Людмила Лебедева
Тематическое занятие в подготовительной к школе группе «Весенние звуки в музыке и природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Лебедева Л. В., музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад компенсирующего
вида №225» г. Саратова
Авторская образовательная программа Н. Е. Вераксы «От рождения до школы».
Возрастная группа : подготовительная.
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием) : «Весна».
Тема НОД : «Весенние звуки в музыке и природе»
художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты музыкальных занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: создать условия для активизации и развития творческого воображения дошкольников в процессе разных видов музыкальной деятельности.
Задачи: -формировать умение различать изобразительность и выразительность музыки;
-формировать певческие умения и навыки (вокально-слуховую координацию и
звукообразование);
-способствовать развитию опыта передачи характера музыки в движении,
пластике, музицировании;
-способствовать развитию речи, умению самостоятельно рассуждать;
-способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку;
-способствовать воспитанию слушательской культуры, любви к музыке, природе.
Виды деятельности: музыкальная (слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, танцевальное творчество, познавательно-исследовательская, двигательная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: музыкально-ритмические движения, инструментальные и двигательные импровизации, экспериментирование, ситуативный разговор.
Оборудование: музыкальный центр, рисунки детей, аудиозаписи звуков природы и музыкальных произведений («Ручеек» Э. Грига, «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского- Корсакова,музыкальные инструменты (бубны, металлофоны, треугольники, трещотки, колокольчики, маракасы, бубенцы, шапочки животных.
Предварительная работа: Слушание пьесы Э. Грига «Ручеек», разучивание песни Гр. Гладкова «Мистер жук», игры «Летели две птички». В группе – рисование на тему «Весна», разучивание стихов Ф. Тютчева, С. Есенина, В. Жуковского о весне.
Ход ООД
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Вводная часть (мотивация)
Под звучание музыки Э. Грига «Весна» дети спокойно входят в зал. Музыкальный руководитель говорит, что детям пришло письмо от Хозяйки леса, в котором (читает) она приглашает их побывать в весеннем лесу. Но как туда добраться?
(Фонограмма журчания ручейка). Что это за звуки?
Не просто так он зажурчал. Наверное, хочет показать нам дорогу в лес. Пойдем за ним? Слушают и воспринимают.
Предлагают.
Слушают и отвечают.
Основная часть
Фонограмма звучания ручейка переходит в звучание пьесы Э. Грига «Ручеек».
Введение сказочного героя — Хозяйки леса. Она беседует с детьми о весне, о звучании ручья в природе и в музыке. Затем предлагает им сесть «на полянку» - на ковер.
Звучит фонограмма пения птиц. Ситуативный разговор о поведении и настроении птиц весной. Предложение послушать, как композитор выразил это в музыке.
Слушание отрывка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» «Пляска птиц». Общение по поводу услышанной музыки.
Повторное совместное слушание с музыкальным анализом, рассматриванием рисунков детей, а также анализом впечатлений и ассоциаций музыки и звуков природы.
Предложение с помощью детских музыкальных инструментов и танцевальных образных движений выразить весеннее настроение птиц. Беседа о характере исполнения и предложение самостоятельно выбрать музыкальный инструмент.
Звучит фонограмма ветра. Иногда весной в воздухе нависает гроза, дует сильный ветер, гремит гром и идет сильный дождь. А какой еще бывает ветер весной? Предлагает дыханием изобразить сильный ветер, легкий ветерок, порывистый ветер.
Звучит фонограмма весенней капели. Хозяйка леса говорит, что весеннюю капель, пение птиц можно изобразить и выразить их чувства не только музыкой, но и пением и предлагает послушать новую песню «Весенняя капель» Н. Соснина. Беседа с детьми о содержании и характере исполнения этой песни, акцентирует их внимание на правильном звукообразовании.
Звучит вступление к песне "Мистер Жук", музыка Гр. Гладкова, слова Дж. Чиарди (перевод Р. Сефа). Предложение изобразить голосом, как жук летит.
Мистер Жук приглашает отправиться на лесную танцплощадку. Я слышу музыку, послушайте и вы. Какой это танец? (Полька.) Давайте придумаем танец сами.
Предлагает вспомнить игру «Летели две птички». Ситуативный разговор о настроении этих птичек и музыки. Предлагает поиграть в игру с пением «Летели две птички».
В лесу можно услышать еще много разных звуков таинственной природы и очень точно и красиво передать эти звуки и их настроение в музыке. Но вам пора возвращаться в детский сад. Движутся змейкой легким бегом, поскоками, перепрыгивают через «ручей».
Беседует с Хозяйкой леса о весне, о звучании ручья в природе и в музыке, называют знакомую пьесу Э. Грига «Ручеек». Читают стихотворение С. Есенина «Черемуха». Садятся на ковер.
Слушают, рассказывают о поведении и настроении птиц весной.
Слушают и воспринимают.
Отвечают, рассуждают.
Слушают и воспринимают.
Отвечают, рассуждают.
Высказывают свое мнение о характере исполнения, самостоятельно выбирают музыкальный инструмент, по желанию индивидуально или подгруппами музицируют, придумывают и исполняют танцевальные образные движения птиц.
Отвечают на вопросы, рассуждают.
Ребенок читает стихотворение В. Жуковского «Весеннее чувство». Выполняют дыхательное упражнение.
Слушают и воспринимают.
Отвечают на вопросы.
Слушают, выражают свое мнение, разучивают первый куплет песни «Весенняя капель» Н. Соснина.
Слушают и воспринимают.
Угадывают мелодию знакомой песни, пропевают звук "ж", постепенно увеличивая громкость и меняя тембр - от низкого до высокого по показу педагога. Затем громкость и тембр снова снижаются. Поют песню "Мистер Жук".
Слушают, называют танец, придумывают и исполняют движения польки
Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают свое мнение. Играют в игру «Летели две птички».
Заключительная часть (рефлексия)
Что сегодня было интересного? Что нового сумели услышать? Предлагает в группе выразить свои наиболее яркие впечатления в рисунке. Прощается с детьми. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Под музыку «Ручеек» Э. Грига уходят из зала.