МААМ-картинки

Теоретические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста

Татьяна Новожилова
Теоретические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются воспитание и информирование. Формирование познавательного интереса к труду, трудолюбия, уважительного отношения к человеку труда и результатам его профессиональной деятельности и является содержанием профессионального воспитания.

Публикация «Теоретические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Создание информационного пространства, позволяющего ребенку освоить мир профессий во всем многообразии, определяет содержание профессионального информирования. С учетом специфики дошкольного возраста оба эти процесса предполагают ведущую роль педагога, однако, очень важно сохранять субъектную позицию ребенка, учитывать его опыт и интересы, ориентироваться на профессии его родителей и близкого окружения как значимых для дошкольника субъектов профессионального самоопределения.

Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста выступают составляющими ранней профориентации, цель

которой – допрофессиональное самоопределение дошкольников. При этом очень важно вовлекать в этот процесс родителей. Таким образом, ранняя профориентация в дошкольном возрасте направлена на создание условий для реализации детьми своих интересов и возможностей в доступных видах деятельности, что позволит на следующих возрастных этапах анализировать разные сферы профессиональной деятельности человека, более осознанно и уверенно чувствовать себя в выборе профессии.

В дошкольном возрасте ребенку понятны профессии, которые

он видит каждый день и результаты труда которых для него значимы (врач, водитель, воспитатель). Постепенно дошкольники осваивают представления

о профессиях.

Отдельные взаимоотношения, ребенок может представить на основе наглядных образов. На данном этапе важно, чтобы впечатления, полученные как наглядно-действенным, так и наглядно-образным способом, были переведены в символическое пространство сюжетно-ролевой игры.

Неотъемлемой частью трудового воспитания в дошкольном возрасте является ознакомление с трудом взрослых. Безусловно, к концу дошкольного возраста ребенок еще не способен осуществить осознанный выбор будущей профессии, однако формирование знаний о профессиях, базирующаяся на устойчивом познавательном интересе к профессиональному миру, станет основой для дальнейшего профессионального самоопределения.

В старшем возрасте дети имеют более широкие представления о мире профессий. Дети среднего дошкольного возраста чаще соотносят профессию с конкретным человеком, в частности с родителем. В старшем возрасте называют профессии разных сфер деятельности.

Дети старшего возраста проявляют больше сознательности при выборе профессии, выделяют ее существенные признаки, имеют представление о трудовом процессе выбранной профессии, в сравнении с детьми среднего возраста.

Результаты наблюдения показали, что в среднем и старшем дошкольном возрасте дети часто в течение дня играют в сюжетно-ролевые игры в ходе самостоятельной деятельности, но игры детей старшего возраста разнообразнее по содержанию, они берут на себя роли из разных профессий и проигрывают основное содержание игры в соответствии с выбранной профессией.

Выбор роли детьми среднего дошкольного возраста часто обусловлен атрибутикой: например, колпак повара позволяет ребенку первоначально включиться в сюжет «столоая» и, не закончив сюжетную линию, перейти

в игровое взаимодействие по сюжету «больница». То есть

ребенок не соотнес свое поведение с исполняемой ролью.

Дети старшего дошкольного возраста более сознательно подходят к выбору роли в игре, готовят атрибуты, исполняют роль в соответствии с поведением чело века данной профессии, но ролевая речь не всегда развёрнута

Объем знаний о разных профессиях, о значимости профессии для общества у детей зависит от возраста. В среднем возрасте преобладают профессии ближайшего окружения, а в старшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать разнообразные профессии, в том числе на основе образного восприятия.

Условия ранней профориентации дошкольников включают построение развивающей предметно пространственной среды, ориентированной на формирование у ребенка актуальных знаний в развитии современной технической, исследовательской проект ной и конструкторской деятельности;

использование активных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе ранней профессиональной ориентации дошкольников;

Анализ научной литературы и опыта дошкольных образовательных организаций свидетельствует, что необходима определенная логика в процессе ознакомления дошкольников с доступными профессиями по

принципу от близкого к далекому. При определении содержания профориентационной работы в дошкольном возрасте педагог должен ориен-

тироваться на возрастные особенности детей, требования ФГОС и учитывать субъектный опыт ребенка. Процесс ранней профориентации обязательно

включает в себя освоение детьми дошкольного возраста разных видов деятельности: игровую деятельность как ведущий вид деятельности (она позволяет поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка в процессе проявления ранней профессиональной направленности);

Продуктивные виды детальности (способствуют формированию эмоционального компонента ранней профессиональной направленности);

Познавательная и исследовательская деятельность Проведенное исследование позволило выделить особенности проявления ранней профессиональной направленности у детей дошкольного возраста

и разработать обобщенный подход профориентационной работы с дошкольниками ДОО. Профориентационная работа с детьми дошкольного

возраста – это целенаправленный процесс по формированию у дошкольников осознанного отношения к миру профессий на основе системных знаний, включающих понимание назначения той или иной профессии, соот-

несение орудий труда с профессиональной деятельностью, определение содержания труда и осознание профессионально важных качеств человека труда.

Ранняя профессиональная ориентация – это система мер, направленных на выявление личностных особенностей, способностей и интересов ребенка и осуществление сопровождения в освоении знаний

о профессиях как основы будущего свободного выбора профессионального пути.

Результатом ранней профессиональной работы является первоначальная профессиональная направленность.

Публикации по теме:

Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно.

Фотоотчёт о реализации проекта по ранней профориентации «Профессия «Повар»Фотоотчёт о реализации проекта по ранней профориентации «Профессия «Повар» Сегодня 20 октября Всемирный день повара. Наши дети в рамках проекта ранняя профориентация познакомились с профессией "Повар". Цель: Знакомство.

Игровая среда группы по ранней профориентации дошкольниковИгровая среда группы по ранней профориентации дошкольников Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми.

Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…»Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Конспект НОД по ранней профориентации «Знакомство с профессией Повар» .

Фотоотчет о мероприятиях по ранней профориентации в рамках проекта «Билет в будущее!»Фотоотчет о мероприятиях по ранней профориентации в рамках проекта «Билет в будущее!» Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – дизайнер, завтра.

Фотоотчет о работе с детьми по ранней профориентацииФотоотчет о работе с детьми по ранней профориентации Наши экскурсии. Наша работа с детьми по ранней профориентации. Наши дети совершили увлекательную экскурсию в Сбербанк. Здесь их познакомили.

Отчёт по организации ранней профориентации в средней группеОтчёт по организации ранней профориентации в средней группе Отчёт по организации ранней профориентации (ознакомление с миром профессий) в средней группе «Карамельки», за 2017-2018 учебный год..

Развивающие фетровые книжки по ранней профориентации в работе с детьмиРазвивающие фетровые книжки по ранней профориентации в работе с детьми Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, творческое. В связи с внедрением.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 апреля 2023 в 04:24
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Новожилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД