Галина Кладова
Тенденции развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: статья посвящена вопросам применения конструирования для развития творческого воображения дошкольников, рассматривается воспитательная функция конструирования, анализируются методы обучения и особенности влияния на воображение.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: воображение, конструирование, дошкольный возраст, творческие способности, игровые уроки.
Annotation : the article is devoted to the application of construction for the development of the creative imagination of preschoolers, the educational function of construction is considered, teaching methods and features of the influence on the imagination are analyzed.
Keywords : imagination, design, preschoolage, creativity, gamelessons.
В настоящее время многие педагоги и психологи отмечают, что современным людям недостаточно обладать определенным набором знаний и навыков, но необходимо также мыслить творчески, принимать необычные решения и не следовать существующим моделям для ведения деятельности, а видеть их реализацию.
Благодаря развитию умственных функций, таких как мышление и воображение, способность создавать новые вещи заложена в детстве, поэтому в процессе роста детей от пяти до двенадцати лет нужно уделять наибольшее внимание этим процессам. Ученые называют этот период чувствительным периодом, который больше всего способствует развитию метафорического мышления и воображения [2].
Воображение - это форма деятельности, проявляющаяся в изменении и рекомбинации элементов опыта, чтобы человек мог использовать его гибко и точно.
Воображение - это элемент символической функции, который формируется вместе с речью в совместных действиях детей и взрослых по механизму социальной наследственности. Самым важным моментом в воображении является создание всего изображения из его составных частей. Для дошкольников конструирование - важнейший вид деятельности, связанный с реальной жизнью детей и моделированием предметных изобретений. В процессе конструирования дети овладевают навыками моделирования пространства, знакомятся с отношениями между объектами в нем и учатся изменять соотношение объектов различными способами - согласно инструкциям взрослого, а так же в соответствии с их собственным дизайном.
Вопросам изучения воображения посвящены исследования Веракса, Н. Е. [1], Гоголева, В. Г. [2], Григорьева, О. А. [3], Давидчук, A.H. [4].
Как указывает Н. И. Иванова [5], воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение не развивается само по себе, а требует определенных условий, главное - организовать правильное обучение. Использование различных технологий и методов обучения в учреждении может способствовать развитию творческого воображения дошкольников.
Учебная программа дошкольников должна предусматривать развитие творческих способностей. Некоторые педагоги считают, что творчество следует развивать с раннего возраста, до 6 лет, иначе позже его сложно развить [4].
Одно из главных условий развития творческого воображения - создание атмосферы, воспитывающей психологическую безопасность детей. Следует помнить, что критиковать детей и заставлять их чувствовать, что их предложения неприемлемы или глупы - это самый верный способ подавить их творческое воображение. Воспитатели должны уважать мысли, высказываемые детьми. Кроме того, следует поощрять детей справляться со сложными задачами, чтобы развить у них мотивацию и настойчивость.
Выполнение выбранных условий может позволить детям проявить свои способности в игре и использовать свое воображение во всех направлениях. Когда педагог может правильно наладить учебно-воспитательный процесс, возможности в развитии творческого воображения дошкольников становятся безграничными.
Термин «конструирование» происходит от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, размещение в определенном порядке и взаимосвязь между различными отдельными объектами, частями и элементами [3].
Конструирование у детей старшего дошкольного возраста –это, когда дети используют строительные материалы для создания различных зданий, а из бумаги, картона, природных материалов и других материалов делают поделки и игрушки.
В процессе конструирования у детей развивается интеллект, нравственность, эстетика и трудовые способности. Развивается способность наблюдать и анализировать окружающие предметы, формируя независимое мышление, творческие способности, художественный вкус и ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении целей, коммуникативные навыки и т. д., которые помогают детям жить и учиться, безусловно, такая подготовка очень важна для развития творческого мышления.
Взрослые играют очень важную роль в процессе конструирования, чтобы научить детей этому навыку, необходимо использовать различные техники.
В работе педагога по конструированию можно использовать следующие методы обучения:
1. Продемонстрируйте и объясните технику изготовления конструкций или игрушек.
2. Объясните задачу и определите условия, которым должны соответствовать дети, не демонстрируя конструкцию, которую они должны создать.
3. Продемонстрируйте свои конструкторские навыки, которые дети могут усвоить для последующего использования при создании построек и поделок. Например, в конструкции из бумаги - как приклеить сторону замкнутого куба или бруска, какой материал лучше использовать для изготовления цельной детали, в этом случае лучше всего использовать пластилин, фиксирующий клей.
4. Проанализируйте и оцените рабочий процесс детей и произведенную продукцию (узнать, какие методы действия выучили дети и какие методы необходимо освоить).
В то же время в среди дошкольников педагогу следует общаться со всей группой и с каждым ребенком в отдельности, чтобы проверить, усвоил ли ребенок новый материал.
Игровые уроки конструирования закладывают основу для полноценного и содержательного общения между детьми и взрослыми. Кроме того, художественная и созидательная деятельность также имеет терапевтический эффект: она может отвлечь детей от грустных событий, снизить нервное напряжение, страх, вызвать радость, приподнятость и обеспечить положительное эмоциональное состояние. Поэтому очень важно включить художественную и творческую направленность в учебный процесс [1].
Формирование инновационной личности - одна из важных задач преподавания теории и практики на данном этапе. Практика показывает, что с помощью традиционных форм работы невозможно полностью решить эту проблему - проблему творческого развития личности. При этом необходимо учитывать интересы и способности каждого ребенка и применять индивидуальный подход, то есть вам нужно найти новые способы работы со своими детьми и родителями, а также развивать потребности в инновационной деятельности.
Конструирование как деятельность охватывает широкий круг образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития моторики детей и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложного психического поведения и развития речи, творческого воображения, художественного развития и т. д.
При анализе статей авторов на тему развития творческого мышления при конструировании, следует отметить общую оценку, что при проведении занятий по конструированию дошкольники знакомятся с различными материалами, овладевают сенсорными стандартами, закрепляют конструктивные навыки и учатся ориентироваться в пространстве. Кроме того, многие психологи отмечают несколько положительных факторов: развиваются мелкая моторика, улучшается координация движений пальцев и рук. Конструирование также развивает мыслительные процессы - память, мышление, воображение, внимание и восприятие. Такие важные обучающие моменты нельзя упускать. Совместная работа делает детей более сплоченными, возникает дисциплина и общие интересы. Строительство стимулирует развитие восприятия. Чтобы правильно выполнить постройку или поделку, нужно внимательно изучить предложенные образцы, разобраться в их материалах и сделать соответствующие выводы.
Таким образом, конструирование положительно отражается на общем развитии ребенка и, что немаловажно, во многом влияет на развитие его творческого воображения, фантазии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веракса, Н. Е. Диалектика развивающегося познания : мышление и воображения ребенка-дошкольника [Текст] / Н. Е. Веракса // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2014. -№20.-С. 37-62.
2. Гоголева, В. Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет [Текст] / В. Г. Гоголева. - СПб. : Детство-пресс, 2010. - 56 с.
3. Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] / О. А. Григорьева // Молодой ученый. - 2014. - №20.- С. 568-569.
4. Давидчук, A.H. Развитие у детей конструктивного творчества. [Текст] / А. Н. Давидчук. - М. 2010. - 218 с.
5. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей // Дошкольное воспитание. - 2007. - №10. - С. 21-23.