Татьяна Новожилова
Теоретические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются воспитание и информирование. Формирование познавательного интереса к труду, трудолюбия, уважительного отношения к человеку труда и результатам его профессиональной деятельности и является содержанием профессионального воспитания.
Публикация «Теоретические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Создание информационного пространства, позволяющего ребенку освоить мир профессий во всем многообразии, определяет содержание профессионального информирования. С учетом специфики дошкольного возраста оба эти процесса предполагают ведущую роль педагога, однако, очень важно сохранять субъектную позицию ребенка, учитывать его опыт и интересы, ориентироваться на профессии его родителей и близкого окружения как значимых для дошкольника субъектов профессионального самоопределения.
Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста выступают составляющими ранней профориентации, цель
которой – допрофессиональное самоопределение дошкольников. При этом очень важно вовлекать в этот процесс родителей. Таким образом, ранняя профориентация в дошкольном возрасте направлена на создание условий для реализации детьми своих интересов и возможностей в доступных видах деятельности, что позволит на следующих возрастных этапах анализировать разные сферы профессиональной деятельности человека, более осознанно и уверенно чувствовать себя в выборе профессии.
В дошкольном возрасте ребенку понятны профессии, которые
он видит каждый день и результаты труда которых для него значимы (врач, водитель, воспитатель). Постепенно дошкольники осваивают представления
о профессиях.
Отдельные взаимоотношения, ребенок может представить на основе наглядных образов. На данном этапе важно, чтобы впечатления, полученные как наглядно-действенным, так и наглядно-образным способом, были переведены в символическое пространство сюжетно-ролевой игры.
Неотъемлемой частью трудового воспитания в дошкольном возрасте является ознакомление с трудом взрослых. Безусловно, к концу дошкольного возраста ребенок еще не способен осуществить осознанный выбор будущей профессии, однако формирование знаний о профессиях, базирующаяся на устойчивом познавательном интересе к профессиональному миру, станет основой для дальнейшего профессионального самоопределения.
В старшем возрасте дети имеют более широкие представления о мире профессий. Дети среднего дошкольного возраста чаще соотносят профессию с конкретным человеком, в частности с родителем. В старшем возрасте называют профессии разных сфер деятельности.
Дети старшего возраста проявляют больше сознательности при выборе профессии, выделяют ее существенные признаки, имеют представление о трудовом процессе выбранной профессии, в сравнении с детьми среднего возраста.
Результаты наблюдения показали, что в среднем и старшем дошкольном возрасте дети часто в течение дня играют в сюжетно-ролевые игры в ходе самостоятельной деятельности, но игры детей старшего возраста разнообразнее по содержанию, они берут на себя роли из разных профессий и проигрывают основное содержание игры в соответствии с выбранной профессией.
Выбор роли детьми среднего дошкольного возраста часто обусловлен атрибутикой: например, колпак повара позволяет ребенку первоначально включиться в сюжет «столоая» и, не закончив сюжетную линию, перейти
в игровое взаимодействие по сюжету «больница». То есть
ребенок не соотнес свое поведение с исполняемой ролью.
Дети старшего дошкольного возраста более сознательно подходят к выбору роли в игре, готовят атрибуты, исполняют роль в соответствии с поведением чело века данной профессии, но ролевая речь не всегда развёрнута
Объем знаний о разных профессиях, о значимости профессии для общества у детей зависит от возраста. В среднем возрасте преобладают профессии ближайшего окружения, а в старшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать разнообразные профессии, в том числе на основе образного восприятия.
Условия ранней профориентации дошкольников включают построение развивающей предметно пространственной среды, ориентированной на формирование у ребенка актуальных знаний в развитии современной технической, исследовательской проект ной и конструкторской деятельности;
использование активных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе ранней профессиональной ориентации дошкольников;
Анализ научной литературы и опыта дошкольных образовательных организаций свидетельствует, что необходима определенная логика в процессе ознакомления дошкольников с доступными профессиями по
принципу от близкого к далекому. При определении содержания профориентационной работы в дошкольном возрасте педагог должен ориен-
тироваться на возрастные особенности детей, требования ФГОС и учитывать субъектный опыт ребенка. Процесс ранней профориентации обязательно
включает в себя освоение детьми дошкольного возраста разных видов деятельности: игровую деятельность как ведущий вид деятельности (она позволяет поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка в процессе проявления ранней профессиональной направленности);
Продуктивные виды детальности (способствуют формированию эмоционального компонента ранней профессиональной направленности);
Познавательная и исследовательская деятельность Проведенное исследование позволило выделить особенности проявления ранней профессиональной направленности у детей дошкольного возраста
и разработать обобщенный подход профориентационной работы с дошкольниками ДОО. Профориентационная работа с детьми дошкольного
возраста – это целенаправленный процесс по формированию у дошкольников осознанного отношения к миру профессий на основе системных знаний, включающих понимание назначения той или иной профессии, соот-
несение орудий труда с профессиональной деятельностью, определение содержания труда и осознание профессионально важных качеств человека труда.
Ранняя профессиональная ориентация – это система мер, направленных на выявление личностных особенностей, способностей и интересов ребенка и осуществление сопровождения в освоении знаний
о профессиях как основы будущего свободного выбора профессионального пути.
Результатом ранней профессиональной работы является первоначальная профессиональная направленность.