Мария Благова
Теоретические основы педагогического проектирования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое проектирование – это деятельность субъекта либо субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности. Сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта. Продуктом любой проектировочной деятельности логично считать сконструированный проект ее объекта, в данном случае – проект образовательной среды.
Публикация «Теоретические основы педагогического проектирования дошкольников» размещена в разделах
Назначение педагогического проекта – изменение педагогической практики, в этом смысле проектная деятельность в образовании – это сознательное конструирование и внедрение в жизнь педагогических новшеств, инноваций.
Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт (текст, схема таблица и др.).
Педагогическое проектирование предполагает возможность изменения, развития участка педагогической практики как результат реализации проекта. Г. П. Щедровицкий выделил два вида полярных стратегий в педагогическом проектировании : а) средовая адаптация, приспособление к социальным условиям жизни, б) преобразование среды в соответствии с собственными ценностями, убеждениями, целями.
В рамках первой из упомянутых стратегий педагогический процесс модернизируется под конкретный социальный или государственный заказ, реализуется запрос соответствующих государственных структур или Гуманитарные науки. Педагогика и психология 136 социальных групп. В рамках второй стратегии проектирования субъектом проектной деятельности становится круг лиц, заинтересованный в появлении новых видов образовательной деятельности (учащиеся, их родители и учителя, в данном случае проект представляет собой творческую инициативу участников образовательного процесса.
Педагогическое проектирование является осознанным и целенаправленным процессом построения модели развития образования, а педагогические инновации – продукт реализации предложенной идеальной модели.
Инновации – это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования. Таким образом, исследователи понимают под педагогической инновацией качественное или количественное изменение педагогической системы, направленное на совершенствование существующей педагогической практики.
Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Начало разработке научно-методических основ технологичного проектирования в отечественной дидактике положил В. П. Беспалько.
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная. Педагогическое проектирование - проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у логопеда совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.
Любой педагог участвует в проектировании трех типов объектов : педагогических систем, процессов и ситуаций.
Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования.
Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педагогического процесса, а через него - в рамках определенной подсистемы.
При проектировании развивающей предметной среды для детей должны учитываться следующие стимульные факторы:
1) среда должна формироваться адекватными возрасту средствами с некоторым превышением степени их сложности по отношению к функциональным возможностям ребенка;
2) динамизм, изменчивость, неоднородность окружающей среды, т. е. это игровая среда, полностью подвластная возможностям ребенка, при этом она должна захватывать внимание неожиданными изменениями в ней;
3) новизна – вызывает познавательный интерес, ведет к развитию психических процессов у ребенка (внимание, восприятие, память, мышление, воображение);
4) форма и цвет – передают выразительность, позволяют посредством сопоставления объектов и событий приобрести новые знания.