в городских конкурсах и акциях «Подари детям радость», «Увлекательный мир», «Мастерская Деда Мороза», «Музейный пикник» и другие.
Наблюдая за тем, как радуется ребенок, вылепив игрушку или украшение, в которую он вложил свой труд, выдумку, как начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своей деятельности, становится более уверен в своих возможностях, приходит понимание значимости моей работы, необходимости использования тестопластики для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Библиография:
1. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству”. (Здоровьесберегающая педагогика).
2. “Лепим из соленого теста”. Данкевич Е.
3. “Воспитание ребенка дошкольника. (Прорграмма “Росинка”) Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И.
4. “Путешествие в мир искусств” Кожохина С. К.