Дарья Федотова
Теоретический семинар для педагогов ДОУ по организации и проведению музыкальных праздников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 123 «ГАРМОНИЯ» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г. ОРСКА»
Теоретический семинар для педагогов ДОУ по теме : организации и проведению музыкальных праздников
в детском саду.
Подготовили музыкальные руководители : Баскакова Д. А.
Алибаева А. М.
г. Орск 2023 г.
Музыка — могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания невозможно
Публикация «Теоретический семинар для педагогов ДОУ по организации и проведению музыкальных праздников в детском саду» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
полноценное умственное развитие.
Музыка объединяет моральную, эмоциональную
и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств.
В. А. Сухомлинский
Для полного понимания роли праздника в воспитании дошкольников и его места среди педагогических явлений принципиальное значение имеет вопрос раскрытия сущности понятия праздник. Исследуя данную проблему, мы нашли несколько определений значения слова «праздник».
Праздник — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, связанное с культурой или религиозной традицией.
Детский праздник – яркое и важное событие в жизни детей, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость.
Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.
---
Праздники в детском саду - это радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети. Они должны войти в жизнь ребенка ярким событием и оставаться в памяти надолго. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.
Значение праздников в жизни детей :
1) Праздник влияет на общее развитие ребенка, обогащает слуховое и зрительное восприятие, углубляет эмоциональные впечатления, знания об окружающей действительности, воспитывает уважение к людям, к их труду, сплачивает детский коллектив.
2) Активное участие детей в выступлениях воспитывает чувство ответственности, выдержку, внимание, самостоятельность, инициативу, творческие способности.
3) Оформление зала, костюмы, музыкальный и литературный материал - развивают чувство красоты, художественный вкус.
---
В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. На празднике присутствуют такие виды деятельности как:
Речевая деятельность: Речевая деятельность на праздниках для детей заключается, в основном, в чтении стихотворений и исполнении песен. Так, в выступлении средней группы предпочтение было отдано стихотворениям, а на празднике старшей и подготовительной группы было отмечено более широкое использование песен, хотя стихи также занимали свое место в структуре речевой деятельности, используемой на празднике.
Изобразительная деятельность. В процессе подготовки праздника, для оформления, изготовления каких-либо частей костюмов и атрибутов к ним или играм, широко используются различные виды изобразительной деятельности. Это аппликация, оригами, рисование. Занимаясь изобразительной деятельностью, дети учатся воспринимать окружающий мир, выделять предметы и их свойства. В помощь зрительному восприятию привлекаются другие сохранные анализаторы – осязание, двигательная чувствительность.
Музыкальная деятельность. Музыкальная деятельность детей на празднике заключается в исполнении танцев и песен, игре на музыкальных инструментах.
---
Методика построения праздника.
Сценарий пишется музыкальным руководителем и предоставляется на обсуждение педагогам за полтора – два месяца до предстоящего события, что позволяет качественно и без спешки подготовится к празднику. Воспитатели не только знакомятся со сценарием, но и распределяют между собой роли. В организации торжества участвует весь педагогический коллектив, а для оформления музыкального зала, изготовления декораций и костюмов можно привлечь родителей. Музыкальный руководитель отслеживает и координирует все этапы подготовки мероприятия, как с детьми, с педагогами так и с родителями. В основе каждого праздника, лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Организация любого праздника включает в себя следующую предварительную работу:
• тщательный отбор сценария и актеров;
• выбор музыкально-литературного материала соответствующего теме праздника, возрастным особенностям детей;
• разучивание музыкально-литературного материала с детьми и педагогами;
• проведение репетиций;
• изготовление костюмов и декораций;
• подбор фонограмм; спец. эффектов (свет; звук т. д.);
---
Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы.
Положенная нагрузка каждой возрастной группы:
Младший возраст: -2 песни; -2-3 танца; - 1-2 игры.
Средний возраст: -2-3 песни; -1 общий танец, 2 тематических танца; - 2 игры.
Старший, подготовительный возраст: -3-4 песни; -2 общих танца, 2-3 тематических танца, 2 игры.
---
Структура праздника может быть различной. Например, вначале выступают дети, а затем проводятся общие пляски, хороводы, игры и аттракционы. Допускается и другой вариант, когда все эти номера чередуются. Вполне возможно вначале показать небольшой спектакль или концерт, в котором участвуют взрослые, а после него предложить выступить детям. К составлению программы следует подходить творчески, в каждом случае учитывая конкретные условия детского сада и опыт работы педагогического коллектива, однако условно её можно разделить на три части:
Начало: раскрывает основную тему утренника – вход нарядно одетых детей, поздравление ведущего, исполнение 1-2 песен, упражнения с атрибутами, перестроения, стихи детей (5 - 7 минут).
Основная часть: это самая продолжительная часть праздника, в которой разворачивается основное действие сценария, включаются зрелищные моменты, сюрпризы, индивидуальные и коллективные выступления детей. Важно чередовать стихи, песни, танцы, игры, которые можно использовать в разном исполнении: коллективно и индивидуально, солистами и группами. Музыкальная деятельность занимает на празднике основное место, где используется доступный, интересный репертуар, а песни, игры, пляски связаны с общим сюжетом и содержанием утренника. Наиболее яркие номера идут в конце программы. Важно сохранять логическую линию сценария праздника от начала и до конца.
Заключение: прощание с персонажами, подарки, заключительная пляска с гостями (3-5 минут).
Структура праздников :
• Начало: раскрывает основную тему утренника (5 - 7 минут);
• Основная часть: самая продолжительная часть праздника, в которой разворачивается основное действие сценария;
• Заключение: прощание с персонажами, подарки (3-5 минут).
---
Построение утренников для малышей отличается своеобразными чертами. Здесь используется материал, пройденный на музыкальных занятиях и хорошо усвоенный. Поэтому, попадая в новую, необычную обстановку, дети чувствуют себя естественно и непринужденно, хорошо поют, танцуют, проявляют активность, выполняя знакомые действия. Интерес вызывают и различные зрелищные моменты, которые чередуются детским исполнением. Для самых маленьких простейшим выражением их являются показ и обыгрывание красочных атрибутов, игрушки. Часто в сценариях для малышей появляются персонажи кукольного театра. В ясельных и младших группах ведущую роль играет взрослый. Он постоянно руководит не только действиями малышей, но и их восприятием. Взрослый фиксирует детское внимание на появлении новых персонажей, позволяет хорошо рассмотреть их, затем приступает к действиям: вместе со всеми поет, танцует, играет, что вызывает у малышей уверенность в действиях. На празднике для II младшей или средней групп, вводится небольшая торжественная часть. Дети поют песни, играют, в конце проводится сюрпризный момент. В средней группе у ребят появляется больше возможностей проявить себя в индивидуальных выступлениях, причем это может быть не только чтение стихотворений, но и показ несложных инсценировок, маленьких танцев, исполнение на музыкальных инструментах и т. п. Дети этих групп во многом самостоятельны, у них уже есть некоторый опыт поведения на праздниках, однако и им необходима помощь взрослого; пляски и игры проводятся по показу, песни они поют вместе с воспитателем.
Для детей старших и подготовительных групп характерна большая активность в исполнительской деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей – все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформления и т. д. На утренниках дети этих групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя, уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий своих товарищей.
Продолжительность праздников в возрастных группах на экране.
• 1. Группы раннего возраста - 20 - 25 мин.
• 2. Младшие и средние группы – 25 - 35 мин.
• 3. Старшие и подготовительные группы – 35 - 45 мин.
---
При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. В группе есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует применение более сложных произведений. Таким детям можно поручать роли посложнее, построенные на исполнении песен, танцев, позволяющие им полнее проявить свои способности.
Музыкальный репертуар, входящий в состав сценариев разучивается на обычных музыкальных занятиях. Подбирая музыкальный материал, следует руководствоваться следующими критериями:
• выбор высокохудожественного музыкального материала и его полноценное исполнение;
• соблюдение норм звуковой нагрузки при использовании фонограмм, шумовых эффектов;
• соответствие музыкальных иллюстраций общему характеру и отдельным моментам утренника.
---
Праздничный репертуар можно использовать как рекомендованный «Программой» так и дополнительный. Важно, чтобы он был художественным и соответствовал программным требованиям. Часто в программы утренника включается выступление детского оркестра. Игра на детских музыкальных инструментах имеет большое воспитательное и образовательное значение, развивает слух, музыкальную память, чувство ритма, воспитывает в детях ответственность, организованность, внимание. Но детский оркестр – не самоцель. Это итог большой работы, и, конечно, игра на музыкальных инструментах включается в программу не каждого утренника. В начале года, когда у детей еще нет навыков игры на инструментах, нет выученного репертуара, сыгранности, оркестр включать в сценарий не следует, т. к. участие в этом выступлении будет сопровождаться для ребят напряженностью, неуверенностью в себе.
Дети любят исполнять стихи на праздничном утреннике. Но удовлетворять всех желающих в один день невозможно. Поэтому нужно назначать выступление ребят, незанятых в других номерах праздничной программы. Программу утренника следует строить так, чтобы дети имели возможность видеть весь праздник, участвовать в общем веселье.
В течение года ответственные, ведущие роли необходимо поручать разным детям, согласуя это с их возможностями и характером. Многократное выступление одних приводит к чрезмерным волнениям, утомляет их нервную систему. У детей же не участвующих в общей радости, пропадает интерес к празднику : они переживают, теряют веру в свои силы и еще больше замыкаются в себе. Для каждого ребенка должна найтись, пусть незначительная, маленькая, но роль в сценарии. Слова ведущего, поздравления, выступления детей другой группы, сюрпризные моменты, ребята должны увидеть и услышать только на празднике. Тогда этот материал вызывает у них интерес, внимание, желание принять участие в празднике.
Для сохранения свежести и яркости восприятия праздника не обязательно проводить с детьми общих репетиций, нужно постараться вообще избегать какой-либо “тренировки” и многократных повторений репертуара.
Взаимодействие образовательных областей при подготовке к праздникам.
На музыкальных занятиях, при подготовке к любым праздникам нужно учитывать интеграцию всех образовательных областей.
Музыка : Развивать умение у детей воспринимать различный характер музыки; чисто интонировать мелодию; петь без напряжения; развивать навык выразительного пения; формировать рече-двигательную координацию; начинать свои движения одновременно с началом и окончанием звучания музыки; реагировать на смену музыкальных частей; учить детей двигаться в соответствии с темпом, характером музыки; развивать умение узнавать знакомое пр-ие по мелодии, фрагментам; и. т. д.
Физическая культура: Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта у детей; развивать физические качества, координацию, мелкую и крупную моторику рук и ног; развивать у детей ритмичность, координацию движений, ориентацию в простр-ве; формировать способность выполнять движения с предметами; следить за осанкой детей во время выполнения упражнений ; содействовать гармоничному, физическому развитию детей; и. т. д.
Познание: Формировать целостную картину мира у детей в сфере музыкального искусства; расширять кругозор дошкольников; дать понятие о времени года; развивать познавательную, исследовательскую деятельность; закреплять умение детей наблюдать; учить воспитанников понимать содер-е песни; и. т. д.
Социализация: Поощрять творческие проявления детей; развивать свободное общение дошкольников со взрослыми; воспитывать бережное отношение к игре на детских музыкальных инструментах; формировать умение хорошо вести себя в процессе группового общения; способствовать эмоциональной отзывчивости у детей во время пения; воспитывать доброжелательные отношения между детьми при выполнении музыкально-ритмических движений; способствовать умению у детей проявлять доброту, сопереживать, сочувствовать; формировать гендерную принадлежность (мальчик танцует с девочкой); и. т. д.
Коммуникация: Побуждать детей высказываться о прослушанных произведениях; обогащать словарный запас воспитанников; развивать устную речь (беседа, диалог); способствовать формированию правильной артикуляци у детей во время пения; развивать любознательность, активность у детей через общение со взрослыми; следить за четким произнесением слов, правильной артикуляцией; приучать детей соблюдать правила игры; и. т. д.
Здоровье: Сохранять и укреплять физическое здоровье детей через выполнение упражнений; следить за правильной осанкой воспитанников при пении; закреплять умение у детей четко и ясно проговаривать слова; развивать у дошкольников слуховое внимание; учить детей спокойно брать дыхание между музыкальными фразами; следить за певческой позицией ребенка; вызывать положительные эмоции у детей для укрепления психического здоровья; и. т. д.
Чтение художественной литературы: Учить дошкольников анализировать, сравнивать и выбирать стихи, в соответствии с характером музыки; приобщать детей к рус. фольклору через прибаутки, призказки; развивать у воспитанников художественно-эстетический вкус через прослушанные произведения; приобщать детей к словестному искусству, формируя интерес к эстетической стороне окружающей действительности; и. т. д.
Худодожественное творчество: Развивать эстетическое восприятие детей через индивидуальное, групповое исполнение песен; развивать умение импровизировть под музыку соответствующего характера; приобщать детей к изобразительному искусству через рассматривание иллюстраций с пейзажами; отражать полученные впечатления в исполнении песни и продуктивных видах деятельности; развивать творческое мышление детей, самостоятельность; удовлетворять потребность детей к самовыражению (в плясках и играх) ; развивать творческие способности детей при игре на музыкальных инструментах; и. т. д.
Безопасность: Формировать способность у детей соблюдать дистанцию при выполнении упражнений; учить воспитанников правилам безопасности во время игровых ситуаций; формировать у детей осторожное и осмотрительное отношение к окружающему миру и ситуациям, двигаться не наталкиваясь друг на друга; закреплять умение у дошкольников ориентироваться в пространстве, соблюдая расстояние; и. т. д.
Труд: Дать детям первичное представление о труде взрослых через игру; воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; способствовать проявлению желания у детей помогать взрослым (расставить стульчики, раздать атрибуты для танца, приготовить место для игр)
---
Характеристика основных праздников в детском саду.
В настоящее время определился основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в дошкольных образовательных учреждениях. Наиболее полно он отражен в классификации М. Б. Зацепиной, которая составлена на основе праздников русского народа. Она группирует праздники следующим образом :
- народные и фольклорные (праздники народного календаря) : Святки, Коляда, Масленица, «Сороки», Красная горка, Ивана Купалы, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;
- государственно-гражданские - Новый год, 23-февраля день защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города;
- международные - День матери, Международный женский день, День защиты детей;
- православные - Рождество Христово, Благовещенье, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров, престольные праздники;
- бытовые и семейные - день рождения, выпуск в школу, праздник Букваря, традиционные дни в детском учреждении, праздники, которые специально придумываются взрослыми.
(Православные праздники серьёзны и полны глубокого нравственного смысла. Содержание их направлено на утверждение высоких духовных ценностей - любви, доброты, сострадания и душевной чистоты. Эти праздники требуют особой вдумчивой подготовки).
---Итак, скоро в нашем дошкольном учреждении пройдет праздник 8 марта – Международный женский день. И чтобы этот праздник прошел у всех на отлично, мы приготовили для вас и ваших родителей следующие рекомендации:
Памятка воспитателю
(при подготовке и проведении утренника)
- Знать номера и их последовательность наизусть.
- Следить за дисциплиной, поправлять детей корректно, стараться не критиковать и не дергать детей, успокаивать их поглаживанием по плечу.
- Знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения, песни или танца.
- Брать на себя роли в спектаклях, не отказываться от принятой роли.
- В младших группах должен быть быстрый темп ведения праздника без заминок и пауз со стороны ведущих (т. к. внимание у детей неустойчивое).
- Четко знать, когда посадить детей, когда поднести атрибуты.
- Взаимосвязь воспитателя с музыкальным руководителем по средством условных сигналов (смотреть на муз. рук.)
- Роль своего героя выделить сразу после получения сценария.
- Если у ребенка нет пары, её заменяет воспитатель, либо персонажи и ведущие, встают с детьми.
- Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребёнка.
- Недопустимо держать в руках сценарий. Удобнее положить Снежинку (листочек, цветочек и др) с текстом в определённое место и во время муз. номеров или выступления действующих персонажей подсмотреть – и текст доступен и руки свободны.
- Принимать активное участие в украшении зала, не покидать его до окончания всех работ, вносить свои коррективы относительно своего утренника (ширма, атрибуты и т. д.)
- Накануне или в день праздника подготовить зал к своему утреннику (поставить стулья по кол-ву детей и в соответствии со своим сценарием, разложить атрибуты, приготовить подарки, и т. д.)
- Всегда заканчивать утренник словами, давая родителям понять об окончании праздника.
- Если предполагается фотографирование детей, ограничить взрослых временными рамками, чтобы успеть проветрить зал перед следующим утренником. (вежливо пригласить родителей и детей в группу).
- По окончании вынести из зала все атрибуты, касающиеся вашего утренника.
«Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радынова
---
Памятка родителям «Готовимся к утреннику»
Уважаемые родители!
На детском утреннике должны быть созданы комфортные условия для каждого ребенка.
Напоминаем, что вам необходимо:
- приходить за полчаса до утренника, чтобы успеть переодеть ребенка и не волновать его;
- иметь при себе сменную обувь (возможно ваше участие в играх с детьми)
- рекомендуется праздничная одежда родителей (своим внешним видом показать ребенку, что его праздник – это и ваш праздник)
- выключать мобильные телефоны на утреннике (ваш ребенок выступает, а тут коварный звонок)
- во время видео- и фотосъемки:
а) не ходить по залу,
б) не вставать в первых рядах во весь рост, чтобы не загораживать видимость, для людей, находящихся сзади.
Список использованной литературы:
https://infourok.ru/pamyatka-roditelyam-gotovimsya-k-utrenniku-1745250.html
https://yandex.ru/images/search?pos