Лучший педагог года

Тематическое планирование ОД по дополнительной программе по развитию речи в подготовительной группе. Часть 1

Ольга Афанасьева
Тематическое планирование ОД по дополнительной программе по развитию речи в подготовительной группе. Часть 1

Дидактическая игра «Составление описательного рассказа»

Рассказать о батоне, о баранке, о буханке черного хлеба.

Батон большой, золотистый, овальный, мягкий, воздушный, вкусный, ароматный, душистый.

Баранка – маленькая, желтая, круглая, твердая, вкусная, ароматная, душистая, хрустящая.

Хлеб – большой, черный, прямоугольный, мягкий, вкусный, ароматный, душистый.

Дидактическая игра «Родственные слова»

(подбор однокоренных слов)

Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.

Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.

Посуда для хлеба. /Хлебница/.

Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.

Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.

Печь для выпекания хлеба. /Хлебопечь/.

Заучивание стихотворения:

ХЛЕБНЫЙ КОЛОСОК (В. Орлов)

В каждом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

Ты расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

Тема № 1 с. 4

Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,

Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.

А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»

Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.

В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.

А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.

Дидактическая игра «Расскажи»

Ребёнку предлагается составить рассказ о полезном ископаемом по предложенной мнемосхеме.

Заучивание стихотворения:

Каменный уголь чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Тема № 2 с. 6

Пальчиковая гимнастика «Каменные братья»

Нынче в группе непоседы

-пальцы правой и левой руки в «замке»

На камнях ведут беседу

-кисти обеих рук сжать в кулачки

Всех богатств не перечесть:

-указательным пальцем правой руки показываем на воображаемые камни

Есть гранит и яшма есть

- «пирожки»

Сколько тайн земля хранит?

-пальчики здороваются

Уголь, мрамор, малахит.

Изумруды и алмазы.

-загибаем поочерёдно пальчики на обеих руках

Как же всё упомнить сразу?

-разводим руки, вопросительная мимика лица

Дидактическая игра «Составление описательного рассказа»

Ребёнку предлагается составить рассказ о различных овощах и фруктах по предложенной мнемосхеме.

Заучивание стихотворения:

ЛЕС ОСЕНЬЮ

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней —

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

(Александр Твардовский)

Тема № 3 с. 8

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать.

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Листья берёзы,

(Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«Шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

Дидактическая игра «Мой? Моя? Мое? Мои?»

-Про какие продукты можно сказать: «Мой»? – батон, хлеб….

-Про какие продукты можно сказать: «Моя»? – сушка, каша, …

-Про какие продукты можно сказать: «Мое»? – пирожное, яйцо, ….

-Про какие продукты можно сказать: «Мои»? – котлеты, макароны, сливки…

Ребенку предлагается сказать до 5 слов.

(Мясо, колбаса, пельмени, курица, утка, молоко, творог, масло, кефир, сметана, йогурт, сыр, сливки, рыба, овощ, фрукт, хлеб, батон, макароны, пряники, пирожное, торт, сушка, манка, пшено, рис, гречка, суп, борщ, пюре, котлеты, каша, соль, сахар, сок, чай, кофе, какао, яйцо, конфета, и т. д.)

Заучивание стихотворения:

ЙОГУРТ НЕЗАБУДКОВЫЙ

Если угостить корову

Летними цветами,

Вас она порадует

Вкусными дарами:

Ромашковым кефиром

И клеверным сырком,

А также колокольчиковым

Свежим молоком.

И вы не позабудете

Вовеки этот пир:

Йогурт незабудковый

И васильковый сыр.

(Лидия Слуцкая)

Тема № 4 с. 10

Пальчиковая гимнастика «Торт»

(зазывающие движения руками).

Дидактическая игра «Будь здоров»

Дидактическая игра по формированию здорового образа жизни «Будь здоров» включает в себя 4 игровые поля, на которых представлены способы сохранения и укрепления здоровья.

Детям предлагается взять по одному полю и, соединяя с изображениями разрезных картинок, рассказать, как можно укреплять здоровье человека.

Заучивание стихотворения:

УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы вставать.

Ну-ка, быстро – не ленись,

На зарядку становись!

Раз, два, три, четыре –

Руки выше! Ноги шире!

И наклон туда – сюда,

Как по горочке вода!

Я водички не боюсь,

Из ведёрка обольюсь.

Будем закаляться,

Спортом заниматься!

Тема № 5 с. 12

Пальчиковая гимнастика «Веселая зарядка»

Раз, два, три, четыре, пять

Пальчики пора вставать!

(указательным пальцем правой руки стучать по каждому пальцу левой руки, затем наоборот)

Будем делать мы зарядку, будем мы скакать вприсядку,

(пальцы обеих рук складываются кончиками вместе, хлопать ладонями, не размыкая пальцев).

Будем прыгать и плясать, раз, два, три, четыре, пять

(сжать кулаки – раскрыть ладони, повторить 5 раз)

Дидактическая игра «Составление описательного рассказа»

Ребёнку предлагается составить рассказ о животных севера по предложенной мнемосхеме.

Заучивание стихотворения:

СЛОН

Слон гигантский, серый, тучный,

Хоботом трубит он звучно!

Бивни испугают многих!

Как столбы большие ноги.

Уши у слона, как веер:

Машет – и прохладой веет!

Травку хоботом срывает,

Как рукой им управляет!

Как из трубочки им пьет,

Как из душа воду льет!

Хобот дружески погладит,

Тех, с кем слон отлично ладит!

Тема № 6 с. 14

Пальчиковая гимнастика «В лесу»

В лесу дремучем растут елки Пальцы рук переплетены, большие пальцы – макушка.

И бродят злые-злые волки. Показать «клацающую пасть»

Бывает зайка пробежит, Показать ушки зайки.

И ветка елки задрожит. Пальцы рук полусогнуты – «лапы».

Бывает мишка косолапый

Заденет елку своей лапой. Пальцы рук переплетены, большие пальцы – мордочка

А старый еж, колючий бок,

Под елкой спит,

Свернувшийся в клубок. Пальцы рук сложены в «клубок».

Дидактическая игра «Один – много»

Город - много городов (поселок, деревня, поле, река, гора озеро, лес.)

Заучивание стихотворения:

В ЕДИНСТВЕ СИЛА РОССИИ

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья!

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России!

Тема № 7 с. 16

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Живут в России разные народы

с давних пор, (Массаж пальцев рук)

одним – тайга по нраву,

другим – родной простор. (Руки вперед, пальцы

У каждого народа язык свой и наряд. соединить.)

Один черкеску носит, (Руки изображают папаху на голове)

Другой надел халат. (Руки к плечам)

Один – рыбак с рожденья, (Ладони им-ют плавание рыбки)

Другой оленевод. (Пальцы расставлены, руки перекрещены над головой).

Один кумыс готовит, (Поглаживающие движения живота рукой).

Другой готовит мед. (Тыльной стороной ладони вытирать губы).

Одним милее осень, (Руки опускаем сверху вниз, потряхивая кистями).

Другим – милей весна. (Присесть, погладить «траву»).

А родина – Россия - «Домик».

У нас у всех одна. (Обнять себя руками)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Злой-добрый, жадный-щедрый, слабый-сильный, грубый-вежливый, трусливый-храбрый, лживый-честный, глупый-умный, страшный-красивый, грязный-чистый, жесткий-мягкий, плохой-хороший, ленивый-трудолюбивый, чужой-родной, грустный-веселый, несчастный-счастливый.

Заучивание стихотворения:

ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет.

(Андрей Усачев)

Тема № 8 с. 18

Пальчиковая гимнастика «К Соне гости прибежали»

К Соне гости прибежали,

(Бежим пальчиками по столу или по полу.)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй, Ира,

(Соединяем большой и указательные пальцы.)

Здравствуй, Жанна,

(Соединяем большой и средний пальцы.)

Рад всем Петя

(Соединяем большой и безымянный пальцы.)

И Снежана!

(Соединяем большой палец и мизинец.)

Не хотите ль пирожок?

(Ладошки складываем вместе.)

Может, коржик

(Показываем две открытые ладошки.)

Иль рожок?

(Кулачки ставим друг на дружку.)

Вот драже вам на дорожку

(Пальцем тычем в открытую ладошку.)

Вы берите понемножку.

(Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Ребенок должен подобрать и назвать как можно больше слов-действий.

Мама утром (что делает) умывается, готовит завтрак, красится и т. д.

Папа на работе (что делает) …

Бабушка дома (что делает…

Брат на секции (что делает…

Сестра в школе (что делает?.

Дедушка на даче (что делает?.

Заучивание стихотворения:

МАЛЬЧИКИ ХРАБРЫЕ

Испугавшись сильно даже

Мальчик виду не покажет.

Друга никогда нигде

Не оставит он в беде.

Он – защитник, это значит,

Страх за храбростью он спрячет.

МАЛЬЧИКИ ПОМОГАЮТ ДЕВОЧКАМ

Девочки хрупки, нежны

Все им помогать должны.

Тяжестей они не носят,

А помочь мальчишек просят.

И любой ответит: «Да!»

Не откажет никогда.

Тема № 9 с. 20

Пальчиковая гимнастика «Наша бабушка!»

Наша бабушка идёт (хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой руками.)

И корзиночку несёт (пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.)

Села тихо в уголочек, (положить руки на колени.)

Вяжет деточкам чулочек. (выполнять движение, имитирующее вязание на спицах.)

Вдруг котята прибежали (мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка».)

И клубочки подобрали.

Где же, где ж мои клубочки, (развести руки в стороны.)

Как же мне вязать чулочки. (выполнять движение «вязание на спицах».)

Дидактическая игра «Расскажи о мебели (электроприборах)»

Ребёнку предлагается составить рассказ о мебели или электроприборах по предложенной мнемосхеме.

Заучивание стихотворения:

«БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ НА КУХНЕ»

Есть на кухне нашей

Разные приборы.

Что всего важней?

Разгорелись споры.

Бытовая техника

Людям помогает,

Много здесь приборов,

Мы об этом знаем.

Блендер – все взбивает,

Мясорубка – рубит,

Кухонный комбайн

Все для нас добудет.

Кофемолка – мелет,

Тостер – хлеб подсушит.

Умные предметы

Приготовят ужин.

Соковыжималка

Сок нам выжимает.

А посудомойка –

Маме помогает.

Споры, споры, споры

Что всего важней?

Бытовая техника –

Нет её нужней!

Тема № 10 с. 22

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Ритмично сжимают и разжимают пальцы.

Много мебели в квартире

В шкаф повесим мы рубашку,

Загибают пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачком о кулачок.

Много мебели в квартире!

Дидактическая игра «Вода – наша помощница»

Дети выбирают на столе понравившиеся предметы и дают свои пояснения.

- Вода нужна людям, чтобы стирать свои вещи. - Вода нужна детям, чтобы купаться и плавать в реке. - Вода нужна людям, чтобы выращивать овощи и фрукты. - Вода нужна людям, чтобы поить домашних животных. - Вода нужна художнику, чтобы рисовать красками. - Вода нужна доктору, чтобы делать лекарства и лечить больных.

- Вода нужна повару, чтобы готовить обеды, завтраки и ужины.

- Вода нужна рабочим, чтобы умываться после работы. - Вода нужна всем, чтобы ее пить, когда жарко. И т. д.

Заучивание стихотворения:

МЕДУЗА.

Неприятная мадам

Рассекает по волнам.

Если в море ты купался,

Хоть разок её касался.

Будто зонтик водяной,

Выплывает за тобой.

Может запросто ужалить

И немножечко поранить.

«Ой, медуза!» - кто-то крикнет

И на берег быстро выйдет.

Тема № 11 с. 24

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять (ударять по столу пальцами обеих рук, левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца)

Вышел дождик погулять. (беспорядочные удары по столу пальчиками рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить? («шагать» средним и указательным пальцами рук по столу.)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!» (ритмично ударять то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бить в ладоши)

Ох! И ушел. (хлопок)

Газон засох. (ритмичные хлопки по столу.)

Дидактическая игра «Скажи, какой?»

Воспитатель раздает карточки с изображением неживых объектов природы. Ребенок подбирает по 5 слов к данному объекту.

Примеры объектов природы: снег, солнце, ветер, тучи, небо, лед, снежинки

Заучивание стихотворения:

ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА!

Здравствуй, зимушка-зима!

Белым снегом нас покрыло:

И деревья и дома.

Свищет ветер легкокрылый —

Здравствуй, зимушка-зима!

Вьется след замысловатый

От полянки до холма.

Это заяц напечатал —

Здравствуй, зимушка-зима!

Мы для птиц кормушки ставим,

Насыпаем в них корма,

И поют пичуги в стаях —

Здравствуй, зимушка-зима!

Г. Ладонщиков

Тема № 12 с. 28

Пальчиковая гимнастика «Пришла зима»

Пришла зима. Развести руки в стороны, показывая вокруг себя

Стало холодно. Обхватить руками себя за плечи и поежиться

Ударили морозы. Стукнуть правым кулаком по левой ладони

Реки покрылись льдом. Вытянуть руки перед грудью и развести их в разные стороны

Пошел снег. Руки поднять вверх, а затем плавными зигзагообразными движениями, не спеша, опускать их вниз

Он падал белыми пушистыми хлопьями на землю, Изобразить сугробы

На дома, Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша»

На деревья, Согнуть руку в локте и поднять ее, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева

На людей. Положить руки себе на голову

Дидактическая игра «Расскажи о климатической зоне»

Дети, используя мнемосхему составляют рассказ о климатических зонах, подбирая нужные картинки.

Заучивание стихотворения:

КАРТА

По карте в путь отправиться

Затеяла сестра.

Мне тоже очень нравится

Сестрёнкина игра.

Синеют полушария,

Плывём по ним легко:

Америка, Австралия

Совсем недалеко!

Но где же наша улица,

Мой детский сад, наш дом?

Сестрёнка долго щурится:

– Смотри! – нашла с трудом. –

Наш город в этой точке!

А мы – в её кусочке!

(В. Азбукин.)

Тема № 13 с. 32

Пальчиковая гимнастика «Наш дом родной, наш общий дом»

Наш дом родной, наш общий дом – (Ладонями изображают шар.)

Земля, где мы с тобой живем! Ты только посмотри вокруг!

(Развести руки в стороны)

Тут – речка, там – зеленый луг. В лесу дремучем не пройдешь!

(Растопырить пальцы «имитация» деревьев)

Воды в пустыне не найдешь.

(Указательным пальчиком поводить в стороны)

А где-то снег лежит горой,

(руки вверх «имитация» гор)

А где-то жарко и зимой …Чудес нам всех не перечесть,

(поочер дно загибать пальчики)

Одно у них названье есть:

Леса и горы, и моря, все называется – Земля.

А если в космос ты взлетишь, («имитация» пол та ракеты)

То из окна ракеты увидишь шар там голубой –

(Ладонями изображают шар.)

Любимую планету!

Дидактическая игра «Составь рассказ»

Дети рассматривают сюжетную картинку по теме «Зимние забавы» и составляют рассказ.

Заучивание стихотворения:

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень, Тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек!

Тема № 14 с. 34

Пальчиковая гимнастика «Зимние игры»

Будем пальчики считать: раз-два-три-четыре-пять, (дети поочередно загибают пальцы)

Весело зимой играть! (пальчики «бегают» по столу как человечек)

Налепили мы снежков, (показываем, как лепим)

Сделали снеговиков, (рисуем в воздухе двумя руками снеговиков)

Птичкам хлеба накрошили, (показывают, как рассыпают крошки «щепоткой»)

На ледянках с гор скатились, (скользят ладонью правой руки по тыльной стороне левой)

Мы в сугробах извалялись, (переворачивают раскрытые ладошки вверх и вниз)

И снежками покидались. (имитируют броски)

Мокрые домой пришли (показывают, как стряхивают с себя снег)

Маме лужи «принесли». (рисуют указательными пальцами окружность перед собой)

Дидактическая игра «Подбери однокоренные слова»

Снег – снежок - Снегурочка – снежный – снеговик – снежинка – снегопад….

Праздник – праздничный – праздновать….

Ёлка – ёлочные – ёлочка ….

Мороз – морозный – заморозить – морозята - мороженое…

Игрушки – играть – игровой - игрушечный…

Подарки- подарочный – подарить…

Веселье – веселый – весельчак – веселиться…

и т. д.

Заучивание стихотворения:

Новогодние зверушки

Притаились на ветвях,

Зайка в белом полушубке,

Бурый мишка на санях,

Ежик с яблочком на спинке,

И лисичка с колобком,

Котик рыженький в корзинке,

Белочка с большим хвостом,

Ждут зверята с нетерпением:

Ну, когда же он придет?

Самый зимний, самый добрый,

Самый лучший Новый год!

Тема № 15 с. 36

Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»

Ждали праздника мы долго. (Трём ладошку о ладошку.)

Наконец пришла зима. (Сжать кулаки, прижать их друг к другу.)

Наконец пришла зима (Пальцы «идут» по столу, по коленкам.)

В гости ёлку привела. (Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются)

К ёлке все мы подошли,

Хороводы завели. (Круговые движения кистями рук.)

Покружились, поплясали, (Кисти рук опустить, расслабить.) Даже чуточку устали.

Дед Мороз скорей приди, (Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.)

Нам подарки принеси.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в подготовительной к школе группе (I часть) Месяц: Сентябрь Неделя: I Лексическая тема: Мониторинг Неделя: II Лексическая тема: Мониторинг Неделя: III Лексическая тема: «Фрукты».

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в подготовительной к школе группе (III часть) Месяц: Март Неделя: I Лексическая тема: «Транспорт» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: Пересказ рассказа В. Суслова «Кто сильнее?».

Перспективно-тематическое планирование по природному миру в подготовительной группе по программе «Детство» (1 Часть) Сентябрь 1неделя Тема недели: «Детский сад и школа» Тема НОД: «Беседа о лете» Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тематическое планирование ОД по дополнительной программе по развитию речи в подготовительной группе. Часть 1
Опубликовано: 19 августа 2024 в 18:54
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематическое планирование ОД по дополнительной программе по развитию речи в подготовительной группе. Часть 1» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Афанасьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД