Получи документы

Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста архитектурой

Татьяна Алексеевна
Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста архитектурой
▼ Скачать + Заказать документы

Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста архитектурой

Архитектура рассматривается как система зданий и сооружений, формирующая предметно-пространственную среду жизнедеятельности

общества, как особого вида искусства, сочетающего в себе утилитарные и

эстетические функции. Вместе с тем установлено, что средства архитектуры в практике работы дошкольных учреждений используются крайне редко, в основном, с целью формирования представлений об окружающем мире, как методический приём на занятиях по изобразительной деятельности конструированию. Лишь немногие воспитатели обращаются к произведениям архитектуры для решения задач эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурного сооружения, воспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры. Поэтому проблема ознакомления детей с архитектурой в теории и практике дошкольного образования относится к числу актуальных. Это

Публикация «Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста архитектурой» размещена в разделах

вызвано необходимостью расширения диапазона воспитательных средств

искусства и обусловлено широкими возможностями архитектуры в развитии

личности ребенка-дошкольника.

Организация ознакомления детей дошкольного возраста с

архитектурой.

Возникает вполне себе правомерный вопрос: нужно ли знакомить детей

с архитектурой? Архитектура — наиболее отвлеченное из всех пространственных искусств, которая воспринимается детьми легче скульптуры и живописи. Всех детей увлекает строительство домов. Они придумывают разные варианты интерьера. Трех-пяти летний ребенок, играя в кубики или обустраивая кукольный дом, рисуя дворцы для сказочной принцессы, приобщается к архитектуре. Он уже может понять разницу между деревянной

избой из сказки о рыбаке и рыбке и каменным дворцом. Или между блочным

домом и кирпичным.

Приобщение детей дошкольного возраста к архитектуре, оказывает

положительное воздействие на развитие чувства пропорции, цвета,

композиционной формы, у детей совершенствуются зрительные и

осязательные анализаторы. Личность ребёнка развивается не только

интеллектуально, но и духовно, воспитывается восприимчивость К

прекрасному.

Н. Ф. Виноградова и Т. А. Куликова в своих работах затрагивали вопрос о

значении архитектуры в дошкольном возрасте. Они говорили: «Исторические

памятники - это своеобразный рассказ о том, какие события происходили в

прошлом, чем жил народ, о чем мечтал». Н. Н. Тятюшкин и Н. В. Сивацкая отмечают, что: «Эстетика архитектурного сооружения - важная особенность, на которую ребенок, прежде всего, обращает внимание. Это внешний и внутренний облик сооружения. Это гармония композиционной формы и деталей оформления. Архитектурные сооружения - это произведения искусства, и чтобы ребенок это увидел, необходимо показать ему средства выразительности».

При ознакомлении детей с архитектурой надо ориентироваться, прежде

всего, на окружающие их объекты, чтобы дети видели те архитектурные

сооружения, которые расположены вблизи от их дома, детского сада и

составляют окружающую среду:

Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных

сооружений.

- Формировать умения выделять одинаковые конструкции и особенности деталей. Рассказать детям, как образовался город или поселок, в котором они живут, почему так назван. Показать детям, как выглядел город или посёлок несколько лет назад. На прогулке обращать внимание на какое-нибудь красивое каменное здание, подумать вместе с детьми, из каких материалов оно построено, хорошо, если это архитектурный или исторический памятник. Нужно рассказать дошкольникам, как строятся дома. Познакомить с понятиями «одноэтажный», «многоэтажный». Рассмотреть, из чего состоит Дом.

В результате дети начнут видеть средства выразительности в архитектуре.

Подобрать изображения зданий с учетом поставленных задач, например, фотографии, где представлены разные крыши, окна различной формы и т. д. Предложить детям показать на изображениях сначала знакомые здания,

которые рассматривали во время экскурсий, на прогулке, а затем сравнить их с новым строениями. Показать, какие сейчас строят магазины, развлекательные центры и т. д. После этого нужно сформировать умение детей передавать образ здания в рисунке, тем самым стимулировать их к художественно-творческой деятельности. Знакомить детей с понятиями: фасад и фронтон, что у каждого дома должны быть стены, крыша, окна, двери, может быть крылечко, труба, акцентируя внимание дошкольников, что дома иногда украшены узором. Выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема, дворца). Отражать в рисунке и аппликации старинные и сказочные дворцовые строения.

Знакомить с садово-парковой архитектурой. Формировать умение детей распознавать архитектурные стили, элементы декора зданий; учить передавать архитектурные образы посредством художественного творчества. Выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы, скульптуру и пр.

Для успешного ознакомления дошкольников с архитектурой можно

использовать литературные и ’научно-познавательные произведения,

художественные альбомы, открытки, репродукции, фотографии, видеофильмы

и презентации о достопримечательностях, карты и схемы города, макеты

архитектурных сооружений и городских микрорайонов, дидактические игры и

пособия, литературный материал, технические средства обучения и др.

Обучать детей дошкольного возраста архитектуре можно через сказки.

В народных сказках представлены самые разные дома: теремок, рукавичка,

избушка на курьих ножках, кувшин, домики трех поросят из разных

материалов, пряничный домик. Описываются дворцы Кощея Бессмертного,

Волшебника Изумрудного города, Снежной Королевы, при этом подчеркивать

характерные и особенные черты каждого из этих сказочных строений,

развивая умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений сказочных построек.

В процессе ознакомления детей дошкольного возраста с архитектурой

необходимо решать разнообразные задачи:

- формировать у детей интерес к архитектуре родного города и других

городов нашей страны;

- учить детей видеть «лицо» города - особенности зданий, их назначение

и украшение, и цветовое решение;

- уметь сравнивать старые здания и современные, связывая особенности

с техническими возможностями времени;

- знакомить детей с архитектурой «малых форм»;

- развивать у детей умения передавать основные свойства

архитектурных сооружений, использовать детали архитектурных украшений в

своей художественной деятельности;

- совершенствовать у воспитанников умение самостоятельно создавать

макеты архитектурных сооружений и творчество при реализации собственных

фантазий в конструктивной деятельности,

Таким образом, организация ознакомления детей дошкольного возраста

с архитектурой способствует формированию представлений об отдельных

фактах жизни людей той или иной эпохи, формирует художественное

восприятия, эстетическое воспитание, отзывчивость к красоте.

Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с

архитектурой.

Чтобы помочь дошкольникам овладеть азбукой архитектуры, должен быть соблюден целый ряд условий:

- педагог сам должен хорошо знать и понимать этот вид искусства, используя свой запас знаний и представлений, воспитатель может познакомить детей с памятниками разных архитектурных стилей, выбранными по своему усмотрению;

- знакомство с шедеврами зодчества лучше проводить не один раз в

неделю в специально отведенное время, а регулярно, в процессе свободной

самостоятельной деятельности детей и желательно при индивидуальном

общении;

- для того чтобы заинтересовать детей, обязательным компонентом предметно-развивающей среды группы должны стать альбомы, открытки с

изображением памятников архитектуры. Воспитатель в непринужденной

форме привлекает детей к разглядыванию иллюстративного материала и

просит показать наиболее понравившиеся здания или постройки, поэтому

одним из условий является - демонстрация педагогом собственного

восприятия красоты архитектурного шедевра;

- и педагог, и ребенок при рассматривании иллюстраций обводят называемый элемент пальцем (не указкой, такой способ усиливает восприятие, так как архитектура - искусство пространственное и ее познание возможно только в движении;

- беседа с ребенком в форме совместного поиска ответов на вопросы,

поставленные педагогом, например, в разговоре об архитектурных шедеврах

обязательно упоминаются их создатели, можно предложить подумать, правильно ли, говоря о постройке здания, соотносить результат труда многих

с одним именем;

- в разговоре с детьми не следует увлекаться называнием стилей, гораздо

важнее при исследовании иллюстраций обращать внимание на признаки,

которые определяют данный стиль;

- в целях закрепления полученных знаний можно предложить построить

дом с колоннами, при этом не следует требовать от детей знания

терминологии.

Важно помнить: главная цель ознакомления с архитектурой - научить

детей восхищаться красотой зданий и выражать свое отношение к

увиденному.

При соблюдении этих условий необходимы следующие методы и

приемы для знакомства детей с архитектурой:

- Наблюдение - один из основных методов.

По характеру:

Целостное. Позволяет составить общее представление об архитектуре и

исследовать ее как целостную конструкцию, включающую ряд взаимосвязанных компонентов.

Детальное. Способствует изучению отдельных архитектурных форм,

элементов конструкции.

Комбинированное. Предполагается изучение архитектурного сооружения по принципу от целого к частному, от частного к целому.

Образное. В ходе восприятия того или иного архитектурного

сооружения дети учатся выделять образ, который заключен в самой конструкции.

Сравнительное. Способствует развитию аналитических умений в

сопоставлении различных архитектурных сооружений друг с другом с целью

выделения их общих и отличительных черт.

Синтезированное. Предполагает установление дошкольниками связи

между характером и стилем архитектурного сооружения и степенью его взаимодействия с другими видами искусства (дизайном, живописью, скульптурой и т. д.).

По активности детей:

Самостоятельное индивидуальное. Дает возможность ребенку самому

рассматривать и изучать архитектурную конструкцию, делать выводы,

подмечать особенности, выделять главное.

Самостоятельное и групповое. Имеет ту же цель: стимулировать умение

детей самостоятельно обследовать объекты архитектуры, чтобы выяснить на

визуально-аналитическом уровне, из каких элементов - состоит

рассматриваемое архитектурное сооружение, какой материал использовался

для его постройки.

Индивидуальное целенаправленное. При активной позиции взрослого.

Используется в синтезе со словесными методами (беседой, пояснением, рассказом и др.). Несмотря на его кажущуюся сложность, может применяться

в разных ситуациях.

Групповое целенаправленное. Групповое наблюдение применимо как на

экскурсиях при непосредственном, так и при опосредованном (через

различные виды ТСО) ознакомлении дошкольников.

Беседа. Опорное средство, позволяющее детям помимо визуального

опыта получить еще и опыт информационный.

Беседа-повествование. Содержание повествовательной беседы должно

учитывать возраст и эстетическую подготовленность дошкольников.

Беседа-сказка. Позволяет в увлекательной, интересной и привычной для

дошкольников, особенно младшего возраста, форме рассказать о достаточно

сложных понятиях архитектуры.

Беседа-игра. Беседа должна быть непродолжительной и лаконичной по

содержанию, целесообразна на этапе закрепления материала.

Беседа с привлечением сказочного героя. Сказочный герой, благодаря

которому дошкольники отправляются в мир архитектуры, выступает в

качестве дополнительного активизирующего условия.

Игра может выступать в качестве самостоятельного метода ознакомления дошкольников с архитектурой.

Дидактические игры. Игры-вкладыши; разрезные картинки; игры-конструкторы (игры-самоделки); игры-лото; игры с игровым полем; игры на

классификацию; игры-схемы (по схеме необходимо определить характер и тип

архитектурного сооружения); игры-головоломки (в архитектурном сооружении вычленить формы или из форм составить целостное изображение); игры-пазлы; игры на сопоставление; игры-шутки (в предлагаемых изображениях архитектурных сооружений найти ошибки построения); игры-превращалки (детям предлагаются - изображения архитектурных сооружений в непривычной форме, в виде образов животных или человека, и им необходимо подобрать к этим картинкам другие, на которых изображено реальное сооружение).

Подвижные и малоподвижные игры. С помощью имитационных

движений дети пытаются передать образ того или иного архитектурного

сооружения или отдельной архитектурной формы.

Экскурсии к памятникам архитектуры или к архитектурным объектам. Предполагаются не только специально организованные поездки далеко

за пределы района, в котором располагается дошкольное учреждение, но и

совместные прогулки по улицам своего района, города, в ходе которых дети

могут узнать что-то новое об архитектуре. Любой дом, мост, фонтан может

стать объектом изучения, раскрывающим знания о свойствах мира архитектуры, которыми впоследствии могут воспользоваться дети в процессе

создания своих конструктивных образов.

Консультирование родителей с целью обеспечения закрепления

изученного материала. Консультирование в своей традиционной форме беседы, имеющей характер наставления и рекомендаций, для современных родителей - малоэффективное средство взаимодействия. Поэтому ему необходимо придать форму не назидания, а разнопланового и разноуровневого сотрудничества. Поскольку все родители разные, условно среди них можно выделить несколько групп:

Первая группа - родители, которые не стремятся обременять себя вопросами воспитания и образования своих детей, перекладывая все на плечи образовательного учреждения. Такие родители стремятся к материальному

достатку, желая быть значимой фигурой в обществе, поэтому в ходе их

консультирования основное внимание следует уделять мотивам,

показывающим перспективы дальнейшего развития способностей ребенка в

этой области, что скажется на его социальном статусе. Здесь важны два

момента: что сказать и как сказать. Если педагог не заинтересован и не чувствует уверенности в своих словах, то ни один родитель не станет

сотрудничать с ним. Нельзя извиняющимся тоном разговаривать с родителями, тогда они теряют уважение к педагогу, и дальнейшее взаимодействие становится неэффективным и формальным.

Вторая группа - активные родители, и потому сотрудничество с ними не имеет особых сложностей. Они всегда легко откликаются на просьбы

педагогов, принимают во внимание все рекомендации. Но здесь существует

другая опасность: перерастание ’официально-делового общения в панибратские отношения. Во всем нужна мера, нельзя, чтобы родители в

присутствии или в отсутствие детей вели себя с воспитателем как с «подружкой». В этом случае очень сложно проявлять жесткость

педагогических требований.

Третья группа - родители, придерживающиеся своих собственных

взглядов на проблему воспитания и образования детей. И очень часто эти

взгляды не соответствуют направлениям педагогической работы дошкольного

учреждения. Дети оказываются в сложной ситуации, на них оказывается

разнонаправленное педагогическое воздействие, негативно влияющее на их

психологическое состояние. Проводя консультирование с такими родителями,

важно уметь использовать их информацию и опыт во благо ребенку. То есть

постепенно, порционно вводить новую для них информацию, поскольку все

новое может восприниматься ими негативно, так как, по их мнению, они все

уже знают о своих детях и перспективах их развития.

Разработка пособий и игр, необходимых для ознакомления дошкольников с архитектурой. При всем изобилии различных дидактических

игр и пособий вопрос приобщения дошкольников к архитектуре остается

недостаточно разработанным. Сегодня огромное множество пособий можно изготовить, лишь взяв из почтового ящика бесплатные журналы и проспекты, в которых имеются фотографии различных по форме и конструкции домов, дверей, окон, лестниц, арок, крыш, фонтанов, мостов и т. д. Вырезав эти фотографии, наклеив на картон, заламинировав или покрыв термоклеевой пленкой, можно получить отличную дидактическую игру, направленную на решение не одной задачи.

Совместное с детьми и родителями изготовление макетов.

В ходе выполнения макетов или их составляющих дети также знакомятся, но уже детально, со многими архитектурными элементами. Благодаря практическим совместным действиям дети получают возможность глубже понять отдельные правила, техники архитектуры, законы взаимодействия конструктивных форм. Макетирование не только способствует формированию конструктивных умений, но и развивает внимательность при выполнении детали, логическое мышление, воспитывает аккуратность, раскрывает образность в архитектуре.

Выделенные направления работы не являются единственными, в

содержательном и методическом плане их можно дальше расширять, придумывая другие формы, в зависимости от специфики дошкольного

учреждения, от возраста детей, педагогических и материальных условий.

Вопросы, задаваемые детям младшего возраста, должны быть просты по словесной конструкции, лаконичны по форме и доступны по содержанию.

Здесь важен эмоциональный компонент, т. е. вопросы должны строиться таким образом, чтобы они затрагивали эмоционально-познавательный опыт

детей.

Для старших дошкольников конструкция вопроса может быть уже более

сложной, содержать понятия, относящиеся к предмету изучения. Вопросы

также должны быть ориентированы на личностный опыт детей и стимулировать их активность в формулировании своей точки зрения по

рассматриваемому вопросу.

Итак, в работе по ознакомлению дошкольников с архитектурой можно

использовать следующие методы: наблюдение, беседу, сюжетно-ролевые и

дидактические игры, экскурсии, консультирование родителей, разработка

пособий и игр, совместное с детьми и родителями изготовление макетов,

рассматривание иллюстраций или показ слайдов по теме занятия, чтение

литературы, лепка, аппликация, конструирование, просмотр коротких

видеороликов, рисование с детьми изученных объектов архитектуры.

Результатом подобной работы является то, что У дошкольников

появляется чувство отзывчивости на воспринимаемые произведения

архитектуры, способность выделять выразительные средства, устанавливать

их связь с замыслом архитектора. Умение оперировать полученными

знаниями в собственной продуктивной деятельности.

Все это дает возможность ребенку насладиться изумительным

искусством «застывшей музыкой, музыкой в пространстве» - архитектурой.

Особенности восприятия дошкольниками архитектуры

Установлено, что У дошкольников практически отсутствуют знания о

профессии архитектор. Большая часть детей дошкольного возраста, при восприятии архитектурных объектов, затрудняется в выделении особенностей объёмной композиции. Дети не анализируют форму основной части, её величину, соотношение целого и частей. Как правило, внимание дошкольников

привлекают наиболее яркие элементы конструкции и отдельные детали

декоративного убранства. Это отражено в рисунках дошкольников, на которых, в основном, представлены два типа графических изображений зданий и сооружений.

Первый характеризуется примитивным, схематичным изображением

сооружения в целом и его частей. Основной объём постройки представляет

квадрат или прямоугольник, крыша изображается в виде треугольника или

усечённой трапеции.

Для второго способа характерно усложнение приёмов передачи

строения сооружения. Создаваемые образы имеют сложные силуэты, дополняются разнообразными элементами декоративного оформления.

Отмечаются случаи передачи пространственного строения сооружения с

помощью прорисовки центрального и бокового фасадов. Большое значение для восприятия архитектуры имеет «багаж знаний» (запас образов, приобретенный в поездках и путешествиях. Такая база помогает не только лучше понять специфику здания, но и точнее различить в нем признаки определенного стиля, выявить художественные достоинства и недостатки.

Продолжая эту работу, уже в начальной школе можно научить детей

различать стили и эпохи.

При восприятии данного вида искусства есть еще одно важное качество

- наличие собственного отношения к образу. Это качество плохо развито у

дошкольника, который чаще всего пользуется мнением и оценкой взрослых.

Педагогу нужно стремиться заложить основы объективного и заинтересованного отношения ко всем явлениям действительности и к

искусству. При нравственно-эстетическом воспитании ребенка важно

помнить, что любое отношение должно опираться на понимание

общественной, исторической и художественной ценности здания, на

понимание того, что архитектура является неотъемлемой частью общей

материальной и духовной культуры нашего общества.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что педагогическая

задача воспитателя состоит в такой организации процесса познания

архитектуры, которая способствует естественному и органическому

проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей данной

ступени его развития. Воспитатель должен не только систематизировать

разрозненные знания ребенка об архитектуре, но и организовать работу по

усвоению детьми новых знаний, получению чувственного опыта, эстетических

переживаний. Эта работа должна быть системной, последовательной, поэтому

необходимо педагогическое планирование.

Публикации по теме:

Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Красавицы медузы»Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Красавицы медузы» Под водой в прозрачных блузах Важно плавают медузы. Не спеша, неторопливо, Чтобы выглядеть красиво. Вот какие модницы, Модницы - подводницы.

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Июль — макушка лета»Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Июль — макушка лета» Этот месяц самый яркий, Самый пёстрый, самый жаркий. Липа сладкая цветёт, Первый боровик растёт, Зацветает в поле рожь, Грозы нагоняют.

Материал для ознакомления детей дошкольного возраста с народным праздником «День лошади»Материал для ознакомления детей дошкольного возраста с народным праздником «День лошади» Материал может быть полезным воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Подборка стихотворений Сергея Есенина для ознакомления детей старшего дошкольного возраста В начале октября, ежегодно, в честь дня рождения С. Есенина, в Рязани в дошкольных учреждениях педагоги проводят запланированное ознакомление.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста архитектурой
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 00:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста архитектурой» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Алексеевна (УИ 3109429) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД