Зинченко Кристина
Теоретико-методологическое обоснование опытно-экспериментального исследования «Обучение чтению дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретико-методологическое обоснованиеопытно-экспериментального исследования по теме «Обучение чтению дошкольников с ОНР»
Выполнила тьютор: Зинченко Кристина Евгеньевна
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Теоретико-методологическое обоснование опытно-экспериментального исследования „Обучение чтению дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Актуальность исследования. Современные требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста выдвигают на первый план задачу создания оптимальных условий для социального становления ребенка в этот период его жизни. Важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка - правильная и грамотная речь. Чем богаче и совершеннее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, намного содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие.
Ситуация усугубляется и тем, что последние десятилетия в обществе доминирует мода на раннее обучение детей чтению и иностранным языкам. Вначале существовало несколько авторских методик для дошкольников, например, методика Зайцева, которые применялись в дошкольных образовательных учреждениях и центрах раннего развития. Позже такие методики получили широкое распространение как среди ДОУ, центров раннего развития, так и среди родителей.
Однако раннее обучение чтению не приводит к планируемым результатам: ребенок, который умеет читать еще до школы, не всегда успешно обучается в начальной школе, не обязательно проявляет интерес к чтению в дальнейшем, а многие дети не могут овладеть навыком полноценного чтения на протяжении всего обучения в школе. Исследователи этого феномена считают, что одной из основных причин, которые определяют желание родителей научить ребенка читать как можно раньше, является то, что для взрослых ребенок становится элементом некоего престижа. При этом не учитываются возрастные возможности ребенка и психологические предпосылки обучения чтению, возникновение которых делает этот процесс естественным и успешным.
Проблемы обучения чтению наиболее разработаны в психолого-педагогической литературе (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина и др.) и в логопедических исследованиях в связи с нарушениями усвоения грамоты детьми с различными дефектами речи и недостатками психического развития (Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова, Е. М. Мастюкова и др.). Прикладной аспект проблемы обучения чтению детей с недостатками речи является предметом исследований многих логопедов (Г. А. Каше, Е. В. Колесникова, Т. Б. Филичева, Т. В Туманова и др.).
Цель исследования – теоретически изучить особенности подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования :
проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
охарактеризовать дошкольников с общим недоразвитием речи;
описать трудности обучения чтению детей с нарушениями речи;
обосновать методы и приемы обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – процесс подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования : теоретический анализ, систематизация обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР
Под понятием «общее недоразвитие речи» в научных кругах подразумевается ряд сложных речевых нарушений, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушается формирование всех компонентов речевой системы языка. При общем недоразвитии речи наблюдается незрелость всех языковых систем - фонематической, лексической (лексической, грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила соединения слов в предложениях). Также для общего недоразвития речи характерны определенные индивидуальные особенности детей [15].
Общее недоразвитие речи проявляется разной выраженностью нарушений выразительной речи. Отмечают бедность словарного запаса, низкий уровень словесного обобщения, затруднение развернутого речевого высказывания, грамматические ошибки (ошибки в употреблении глагольных окончаний, нарушения словообразования, трудности в употреблении предлогов, глаголов, союзов. Характерно адекватное использование невербальных сигналов, жестов, стремление к общению. Нарушение разговорной речи становится очевидным с младенчества без какой-либо длительной фазы нормального речевого употребления. И хотя нормальное речевое развитие во многом индивидуализировано, отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к двум годам или простых фраз из 2-3 слов к трем годам следует расценивать как признак задержки.
У всех без исключения детей, страдающих данным недугом, имеются следующие черты нарушения в произношении звуков, недоразвитость фонематического слуха, явное отставание в процессе формирования личного словаря.
Следует отметить, что у разных дошкольников, имеющих ОНР, данная патология может проявляться в несколько различных вариациях. Если же ребёнок страдает осложнённой разновидностью данного недуга, кроме описанных выше факторов у него дополнительно происходит нарушение слоговой структуры слова [5].
А. К. Маркова дает следующую авторскую трактовку слоговой структуре слова. По мнению исследователя, она заключается в «чередовании ударных и безударных слогов различной степени сложности» [8].
Слоговая структура слова имеет 4 основных параметра: число слогов, ударность, линейная последовательность слогов, модель самого слога.
Существует различные разновидности нарушения слоговой структуры слова, который несколько по-разному видоизменяет его слоговой состав. Современные исследователи выделяют ряд наиболее распространенных типов нарушений, из-за которых слова русского языка подвергаются деформации. Рассмотрим их подробнее.
Первое нарушение – это деформации в количестве слогов в слове. Они делятся на два основных вида: элизия и итерации. Данные нарушения представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Разновидности деформации в количестве слогов в слове [7]
Искажениям, описанным выше, отводится особое место в нарушениях слогового состава слова у детей. Обусловлено это тем, что при наличии данных дефектов общее число слогов в слове ребёнок оставляет без изменений. Он допускает серьезные нарушения именно в самой их структуре.
В качестве еще одного нарушения можно назвать искажение структуры отдельного слога. Данная патология наглядно проиллюстрирована в таблице под номером 2.
Таблица 2 - Разновидности искажения структуры слогов [7]
Все перечисленные выше разновидности деформация состава слова достаточно распространены в среде детей, которые страдают системными нарушениями речи. Конкретный перечень дефектов зависит от уровня развития речи дошкольника с патологией и может проявляться по-разному в зависимости от ступени слоговой трудности, на которой находится этот ребёнок.
Безусловно, любые деформации слоговой структуры слова сильно затормаживает процесс овладения ребенком речью. Причина заключается в том, что данные нарушения отличаются стойким характером и оказывают воздействие задерживающие влияние на развитие речевых навыков индивида. Они не позволяют ребенку сформировать грамотную и адекватную его возрасту устную речь, накопить необходимый активный словарь, усложняют общение малыша со сверстниками, а также делает более затрудненным формирование навыков звукового анализа и синтеза. В конечном итоге ребенок начинает испытывать сложности в обучении грамоте с момента поступления в школу.
Тип ошибок, которые допускает ребёнок в своей речи, наглядно говорит о том, на какой аспект необходимо обратить внимание при их коррекции. Если в речи дошкольника наибольшую долю играют ошибки, которые состоят в добавлении лишних слогов к слову, либо в перестановке существующих элементов, это свидетельствует о том, что у индивида наблюдается первичная недоразвитость пневматического восприятия [13].
Звуковой состав слова, который ребёнку удалось правильно понять и усвоить в рамках изолированного произношения, очень часто подвергается вторичным искажениям после того, как он вводит данное слово в свою речь. Также следует упомянуть о том, что очень большое значение в процессе развития правильного произношения слов играет степень знакомство ребенка с данным словом. Если он не очень хорошо знаком с ним, то риск допустить ошибку крайне велик.
Специальные исследования Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской позволяют определить, что у детей с ОНР нарушения коммуникативных функций речи мешают формированию и волевых регулятивных действий, что приводит к большому количеству ошибок в обучении, большинство которых дети не замечают [7].
Беря во внимание то, что речь у этой категории детей является нарушенной Г. А. Урунтаева утверждает: «интеллект у большинства детей с ОНР сохранен, трудности, которые возникают при выполнении мыслительных операций являются вторичным признаком по отношению к их дефекту» [6].
Специалисты дошкольной педагогики и психологии В. А. Ковшиков, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина отмечают: «низкий уровень невербального внимания, несформированность некоторых понятий, замедленный темп мыслительных процессов анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения, отставание в развитии словесно-логического мышления, недоразвитие причинно-следственных связей все это может компенсироваться познавательным интересом к предметной, практической и их трудовой деятельности» [12].
2. Трудности подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи
Проблемы в обучении чтению возникают преимущественно у детей, страдающих дефектами речи первой группы, поскольку именно недостаточное развитие языковых средств, прежде всего фонетической стороны речи и фонематического восприятия, становятся препятствием для овладения грамотой не только в дошкольном, но и в младшем школьном возрасте.
Нарушение речи у дошкольника дальнейшем, при обучении чтению и письму, приводят к возникновению и развитию дислексии – расстройства речи, при котором возникают трудности в восприятии письменной речи. При дислексии чтение замедленное, что угадывает, с фонетическими искажениями и непониманием значения прочитанного.
Распознавание дислексии в дошкольном возрасте затруднено, поскольку связано именно с восприятием письменной речи. Однако другие нарушения речи, например, общее недоразвитие речи или, особенно, фонетико-фонематическое недоразвитие является одним из факторов, которые определяют развитие дислексии при обучении чтению и письму.
При нарушениях речевого развития в большинстве случаев страдает именно фонетико-фонематический компонент языковой системы. У детей отмечаются:
1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп; преобладают замены и смешения, часто искажения звуков;
2. Недостаточная сформированность фонематических процессов, которая влечет за собой недоразвитие предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова и предпосылок к успешному овладению грамотой;
3. Трудности овладения письмом и чтением [12].
При общем недоразвитии речи страдает и лексико-грамматический компонент речи.
Лексический запас детей ограничен бытовой тематикой, качественно неполноценен, т. е. наблюдается неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении, смешение слов по значению и акустическим свойствам.
Грамматическое строение речи у детей также сформировано недостаточно: в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, отмечаются множественные аграмматизмы в простых синтаксических конструкциях.
Недостаточность речевого развития сказывается и на общем развитии ребенка, прежде всего на становлении психологических предпосылок учебной деятельности: недостаточное понимание учебных заданий, инструкций, трудности формирования и формулирования собственных мыслей, недостаточное развитие связной речи.
Также отмечают неустойчивость внимания, сложности переключения, недостаточность развития словесно-логического мышления, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, трудности в запоминании словесного материала, самоконтроля и произвольности в общении.
Следствием этих проблем является не только недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности, но и трудности формирования учебных умений.
Осложнения и ошибки, которые встречаются у детей с нарушениями речи при обучении чтению, в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечет за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков [7].
Специальные исследования Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. Н. Чиркиной показали, что существует связь между отличием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании изображения букв, усвоении их как графем [19].
Если на первых часах обучения решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз. Ребенок соотносит буквы с этими образами и благодаря этому понимает читаемый тест.
Если у ребенка нет четких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщенные звуко-слоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более легкими слогами и узнавать их.
Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостачи чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав. Отсутствие четкого звукового образа слова затрудняет формирование зрительного образа этого слова в процессе чтения. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав был достаточно четок и ребенок умел их правильно произносить.
Что касается детей с общим недоразвитием речи, то у них наблюдается не контекстное восприятие фразы. Суть его заключается в том, что дети при чтении воспринимают слова в фразе изолированно. Они не учитывают характерных лексико-грамматических связей слов, а если и учитывают, то не всегда имеют достаточную языковую подготовленность к их восприятию. Они часто не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической сочетаемости. Это приводит к тому, что чтение нередко превращается в угадывание, что способствует замене суффиксов, окончаний, приставок. Недостатки в овладении техникой чтения влияют на понимание прочитанного. Эти две стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга [13].
Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребенок поступает в школу.
В среднем дошкольники с общим недоразвитием речи готовность к звуковому анализу почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы в формировании фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа.
Таким образом, у дошкольников с нарушениями речи отмечаются трудности в овладении грамотой, что определяется недостаточным развитием фонетико-фонематического анализа и синтеза и лексико-грамматических связей. Коррекция речевого развития к началу обучения грамоте в многих случаях предупреждает развитие дислексии и дисграфии у детей в младшем школьном возрасте.
3. Методы и приемы обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи
Основной задачей дошкольного учебного учреждения является подготовка ребенка к обучению в школе. Если у ребенка-дошкольника есть определенные нарушения речи, то необходимо принимать срочные меры по логопедической коррекции речевых пороков, поскольку недостатки устной речи во время обучения в школе могут осложнять процессы чтения и письма. Задача логопедической помощи детям дошкольного возраста эффективнее всего решать в условиях логопедических групп при массовых детских садах как это предусмотрено
Практика работы показывает, что количество детей дошкольного возраста с нарушениями устной речи растет, а это предопределяет трудности в своевременной речевой подготовке детей к школе, в т. ч. в условиях ДОУ, формировании мыслительно-познавательной деятельности, поведения и личности ребенка в целом. Поэтому большое внимание должно обращаться на обучение и воспитание, логопедическую работу с детьми с нарушениями речи старшего дошкольного возраста, в частности с общим недоразвитием речи, в условиях логопедической группы ДОУ [11].
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей с с общим недоразвитием речи являются: понимание речи и лексико-грамматических средств речи; произносимой стороны речи; самостоятельной развернутой фразовой речи.
Эффективность коррекционно-логопедической работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя. В процессе организации логопедической работы необходимо опираться на освещены в педагогической литературе и программах обучения и воспитания детей с нарушениями речи, общедидактические принципы (научности, систематичности и последовательности, доступности представленного материала, наглядности, принцип воспитывающего характера обучения, активности и индивидуального подхода к каждому ребенку) и специальные принципы (развития, системного подхода, связи речи с другими сторонами психического развития, комплексности и деятельностного подхода) [20].
Научиться читать – не самое главное задание для дошкольника, однако по желанию детей и родителей уже в этом возрасте можно начинать обучение элементам грамоты. Процесс обучения чтению должен быть интересным и легким для детей, что будет способствовать общему развитию ребенка: интеллекта, речи, мелкой моторики, словарному запасу, восприятия, расширению представлений о мире.
При обучении чтению детей с недоразвитием речи следует учитывать ряд условий:
обучение чтению ведется только на правильно произносимых звуках и словах;
порядок прохождения звуков и букв на занятиях по чтению у детей с ОНР иной, чем с у детей с нормальным развитием. Он подчинен доступности различения звуков на слух и усвоению их в произношении;
темп прохождения вех звуков речи и букв более медленный. Большое значение придается подготовительному периоду. Он тесно связан с общим уровнем развития речи детей, и в зависимости от этого его продолжительность может колебаться;
необходимо, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения чтению, был знаком детям, чтобы они понимали значения слов и умели соотносить их с определенными предметами и явлениями действительности.
Таковы общие положения, которые необходимо учитывать, приступая к обучению чтению детей с общим недоразвитием речи.
Обучение чтению имеет два периода : подготовительный (или добукварный) и букварный. Подготовительному периоду обучения чтению должно быть уделено значительное внимание. Чем ниже речевой уровень детей, тем больше времени отводится подготовительному периоду, благодаря которому формируются предпосылки к сознательному усвоению первоначальных элементов чтения.
В этот период подготовка к обучению чтению по своим целям и задачам совпадает с работой по общему развитию речи и формированию произношения.
Обучение первоначальному чтению делится на четыре этапа.
– На первом этапе учащиеся изучают следующие звуки и их буквенные обозначения: а, у, м, х, о, п, к, с, н, ы, в, т, л. Все согласные звуки здесь твердые.
– На втором этапе обучения грамоте изучаются звуки и буквы ш, р, з, ж, гласные и, э и мягкие согласные, стоящие перед и, соответствующие ранее пройденным твердым согласным. Дети знакомятся со следующими мягкими согласными: м, н, п, к, с, в, т, л, х, р.
– На третьем этапе изучаются согласный й, мягкий знак, все йотированные гласные (с, ё, я, ю, а также продолжается работа над мягкими согласными.
– На четвертом этапе обучения грамоте изучаются звонкие согласные, а также согласные ц, ч, щ.
В процессе обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи используются следующие методы:
Метод «Карта – памяти» для записей мыслей, идей, разговоров. Суть в том, что, какая–то определенная тема находиться в центре обсуждений. У школьников в этот момент должны появляться слова, мысли, идеи по данной теме. Учащиеся фиксируют их. Данный метод можно применять индивидуально, так и группового занятия.
Метод мозгового штурма применяется для получения новых решений проблем. Цель метода – организация мыслительной деятельности для коллективного поиска нетрадиционных путей решения проблем. Используя данный метод, решаются следующие задачи: активизация учебно-познавательной деятельности; взаимосвязь теоретических знаний с практическими; формирование способности решения проблем коллективом.
Для повышения мотивации и развития интереса, проблема, которая образуется на мозговом штурме, должна иметь практическую и теоретическую значимость.
Метод «эмпатии» позволяется детям с общим недоразвитием речи почувствовать объекты изучения, почувствовать и познать его изнутри.
Метод «обучения в команде» уделяется внимание совместным целям и успехам команды, который будет, достигнут только в результате самостоятельной работы каждого ребенка из группы в постоянном сотрудничестве с другими детьми [11].
В процессе обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи можно использовать такие приемы:
– медленное чтение текста учителем при этом дети следят по книге, используя закладку или водя пальцем по книге;
– комбинированное чтение в тексте выделяются строки для хорового чтения;
– контроль над чтением детей за товарищем с последующим обсуждением допущенных ошибок;
– сопряженное чтение текст начинает читать педагог вместе с учащимися, затем учитель тихонько перестает читать, а дети продолжают читать хором [2].
Р. Е. Левина рекомендует использовать такие приемы, которые способствуют выработке навыка правильного чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:
– Звукобуквенный анализ слов. Трудные слова произносятся по слогам, анализируются, составляются из букв разрезной азбуки и затем плавно прочитываются. Трудное слово записывается на доске по слогам и прочитывается.
– Чтение небольших текстов, которые написаны на доске. В текст вводятся те слова, в которых чаще всего дети допускают ошибки.
– Самостоятельное выведение детьми трудных слов в предложениях, которые требуют помощи от учителя.
– Хоровое чтение трудной части рассказа. Вслед за этим данную часть читают слабые по уровню знаний дети.
– Распределение частей текста между детьми с учетом возможностей каждого ребенка.
– Коллективное обсуждение правильности чтения отдельных дошкольников. Все дети по своим книгам следят за чтением товарищей. После прочтения соответствующей части идет обсуждение качества чтения каждого ученика [19].
Упражнения, направленные на обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи:
– «Буквы заблудились». Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на своё место.
– Развитие смысловой догадки. Смысловая догадка – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет процесс чтения. Чтение слов с пропущенными буквами.
Упражнения, направленные на развитие понимания прочитанного и выразительности чтения :
– «Прыжок». Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Педагог просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться [7].
Таким образом, дети, обучаясь чтению, научаются различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и определять, какой следующей буквой надо обозначить твердое или мягкое звучание согласных. Они могут плавно, целыми словами, без деления на слоги читать несложный текст, понимать читаемое. При чтении учитывать знаки препинания, делать паузы, соблюдать в зависимости от смысла текста повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Описав трудности обучения чтению детей с нарушениями речи, мы пришли к выводу, что при нарушениях речевого развития в большинстве случаев страдает именно фонетико-фонематический компонент языковой системы. У детей отмечаются: дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп; преобладают замены и смешения, часто искажения звуков; недостаточная сформированность фонематических процессов; трудности овладения письмом и чтением. Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребенок поступает в школу.
Обосновав методы и приемы обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи было определено, что в коррекционной педагогике имеются разнообразные научные подходы, раскрывающие взгляд на проблему обучения детей с общим недоразвитием речи с различных авторских позиций. Представленные системы воздействия, методы, приемы работы не навязываются как единственно возможные и правильные. Они нацеливают на дальнейший творческий поиск, основу которого составляют фундаментальные знания, составляющие психологический и методический арсенал педагога-логопеда.