Алия Кумарова
Теоретические основы использования игр с природными материалами для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры детей с природными материалами (песок, вода, глина, снег и т. п.) - это исторически сложившаяся деятельность детей, заключающаяся в воспроизведении действий взрослых и направленная на ориентировку и познание предметной действительности. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Специалисты полагают, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.
Публикация «Теоретические основы использования игр с природными материалами для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время возникла необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Дети все дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как педагоги и родители уделяют недостаточно внимания приобщению детей к миру прекрасного, в то время, как одна из форм работы в данном направлении, работа с природным материалом помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь ко всему живому.
Игра заставляет припоминать, делать выводы и составлять суждения, совершать открытия, а не усваивать знания, преподносимые педагогом или книгой. Однако предоставляя ребенку большую свободу в играх, в действиях, в своих работах О. Декроли предупреждал, что все же педагог должен быть всегда рядом с играющим ребенком, чтобы активно помогать во всех затруднениях, отвечать на вопросы, удовлетворять интересы и потребности и улавливать запросы. Целая плеяда зарубежных педагогов, даже не занимаясь специально проблемой игры, отмечала, что игры с природными материалами служит средством для более быстрого и эффективного развития детей.
Известно, что игры детей с природными материалами есть исторически сложившаяся деятельность детей, заключающаяся в воспроизведении действий взрослых и направленная на ориентировку и познание предметной действительности. На самых первых ступенях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство, игры не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления орудий.
Путём анализа педагогической литературы, посвящённой организации игр с природным материалом, выявить основные условия для организации игр с природным материалов. Только усложнение орудия труда привели к существенному изменению положения ребенка в обществе и необходимости возникновения игр - упражнений. Дети, подражая взрослым, рыхлили землю, рыли канавки, лепили из глины и т. д. Такие игры служили средством подготовки детей к труду. Первое педагогическое обоснование важности игр с природными материалами для развития детей находятся в произведениях Платона.
Дж. Локк рассматривал игру детей с природными материалами как один из путей нравственного совершенствования подрастающего поколения: «Игры детей с природными материалами приучают их «добиваться того, что им нужно, собственными силами и собственным трудом, а этим самым они будут приучаться к скромности в желаниях, к трудолюбию, усердию, размышлению, сметливости и расчетливости; эти качества будут им полезны, когда они станут взрослыми и поэтому должны приобретаться, возможно, раньше и усваиваться, возможно, глубже»