Виолетта Камалова
Теоретические основы и содержание методики констатирующего эксперимента
▼ Скачать + Заказать документы
Структуры методик, оценочные шкалы и обработка результатов основывались на идеях зарубежных и российских исследователей (З. Фрейд, А. Пейн, Р. Р. Калинина, Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова).
Теоретико-методологическую основу психодиагностического исследования составили положения проективной психологии и арт-терапии дошкольников (Л. С. Выготский, В. Вульф, Дж. Дилео, П. Пиотровска, М. Прудомью, Х. Рид, К. Риччи, Г. Сперинг, Х. Энг, согласно которым в детских рисунках прослеживаются определё нные закономерности:
Публикация «Теоретические основы и содержание методики констатирующего эксперимента» размещена в разделах
• ребёнок рисует то, что для него важно, о существовании чего он знает и помнит, а не то, что видит на самом деле;
• ребёнок рисует не предмет сам по себе, а своё представление о предмете;
• детский рисунок отражает внутренний мир ребёнка, его переживания и главное – то бессознательное, что невозможно исследовать с помощью словесных методик и тестов;
• во время рисования задействована не только интеллектуальная сфера ребёнка, но и эмоциональная;
Мы использовали методики «Дорисовывание» : мир вещей – мир людей – мир эмоций», «Три желания» и «Что – почему – как».
Диагностические методики помогают выявить эмоциональную ориентацию детей (на мир вещей или на мир людей, на себя или на другого человека, а также способы адекватного решения возникающих проблем с опорой на эту ориентацию.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».
Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка – на мир вещей или на мир людей.
Инструкция. Педагог предлагает детям за 15 минут добавить (дорисовать) к фигурам (овал, круг, треугольник) любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом.
Обработка результатов.
0 баллов – дорисовка отсутствует; изображён предмет или животное;
1 балл – изображено человеческое лицо;
2 балла – изображён человек (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении).
Уровень развития эмоционального интеллекта:
Низкий: 0 баллов;
Средний: 1 – 3 балла;
Высокий: 4 – 6 баллов
Проективная методика «Три желания».
Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на себя или на других людей.
Инструкция. Педагог говорит детям: «Представьте, что золотая рыбка может выполнить три ваших желания. Что бы вы пожелали? Нарисуйте!».
Обработка результатов.
0 баллов – рисунок отсутствует;
1 балл – рисунок связан с желанием «для себя»;
2 балла – рисунок связан с желанием «для других людей».
Уровень развития эмоционального интеллекта:
Низкий: 0 – 3 балла
Средний: 4 балла
Высокий: 5 – 6 баллов
Методика «Что – почему – как».
Цель. Выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.
Инструкция. Воспитатель говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ. Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы».
Текст для девочек:
«Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине и попали в аварию. Мы были легко ранены. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила. А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик по имени Вова. Вова – заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно. Я даже не хотела больше ходить в школу. Таня узнала об этом.
На днях я всё-таки как обычно пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чём-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко от них, поэтому ничего не слышала. Я только знаю, что именно после разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться.
Я горжусь тем, что я – младшая сестра Тани и тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам. Как вы думаете, что она им сказала?»
Текст для мальчиков:
«Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время я часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Мне было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь.
В один прекрасный день мы с Юрой вышли во двор с велосипедом. Там нас увидели ребята. Они начали о чём-то шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошёл к ним и что-то сказал. Я стоял далеко от них, поэтому ничего не слышал. Я только знаю, что именно после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться.
Я горжусь тем, что я – младший брат Юры и тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?»
Обработка результатов.
Ребёнок, отвечая на вопросы психолога, должен решить определённую проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуаций и пониманием эмоциональных состояний других людей.
Ответы оцениваются по трёхбалльной шкале (в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера).
Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам?
0 баллов – ребёнок не отвечает или даё т такие варианты ответа: «Не смейтесь», «Что вы делаете?», «Как вам не стыдно».
1 балл – «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам;
2 балла – конструктивное решение проблемы.
Варианты конструктивного решения :
- старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям;
- старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам что так делать нельзя, что это плохо;
- старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться.
«Почему Таня (Юра) так поступила (поступил?»
0 баллов – ребёнок не понимает вопроса.
1 балл – «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали».
2 балла – «Люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются»
Как бы ты поступил (а) в такой ситуации?
0 баллов – ответ отсутствует.
1 балл – «Надо попросить взрослых поговорить с обидчиками».
2 балла – ребёнок сам принимает решение, опираясь на свои чувства – чувства обиженного человека.
Уровни развития эмоционального интеллекта:
Низкий: 0 – 2 балла;
Средний: 3 – 4 балла;
Высокий: 5 – 6 баллов.