Светлана Русакова
Теории происхождения творчества как вида деятельности человека
▼ Скачать + Заказать документы
Движущая сила прогресса – творчество людей. Бердяев Н. А. писал: «Творчество это единственный вид деятельности, который делает человека человеком». Роджерс Н. последовательно в своих трудах доказывает, что творчество это процесс, который может приводить к созданию некого продукта. Он пишет: «Этот процесс порождается всем нашим организмом, а не только интеллектом. Творчество – часть всего нашего существования, нашего тела, нашего разума, эмоций и духа». Пономарёв Я. А. считает, что творчество одна из форм образования материи.
Темочки:
Наиболее, полное определение творчества дано Ильиным Е. П. «Творчество – духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира духовной культуры».
Существуют различные теории природы творчества человека.
Психоаналитическая теория творчества развивается последователями Фрейда З. и Юнга К. Они рассматривают два аспекта: мотивацию и бессознательные компоненты. З. Фрейд полагал, что мотивы творчества являются производными от сексуальных влечений. Он считал, что в продуктах творчества, прежде всего художественного характера, воплощены вытесненные стремления и переживания. Это явление он называл сублимацией. Другое положение теории З. Фрейда является важнейший источник творчества – подсознание, бессознательные психические процессы.
Следовательно, творчество – это десексуализация, т. е. перенос бессознательной сексуальной энергии в творческую сознательную деятельность.
К. Юнг выделял в человеке два начала – личностное и творческое, которые могут находиться в антагонистических отношениях. Бессознательное полно новых мыслей и творческого вдохновения. Это является источником творческого дара. К. Юнг пишет: «Творческое живёт и произрастает в человеке, как дерево в почве, из которого оно забирает нужные соки, на правах вышестоящей инстанции мобилизует «Я» на службу себе».
Следовательно, с позиции психоанализа, творческий дар – это явление, не подвластное сознанию и воле человека.
Когнитивная теория творчества разработана Дж. Келли. Он рассматривая творчество, не использует творчество как термин. Для него человек – исследователь, который эффективно взаимодействует с миром. Жизнь человека – исследование, постоянное выдвижение гипотез о реальности.
Предтечей гуманистического подхода к изучению творчества является А. Адлер. Его компенсационная теория творчества рассматривает науку, искусство и другие области культуры, как способ компенсации своих недостатков. Творчество он рассматривает как образ жизни человека, а не решение каких либо своих задач. А. Адлер пишет: «Творческое «Я», имеющееся у человека, влияет на каждую грань жизненного опыта и делает его архитектором своей жизни».
Главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя. Фромм Э. определяет творчество, как способность «удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Альтшуллер Г. С. создал торию развития творческой личности. С его точки зрения способность к творчеству – не талант, а природа человека. Творчество – норма человеческого бытия. Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Духовная деятельность есть генерация мыслей. Необходимо на всех этапах становления личности стимулировать и организовать духовную деятельность. Главное не развитие способностей, а создание мотивации на овладение технологией творческого труда.
Альтшуллер Г. С. писал: «Узкая специализация подавляет стимулы к творчеству. Необходимо универсальное образование, но не исключающее специальное мастерство».
Справедливость этого взгляда подтверждается биографиями многих поэтов, писателей и композиторов. Сократ первым указал, что поэты создают свои произведения не благодаря стараниям или искусству, а следуя природному инстинкту. Так Бородин А. работал в химической лаборатории Медико-хирургической академии, Сент-Экзюпери А. был лётчиком, Тютчев Ф. и Грибоедов А. были дипломатами. Они создавали свои шедевры не по оплачиваемому заказу, а по велению души.
Список использованных источников и литературы.
Адлер А. Воспитание детей. М. 1998
Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М. Сов. Радио, 1979
Бердяев Н. А. Вселенскость и конфенсионализм. СПб. 2014
Словарь справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий. Под. Ред. Барышевой Т. А. СПб. 2008
Ильин Е. П. Психология творчества. М. 2012
Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструкторов. СПб. 2000
Пономарёв Я. А. Языки психологии творчества. М. 1976
Фрейд З. Введение в психоанализ. Азбука-Аттикус. М. 2015
Фромм Э Кризис психоанализа. СПб. 1992
Юнг К. Очерки по психологии бессознательного. М. 2010