Марина Болотова
Эмоциональное развитие ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Эмоциональное развитие ребёнка».
Выполнила: Болотова Марина Николаевна,
музыкальный руководитель МБДОУ 134,
г. Дзержинск.
2 0 1 3
Содержание:
1. Введение - актуальность темы… 2
2. Основная часть - теория и практика… 3
3. Заключение - итог…. 6
4. Список литературы…. 7
Публикация «Эмоциональное развитие ребёнка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В нашем сложном, порой несправедливом мире, всё более увеличивается значение понимания эмоциональной сферы ребёнка для его дальнейшего развития и воспитания как полноценного члена общества.
Важнейшую роль для развития и воспитания детей играют ЭМОЦИИ, которые воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
Работая музыкальным руководителем в детском саду, приходится постоянно добиваться именно эмоционального отклика на любую музыкальную деятельность ребёнка- будь то восприятие музыки, певческая деятельность, музыкально- ритмическая деятельность или музыкально- инструментальная деятельность… Очень важно не просто чисто, без крика, исполнить песню, но и исполнить её эмоционально, выразительно; не просто прослушать какое- то произведение, но и эмоционально откликнуться на него, чтобы правильно охарактеризовать услышанное…
Если ребёнок чувствует музыку, слышит её, значит его эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны.
В свете вышесказанного, цель этой работы: исследование литературы, как средства ознакомления с эмоциями детей 0- 7 лет, и является актуальной.
Психология - наука и очень старая, и очень молодая. С одной стороны, возраст её около 2400 лет. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древне - греческим учёным Аристотелем в его трактате «О душе». «Аристотеля и считают основателем психологии. С другой стороны, собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось по сути дела с середины Х1Х века, а подлинно научная психология начала складываться и того позже - на рубеже Х1Х и ХХ веков.» (1)
Активный научный поиск направляется на обоснование необходимости воспитания гармонично развитой личности, прежде всего нравственной, ориентированной на достижение высоких идеалов, которые были заложены выдающимися педагогами: К. Д. Ушинским, Н. Н. Ланге, П. Ф. Каптеревым, Е. И. Водовозовой, А. П. Нечаевым… Тогда же отмечается особое значение «этических эмоций» для формирования личности как социальной единице.
Например, основная задача эмоционального развития ребёнка, по В. М. Бехтереву, привитие полезных эмоций- бодрящих, благотворных- и возможное устранение угнетающих. Для поддержания положительного эмоционального фона Бехтерев рекомендует взрослым заботиться о полном физическом «БЛАГОСОСТОЯНИИ» организма ребёнка, о предоставлении игр, соответствующих занятий, возбуждающих интерес.
Другой русский психолог И. А. Сикорский считал, что «благодаря высшим чувствам», ребёнок на втором году жизни оставляет далеко позади весь животный мир. Примечательно: Сикорский даже попытался классифицировать чувства на две основные группы - общие для человека и животного и «чисто человеческие»(стыд, «Чувство жизни», «высшие чувства» : эстетические, интеллектуальные, нравственные, религиозные). К числу первых И. А. Сикорский относит нечаянность, страх, гнев. Последние два, а также чувство ревности, близкое к гневу, появляются уже во второй половине первого года жизни.
К педагогическим условиям, определяющим правильное и своевременное эмоциональное развитие с первых дней жизни, Сикорский относит прежде всего гигиенические факторы (уход за ребёнком, соблюдение которых должно давать малышу «всё необходимое не только в физическом, но и в душевном смысле». Важно, подчёркивает педагог - психолог, постоянно «упражнять детей в умении сдерживать, подавлять свои отрицательные эмоциональные реакции, в особенности гнев, страх, смущение. Чувство страха, как он считает, прирождённое, появляется задолго до «пугающей практики». «Его возникновение происходит внезапно под действием устрашающего раздражителя», например вынужденного пребывания в темноте. И. А. Сикорский экспериментально сумел доказать, сколь отрицательно влияют на ход психофизического развития негативные эмоции и чувства. Предупреждать и видоизменять их в раннем и дошкольном возрасте комфортной, психологической атмосферой - одна из важнейших задач психофизической гигиены. Существенную роль учёный здесь отводит близким ребёнку людям, «мужественным матерям», которые «могут воспитывать «мужественных детей» собственным примером, достойным поведением, требованиями - мягкими, мотивированными, такими, «чтобы они стали (для ребёнка) источником его собственной воли».
В. М. Бехтерев предлагает классифицировать эмоции по роду влияния на организм - на стенические и астенические, по отношению к влиянию на других людей - на социальные, или этические, и антисоциальные, или эгоистические. Он считает, что стенические чувства способствуют повышению жизненного тонуса, а астенические, угнетающие, связаны с нервно - психической слабостью, утомлением и пр. К первым относится прежде всего «бодрящая радостная эмоция», ко вторым - страх, тревога. К
социальным эмоциям Бехтерев относит чувство добра, собственности, правдивость, любви к ближнему и др., к антисоциальным- эгоизм, лживость, лень, т. е. то, что сегодня причисляют к нравственным качествам.
Эта система разработок начала ХХ века и по сей день не потеряла своей актуальности.
В настоящее время к основным, или фундаментальным, эмоциям относятся те, которые являются врождёнными. Следуя классификации К. Изарда, это: интерес, радость,удивление, дистресс, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд, чувство вины.
Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны. Хорошее настроение улучшает память. Эмоции связаны и с забыванием. Ребёнок быстро забывает то, что ему неинтересно; положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные её уменьшают.
Эмоции проявляются и в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица, пантомиме (выразительные движения всего тела- поза, жест, а также в вокальной (голосовой) мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловые ударения). Различная интонация при произношении, например, слово «что» может выражать радость, гнев, испуг, растерянность, равнодушие, презрение и т. д. По мимике и пантомиме мы, в частности, и судим о переживаемых ребёнком эмоциях. Переживая радость, ребёнок улыбается, смеётся, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. В состоянии сильного гнева у ребёнка хмурятся брови, лицо краснеет, движения становятся резкими, тяжёлыми, голос - угрожающим. И горе очень выразительно внешне - ребёнок весь согнут, он поник, плечи его опущены, у рта - горестная складка, он рыдает, или, наоборот, цепенеет от горя.
Для выражения наиболее глубоких и сложных эмоций и чувств человечество в процессе развития создало искусство : музыку, живопись, скульптуру, поэзию. Произведения искусства, отражая большие чувства художников, поэтов, композиторов, писателей всегда волнуют и вызывают у людей ответные эмоциональные реакции.
Для коррекции эмоциональной сферы на своих музыкальных занятиях я использую эмоциональные кубики- «КУБИКИ НАСТРОЕНИЙ», когда ребята старшей и подготовительной групп стараются показать мимикой и жестами ту эмоциональную составляющую, которая находится на определённой грани, а также провожу психо- гимнастику по М. И. Чистяковой, где посредством этюдов ребята пытаются выразить основные эмоции (собака принюхивается, что там происходит, любопытный, круглые глаза и т. д).
В заключении хочу сказать, что среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым нет и года. Музыкальные образы и музыкальный язык должен соответствовать возрасту ребёнка. С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, социализация ребёнка также происходит через музыкальные игры «Плетень» (русская народная игра, «Девочки и мальчики»(Несауленко) и др.
И последнее… Играя с «Кубиками настроений», ребята пытаются распознавать эмоции, прослушав музыкальную пьесу и найдя правильную грань кубика, упражняются словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями, и соотносить их с гранями кубика. Ну и конечно, страюсь добиваться от своих воспитанников посредством жестов и мимики эмоционально и выразительно исполнять знакомые песни, ритмические и танцевальные движения.
СПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. «Психология», В. Л. Крутецкий, учебник для учащихся педагогических училищ, издательство «Просвещение», 1980 г., стр. 1.;
2. «Человек», энциклопедия для детей, издательство «Аванта»;
3. журнал «Дошкольное воспитание», № 3, 2007 год;
4. «Популярная медицинская энциклопедия», Москва «Советская энциклопедия»,1980 г. ;
5. «Психо- гимнастика»,М. И. Чистякова, Москва, «Просвещение»,1990 г.