Ирина Рябкина
Теоретические и методические основы в формировании личности ребенка в новом прочтении сюжетно — ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: И. Н. : РЯБКИНА
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, полоролевая социализация, сюжетно-ролевая игра, воспитание, потенциал.
Модернизационные процессы в системе дошкольного образования усилили задачи формирования личности ребенка-дошкольника в контексте сложных процессов современной социализации. Ведущий вид деятельности детей дошкольников-игра, таким образом, становится предметом особого интереса, так как составляет основное содержание жизни, тесно переплетается с трудом и учением [34].
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Проблемой развития личности детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся детские психологи Д. Б. Эльконин [4;6;7;15;24], Л. И. Божович, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, В. С. Мухина. А. Н. Леонтьев отмечал, что важнейшим психологическим новообразованием, возникающим к концу возраста, является соподчинение мотивов. Л. И. Божович, развивая эту мысль А. Н. Леонтьева, подчеркивала, что у детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение [3;5; 10].
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. Особое место занимают сюжетно-ролевые игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания всегда подлинны.
В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты формирования личности ребенка, отдельных ее сторон:
№п/п
Автор
Название исследования
Год написания
1.
Салчак Б. В.
Конструирование образовательной среды ДОУ как условие воспитания самосознания детей
2009г.
2.
Сидорова А. Н.
Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста
2009г.
3.
Сушенцева
Д. Б.
Воспитание у дошкольников качеств личности гуманистической направленности средствами музыкально-игровой деятельности
2006г.
4.
НгуенТхи Ким Ань
Воспитание творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
2004г.
5.
Царегородцева Е. А.
Оценочные высказывания педагогов как условие обеспечения личностного роста ребенка-дошкольника
2007г.
В настоящее время перед воспитателями возникает серьё зная проблема: у детей падает интерес к различным видам игр. Их место занимает телевидение, компьютерные игры, планшеты и другие технические изобретения. По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с детьми тёплые, душевные отношения, проявить интерес к их проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному развитию ребёнка.
ФГОС ДО определяет основное направление педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения - создание психолого-педагогических условий для позитивной социализации и индивидуализации воспитанников; формирование личности и индивидуальности ребенка, способной реализовать себя в социальном пространстве [15].
Анализ основных тенденций развития и формирования личности в дошкольном возрасте позволяет выделить ряд оснований, задающих стратегические направления в определении путей достижения нового качества современного дошкольного образования, создания перспективных парадигм и концепций его построения.
Новый этап развития мировой педагогической мысли изменил общий взгляд на образование в направлении его гуманизации, определяющей приоритет общечеловеческих ценностей, создания условий для свободного развития личности. Подверглись пересмотру отношения к ребенку как объекту педагогических воздействий, и за ним окончательно закрепился статус субъекта образования. Педагогическая поддержка детской индивидуальности рассматривается как главная цель образования.
На передний план выступил принцип субъект-субъектных отношений, который предполагает, что только в условиях равноправного сотрудничества
и взаимодействия возможно эффективное формирование личности. Данная задача решается через накопление ребенком средств и способов взаимодействия с миром, благодаря чему расширяются его возможности активно и творчески участвовать в этом процессе осознавая собственный опыт и пользуясь им в различных видах деятельности.
Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности (социальных, культурных, гигиенических и др., физическая культура занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного, постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений [4].
Современная жизнь требует, чтобы образование в полной мере выполняло культуросозидательную функцию, а образовательная система создавала необходимые условия для формирования личности, ее готовности взаимодействовать с другими и миром в целом.
Таким образом, можно констатировать, что в научно-методической литературе и в практике работы нашла отражение проблема формирования личности ребенка дошкольника на основе игровой деятельности. Однако, несмотря на внимание исследователей к данной проблеме, инновационные подходы к ее реализации на практике продолжают оставаться недостаточно разработанными и обобщенными.
Список литературы:
1. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - М., 2002 - №4-53-56
2. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у дошкольников. // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002-№4-51-57.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2000-405.
4. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др. ]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск, 2012. – 184 с.
5. Курочкина И. Н. Деловая игра как форма организации воспитательно-образовательного процесса//Дошкольное воспитание. -2001.-№5-80-83.
6. Артемьева Т. И. Развитие личности и ее способностей. -М. : АСТ, 2009.- [С. 106-123].
7. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд. – М. : Обруч, 2012
8. Монахова, Д. Л. Мир игры и празднично – игровая культура детства [Текст] / Д. Л. Монахова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5. – С. 161– 162.
9. Эксакусто, Т. В. Тренинги и ролевые игры / Т. В. Эксакусто. - М. : Феникс, 2015. - 286 c.
10. Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на развитие общения детей старшего дошкольного возраста [Текст] : / автор. Е. В. Васильева. – РК Инта: МБДОУ «Детский сад №32 «Родничок», 2017 – с.