Калашникова Тамара
Тематическое планирование кружка «Родная старина»
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
Число
Тема занятия
Программное содержание
Методические приёмы
Художественная литература
Работа с родителями
1неделя Кто мы, откуда? Где наши корни? Моя семья, мои близкие родственники. Семья – это группа живущих вместе близких родственников. Несколько поколений составляет род. Понятие родословной (семейного древа) 1. Рассматривание семейных фотографий.
2. Беседа: «Моя семья».
3. Дидактическая игра: «Рисуем семью цветами».
4. Пальчиковая гимнастка: «Моя семья» Л. Воронкова «В семье» Составление семейного древа. Выставка семейных альбомов
Публикация «Тематическое планирование кружка „Родная старина“» размещена в разделах
2неделя Древняя Русь Мы – русские. Откуда произошло название нашей родины. Как жили наши предки тысячу лет назад. 1. Рассказ о том, как жили славяне русские (восточные) много лет назад.
2. Рассматривание книг с иллюстрациями крестьянских городских построек, одежды славян.
3. Психологическая гимнастика «Какие мы» Стихотворение Н. Жнурова: «В веках ты видела немало…» Иллюстрации и книги по теме: «Древняя Русь»
Октябрь
Число
Тема занятия
Программное содержание
Методические приёмы
Художественная литература
1неделя
Путешествие в прошлое России Показать красоту и смелость русского народа, его мудрость на примере народных героев : Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки. Богатырские заставы. 1. Рассматривание и обсуждение картины Васнецова «Богатыри» (доспехи, оружие)
2. 2. Рассказ о заставах, которые укрепляли южные рубежи Руси.
3. Психогимнастика «Сила»
4. Самостоятельная изобразительная деятельность Былины: «Добрыня и змей», «Никита Кожемяка»
2неделя
Русский народный костюм Знакомство с историей русского костюма, его элементами, деталями: понёва, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, картуз. Знакомство с головными уборами: повязки, кокошник, картуз. 1. Рассматривание репродукций.
2. Знакомство с историей костюма – оберег.
3. Рисование на тему: «Укрась костюм»
4. Дидактическая игра: «Прочти узор» Пословицы: смотри дерево в плодах, а человека в деталях. Каков мастер, таково и дело
Ноябрь
Число
Тема занятия
Программное содержание
Методические приёмы
Художественная литература
1неделя
В русской горнице Знакомство с крестьянской избой. Дать понятие – горница. Познакомиться с домашней утварью: ухват, чугунок, кочерга, колыбель, печь, рукомойник. Развивать представление о традициях в русской семье. 1. Просмотр иллюстраций
2. Посещение музея в детском саду «Русская горница»
3. Дидактическая игра: «Семья» Потешки: «Ай, люли, люли…», «Полна горница гостей…»
2неделя
Дух и природа на Руси Духовная жизнь и природа соединены в России в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство песни, былины, приметы, пословицы, поэзия, проза, загадки. 1. Чтение стихов о природе
2. Чтение рассказа воспитателем.
3. Пальчиковая гимнастика: «Игра потешка»
4. Самостоятельная изобразительная деятельность Рассказ И. Дмитриева «Что такое лес». Потешка: «Я по лесу зелёному бреду». Стихотворение И. Токмаковой «Ели». Русская народная песня «Во поле рябинушка стояла»
Декабрь
Число
Тема занятия
Программное содержание
Методические приёмы
Художественная литература
1неделя
Подготовка к зимним святкам Рассказ о двухнедельных новогодних празднествах на Руси. Разучивание колядок. Знакомство с традициями Рождественских праздников, изготовление элементов маскарадных костюмов. 1. Беседа о двухнедельных новогодних празднествах на Руси, познакомиться с историей праздника
2. Разучивание колядок
3. Изготовление игрушек из бумаги в подарок
4. Прогулка: использование народных игр «Арина», «Башмачок» Заклички: «Гадай, гадай, девицы…». Хоровод «Бояре». Небылица: «На дубу свинья пасётся, в бане парится медведь». Колядка: «Сею, сею, посеваю…», «Коляда пришла…», «Добрый вечер тому, кто в дому!»
2неделя
Новый год на Руси Рассказ о праздновании Нового Года на Руси. Повторение колядок. Сравнить Санта-Клауса и Никола русский. Зимние игры – забавы. 1. Рассказ о праздновании Нового года на Руси
2. Повторение колядок
3. Санта-Клаус и Никола – чем похожи, в чём отличие (рассмотреть игрушки, иллюстрации)
4. Прогулка: зимние игры – забавы. Скоморогишна: «Посидите, гости, побеседуйте…». Народная песня «Ах, вы сени…». Русская народная сказка «Ермилка и лесной боров»
Январь
Число
Тема занятия
Программное содержание
Методические приёмы
Художественная литература
1неделя
Россия на карте мира Познакомить с картой мира со странами, которые изображены на карте. Определить место нахождения России на карте мира её богатства: полезные ископаемые, леса, моря. Расширять кругозор детей. 1. Рассмотреть карту мира
2. Беседа: «широка страна моя родная»
3. Психогимнастика «Путешествие»
4. Морозовск – моя малая Родина
5. Самостоятельная изобразительная деятельность на тему: «Моя Родина» Рассказ Г. Цыферов «Россия». Стихотворение И. Никитина «Русь». Пословицы: «Нет в мире краше – Родины нашей», «Родная земля – и в горсти мила».
2неделя
Что расскажет глобус? Дать представление о планете Земля. Познакомить с глобусом. Определить форму, размеры, поверхность нашей планеты. Определить местонахождение России на глобусе. 1. Ситуация для общения: «Если ребёнок заблудился?»
2. Беседа: «О чём расскажет глобус?»
3. Психогимнастика «Путешествие»
4. Рассматривание иллюстраций с изображением нашей планеты. Ю. А. Гагарин «В космическом полёте». С. Михалков «Посланец земли».
Февраль
Число
Тема занятия
Программное содержание
Методические приёмы
Художественная литература
1неделя
В гостях у героев былин и сказок Воспитать чувство гордости за свой народ, благодарности за неповторимый жизненный дар легендарных героев. Эмоционально воспринимать образы русских воинов. Обыгрывание героев сказок. 1. Рассматривание картины Васнецова «Богатыри»
2. Беседа: «Богатыри – символ России»
3. Донская земля – часть России
4. Инсценировка сказки Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты» Народная песня «Ой, при лужку…», «Пошла млада за водой». Сказка П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты»
2неделя
Земля – мать, сумей за неё постоять. Подвести к пониманию того, что человек часть природы. Земля – наш дом и нужно беречь его, не нарушая экологического равновесия. Вспомнить живую и неживую природу. 1. Ситуация для общения: «Что бы было, если бы исчезла вся вода на планете?»
2. «Что бы стало, если бы исчезли птицы и т. д. ?»
3. Дидактическая игра: «Кто где живёт?»
4. Психогимнастика «Я цветок», «Я дерево», «Я насекомое» Рассказ В. Зотова «Белки». Загадка «Белый по белому». Сказка «Лиса и козёл»
Март
Число
Тема занятия
Программное содержание
Методические приёмы
Художественная литература
1неделя
Российская символика Воспитание патриотических чувств у детей. Познакомить с историей Российской символики (герб, гимн, флаг). Воспитывать чувство уважения и гордости за нашу Родину 1. Рассматривание плакатов с изображением герба и флага
2. Прослушивание гимна России
3. Беседа: «История Российского герба»
4. Рассказ: «Что обозначат цвета нашего Российского флага»
5. Самостоятельная изобразительная деятельность Дмитриев: «Государственные флаги». С. Михалков «Гимн России»
2неделя
Москва – столица России Воспитывать чувство гордости и патриотизма у детей за свою Родину. Познакомить с гербом столицы нашей Родины – Москвы. Вызвать интерес к истории нашей страны.
1. Рассмотреть иллюстрации с изображением древней и сегодняшней Москвы.
2. Рассказ о рождении Москвы, история символа столицы – герба.
3. Дидактическая игра: «Города»
4. Постройка из конструктора «город» С. Маршак «Моя Москва»
Апрель
Число
Тема занятия
Программное содержание
Методические приёмы
Художественная литература
1неделя
Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой… Познакомить детей с вербным воскресеньем. С обрядами, приметами этого дня. Рассматривание веточек вербы. Приобщение детей к давним обычаям русского народа 1. Рассмотрим веточки вербы – вестницы весны
2. Рассказ о вербном воскресенье. Приметы
3. Обычаи вербного воскресенья – базар
4. Работа детей: аппликация, конструирование из бумаги (произвольно)
5. Народная игра : «Ручеёк» Пословица: «Где верба – там вода, где вода – там верба»
2неделя
Христос воскрес, воистину воскрес! Познакомить детей с праздником Святой Пасхи, обрядами, традициями. Продолжать приобщать детей к обычаям русского народа
1. Работа детей: склеивать подставки-корзиночки под пасхальные яйца; красками или путём аппликации, делать подарки
2. Беседа о празднике Пасхи: обрядами, традициями «Христос воскрес, воистину воскрес!»
Май
Число
Тема занятия
Программное содержание
Методические приёмы
Художественная литература
1неделя
Подвигу – жить! Воспитывать чувство патриотизма, стремление быть похожим на героев Великой Отечественной войны. Более подробно рассказать детям о войне с фашизмом. Воспитать чувство сострадания. 1. Рассматривание картин о войне и иллюстраций.
2. Беседа: «Человек жив до тех пор, пока его помнят»
3. Рассказ о юных героях Великой Отечественной войны
4. Психогимнастика «Вечный огонь»
5. Выставка рисунков «Не забыть нам той войны…» Твардовский «Рассказ танкиста». Левтова «Слепой учитель». Р. Рождественский «Вечная слава героям!»
18 мая
Она начало всех начал – земля твоя, моя земля Воспитывать у детей любовь к Донской земле, бережное отношение к природе нашего края, уважительное отношение к казачьим заповедям, морально оправданных самой жизнью 1. Рассмотреть картину Н. П. Дохнова «Степные просторы»
2. Путешествие в сказку «Река и её жители»
3. Дидактическая игра: «Кто лишний?»
4. Психогимнастика «Картинка мысленная». Нарисуй её! А. Сафонов «О ней ты бредил по ночам…»