Татьяна Клыжко
Тематическое занятие «В лесу» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 комбинированного вида»
План – конспект тематического занятия «В лесу»
Составила:
Музыкальный руководитель
Клыжко Татьяна Владимировна
г. Петропавловск-Камчатский
2022
Цель: развитие голоса.
Задачи:
1. Побуждать детей передавать свои впечатления о музыке с помощью слов.
2. Развивать навыки качественного голосообразования.
Публикация «Тематическое занятие „В лесу“ в старшей группе» размещена в разделах
3. Совершенствовать умение передавать в движении образы животных.
4. Побуждать воспринимать ритм и исполнять ритмические рисунки.
Предварительная работа:
• Рассматривание репродукций (весенние и летние пейзажи).
• Освоение артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетических упражнений доречевой коммуникации В. Емельянова.
• Разучивание песни «Ёж» (муз. Ф. Лещинской, сл. Т. Здитовецкой).
• Прогулка и наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Оборудование, материал:
• Музыкальный материал: аудиозапись звуков природы (шум деревьев, голоса птиц, запись Р. Шумана «Вечером», пьесы Д. Кабалевского «Ёжик».
• Детские музыкальные инструменты (деревянные ложки, треугольники)
• Кукла бибабо (Ёж, костюм ежа.
Оформление: зал представляет собой лесную полянку, слева от стены стоит ширма.
Ход занятия
Под аудиозапись звуков природы дети входят в музыкальный зал, садятся на стулья.
Педагог: Здравствуйте ребята! Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?
Дети: О природе, птицах, лесе.
Педагог: Верно. Вы, наверное, знаете, как нужно вести себя в лесу?
Дети: Знаем!
Педагог: Чего нельзя делать в лесу?
Дети: Нельзя кричать, бросать мусор. Нельзя брать в руки птенцов, ежат и других обитателей леса. Нельзя разорять гнезда и муравейники, ломать ветки деревьев, разжигать костер.
Педагог: Очень хорошо, что вы об этом помните. Ведь в лесу много обитателей, их нужно беречь. Давайте представим, что мы с вами в лесу, наступают сумерки. Послушайте, как в музыке передана картина вечерней природы.
Звучит пьеса Р. Шумана «Вечером».
Педагог: Вот композитор Роберт Шуман изобразил картину вечерней природы. Музыка по характеру какая? (Спокойная, нежная, задумчивая, плавная)
День угас, стало тихо. Волшебный свет луны и звезд освещает лес. Ночью обитатели леса становятся невидимыми, но мы их можем услышать. Давайте представим себе, что мы – обитатели леса. Какие же звуки слышатся в лесу с наступлением темноты? Сначала становится очень тихо.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику по показу педагога.
Упражнения 2, 4, 7, 8. упражнения 7 и 8 чередуются.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
Педагог: Потом в лесу появляются звуки.
Дети выполняют упражнения 5, 6.
Далее дети выполняют интонационно-фонетическое упражнение 1 и сигналы доречевой коммуникации (упражнения 2, 3, 4).
Педагог: Наступило утро. Взошло солнце, его лучи осветили и согрели землю. Проснулись все обитатели леса. Пчёлы полетели собирать нектар. Вслед за ними полетели жуки.
Дети на выдохе произносят звуки [з] и [ж ].
Педагог: Пробежала собачка, ее разбудили пчёлы, поэтому она немножко рассердилась.
Дети на выдохе произносят звук [р].
Педагог: Над лесом пролетел вертолёт.
Дети имитируют звук вибрацией губ.
Педагог: Его ждали люди. С вертолёта спускали один груз и сразу поднимали другой.
Дети издают легкий высокий звук в фальцетном регистре, через нисходящую глиссирующую интонацию и регистровый порог, звук на том же гласном переводится в грудной регистр. И наоборот.
Педагог: Вертолёт выполнил свое задание и улетел.
Дети имитируют звук вибрацией губ.
Педагог: Налетел ветер, зашумели деревья.
Дети на выдохе произносят звук [ф].
Педагог: Вот и проснулись все обитатели леса. Давайте погуляем, ведь в лесу так красиво!
Под звуки леса дети встают со стульев, идут в глубь зала. Звуки леса стихают, дети останавливаются. За ширмой слышится: «Ф-ф-ф-ф».
Педагог: Ой, здесь кто-то есть! Наверное, это кто-то из местных жителей.
Из-за ширмы появляется ёжик.
Ё жик: Здравствуйте ребята. Вы меня узнали?
Дети: Да, узнали. Здравствуй Ёжик!
Педагог: Очень рады тебя видеть. Мы пришли погулять в лес.
Ё жик: А я вот решил делами заняться, спешу я.
Педагог: Ежи – народ трудолюбивый. Давайте, ребята, выясним куда спешит Ёжик.
Дети исполняют песню «Ёж» (муз. Ф. Лещинской, сл. Т. Здитовецкой).
Дети:
Весь в иголочках зверёк
С головы до самых ног.
Ты куда колючий ёж?
Ты куда идёшь-бредёшь?
Ё жик:
Шарю, шарю по кустам,
Добываю пищу сам,
Я мышей в траве ищу
И в гнездо своё тащу.
Дети:
Ищет ёжик червяка
И лягушку, и жука,
Шарит, шарит по кустам,
Добывает пищу сам.
Педагог: Так вот куда спешит наш Ёжик! Отложи, пожалуйста, свои дела ненадолго. Давай вместе погуляем, с лесными жителями познакомимся.
Ё жик: Хорошо, я согласен.
Ёжик (взрослый в костюме ежа) выходит из-за ширмы.
Педагог:
Отправляемся в поход
Много на с открытий ждёт.
Дети встают в круг, двигаются по кругу выполняя движения по тексту.
Педагог:
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
1, 2, 3, 4 -
Полетели, закружились.
Мостик в стороны качался,
А под ним ручей смеялся.
На носочках мы пойдем,
На тот берег попадём.
Дальше – глубже в лес зашли,
Налетели комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идём.
Зайчик быстрый скачет в поле -
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы – ребятишки.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко.
Видишь, как идти легко!
Ё жик: Очень приятно с вами путешествовать, но мне пора идти.
Педагог: До свидания, Ёжик! Надеюсь, мы еще увидимся.
Ё жик: До свидания!
Звучит пьеса «Ёжик» муз. Д. Кабалевского, Ёжик уходит.
Педагог: Пора и нам возвращаться в детский сад. Давайте возьмём музыкальные инструменты, так нам будет веселее идти.
Дети берут музыкальные инструменты (ложки и треугольники)
Педагог:
Дети, веселей шагайте,
От меня не отставайте.
Дети идут за педагогом.
Педагог:
Слышите? Тук-тук, тук-тук.
Это дятла громкий стук.
Педагог играет на ложках, дети повторяют за педагогом.
Педагог:
Кто-то зашуршал листвой…
Это зайчик озорной.
Как стучали его ножки?
Тики-тики-тики-тук.
Педагог играет на ложках, дети повторяют за ним.
Педагог:
Выходим из леса,
Вдруг дождь капать стал:
Кап-кап, кап-кап….
Педагог играет на треугольнике, дети повторяют у кого треугольники.
Педагог:
Покапал чуть-чуть
И совсем перестал.
Вот мы и вышли из леса. А сейчас закроем глаза, посчитаем до 10 и окажемся в детском саду.
Дети считают до 10, начинают счет шепотом, затем постепенно увеличивая звук до громко. Открывают глаза.
Педагог: Вот и закончилось наша прогулка.
Педагог прощается с детьми, дети уходят в группу.
Литература
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000.
2. Воронина М. А., Михайлова Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения: в помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия Развития, Академия Холдинг, 2004.
3. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
4. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб. : Лань, 2003.
5. Мерзлякова С. И., Кирсанова, Т. И. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. – Вып. 2. Праздники. – Владос-Пресс, 2005.
6. Музыка в детском саду. Старшая группа/ сост. : Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. – М. : Музыка, 1989.
7. Радынова О. П. Беседы о музыкальных инструментах: учебное пособие к программе музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Музыкальные шедевры». – М., 1997.
8. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет/ сост. : Т. М. Орлова, С. И. Бекина. – М. : Просвещение, 1987.