Ольга Фискова
Планирование кружка «Занимательная математика» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Темочки:
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Цель программы: расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
2) формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3) обогащать и активизировать словарь детей.
Методы и приемы
1. Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
2. Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
3. Практический метод (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
4. Наглядный метод (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильностьсуждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей.
Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций.
Базисный план
Возраст детей Длительность в минутах Место кружка в системе совместной деятельности с детьми Количество занятий в месяц Количество занятий в год
6-7 лет 30 минут 2 раза в неделю, во вторую половину дня 8 72
Список детей
Методическое обеспечение
Геометрические фигуры и тела.
Наборы разрезных картинок.
Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
Полоски, ленты разной длины и ширины.
Цифры от 1 до 9.
Игрушки
Фланелеграф, мольберт.
Чудесный мешочек.
Блоки Дьенеша.
Пластмассовый и деревянный строительный материал.
Геометрическая мозаика.
Счётные палочки.
Предметные картинки.
Знаки – символы.
Цветные карандаши
Простые карандаши
Тетради в клетку
Линейки
Стаканчик литровый
Часы и циферблат
Планирование кружковой деятельности
Дата Тема Задачи
Сентябрь Геометрические фигуры Закрепить название геометрических фигур; умение классифицировать предметы по разным признакам; упражнять в счете в пределах 10; закрепить представление о взаимном расположении предметов в пространстве.
Величина Развивать умение создавать образ предмета, конструируя его из палочек: сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения; упражнять в счете в пределах 10; учить отсчитывать по предложенной цифре; упражнять в счете на ощупь.
Ориентировка в пространстве Упражнять в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе; закрепить названия последовательности дней недели, геометрических фигур; учить составлять предмет по заданной инструкции; развивать воображение.
Тетрадь Познакомить детей с тетрадью и ее назначением; закреплять названия геометрических фигур; упражнять в счете в пределах 10; учить различать количественный и порядковый счет; правильно отвечать на вопросы: «Сколько», «Который по счету».
Тетрадь в клетку Учить ориентироваться на листе в клетку по словесной инструкции; закреплять названия дней недели.
Многоугольник Познакомить с признаками многоугольника: сторонами, углами, вершинами; учить сравнивать предметы по разным признакам, обозначать словами результат сравнения.
Деление на равные части Познакомить со способами рисования многоугольника в тетради; учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10.; упражнять в делении на равные части, уметь показать заданную часть.
Количество и счет Упражнять в счете, закреплять умение составлять число из единиц, различать количественный и порядковый счет; правильно отвечать на вопросы: «сколько», «какая по счету»; сравнивать предметы по высоте и обозначать словами результат сравнения.
Октябрь Состав числа 3 Познакомить с составом числа3. Учить составлять число 3 из двух меньших чисел; упражнять в счете по осязанию.
Измерение Учить измерять с помощью условной меры длину предмета, показывать 1/5, 2/5 и т. д. ; продолжать понимать количественные отношения между числами; учить классифицировать предметы по разным признакам.
Деньги Познакомить с деньгами, их достоинством и назначением; упражнять в ориентировке на листе бумаги, ставить точки на пересечении линий
Состав числа 4 Учить составлять число 4 из двух меньших чисел; упражнять в прямом и обратном счете.
Деньги Дать представления о деньгах вчера, сегодня, завтра.
Измерение Упражнять в измерении условной меры
Состав числа 5 Познакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел; упражнять в счете в пределах 10; учить считать по составной мерке.
Далеко, близко (интегрированное занятие) Учить пользоваться словами: «далеко», «близко» и т. д. ; закрепить знания своего адреса, расширять кругозор.
Учить составлять силуэты из 8 прямоугольников, прикладывая, их друг к другу.
Ноябрь Измерение объема Учить измерять одно и то же количества крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки.
Состав числа 6 Учить составлять число 6 из двух меньших чисел.
Ориентировка на плоскости Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Сутки Учить составлять число 7 из двух меньших чисел, закреплять названия дней недели; систематизировать знания о сутках; формировать представления о временных отношениях в пределах суток, о смене дня и ночи.
Измерение сыпучих величин Продолжать учить измерять сыпучие величины, следить за полнотой мерки, понимать, что от этого зависит результат измерения.
Состав числа 8 Учить детей составлять число 8 из двух меньших чисел, называть «соседей» данного числа.
Геометрические фигуры Закреплять названия многоугольников; учить видеть форму в предметах, воспроизводить сходство с реальными предметами (строение, пропорции); развивать воображение.
Состав числа 9 Учить составлять число 9 из двух меньших чисел.
Декабрь Измерение объема жидкости Учить с помощью условной мерки определять объем жидкости.
Состав числа 10 Учить составлять число 10 из двух меньших чисел.
Второй десяток Познакомить с образованием каждого из чисел второго десятка, учить считать в пределах 20.
Счет до 20 Продолжать знакомить с образованием и «записью» каждого из чисел второго десятка.
Часы Познакомить с часами и их назначением, в определении времени по часам с точностью до часа; упражнять в сете в пределах 20; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, используя слова: «впереди», «позади», «рядом», и т. д.
Время Упражнять в определении по часам с точностью до часа.
Ориентировка в пространстве Упражнять в ориентировки на листе бумаги, в умении задавать вопросы друг другу, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «вверху», «внизу» и т. д.
Ориентировка во времени Закреплять названия месяцев, знания о том, что 12 месяцев составляют год.
Январь Календарь Познакомить с календарем. Уточнить знания о календаре, о годе как о временном отрезке, формировать представление о необратимости времени; продолжать учить считать до 20, составлять число по заданному количеству десятков и единиц.
Получас Учить определять время по часам с точность до получаса.
История часов Познакомить с историей изобретения часов; учить узнавать время по часам.
Задачи Учить составлять и решать арифметические задачи
Решение задач Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание
Счет двойками Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции, считать двойками.
Февраль Часы в быту Упражнять определять время по часам, соотносить число с цифрой.
Решение задач Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание, познакомить со структурой задачи.
Деление на равные части Упражнять в делении предмета на 8 равных частей путем складывания по диагонали; учить показывать одну часть из 8, а также 2/8, 5/8, 8/8.
Измерение длины Упражнять в измерение длины разными мерками; развивать внимание, наблюдательность.
Решение задач Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание, «записывать» их, используя знаки.
Сантиметр Познакомить с единицей измерения – сантиметром; с линейкой и ее назначением.
Ориентировка в пространстве Упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Геометрические фигуры Закрепить названия геометрических фигур.
Март Измерение Упражнять в измерении длины с помощью линейки.
Отрезок Учить чертить отрезки и измерять их.
Счет по заданной мере Упражнять в счете в пределах 20, в счете по заданной мере
Решение задач Учить составлять и решать задачи по числовому примеру.
Ориентировка в пространстве Продолжать учить ориентировать на плоскости
Ориентировка во времени Закреплять представление о днях недели, ориентироваться во времени.
Измерение жидкости Упражнять в измерение жидкости, познакомить с новой единицей измерения.
Симметричные фигуры формировать представления детей о симметрии в окружающем мире, о симметричных фигурах и развитие умения распознавать симметричные фигуры
Апрель Измерение Упражнять измерение жидкости с помощью жмени, горсти.
Счет десятками Сформировать понятие " круглое число, десяток", способность к счету десятками в прямом и обратном счете в пределах 100, развивать память, мышление
Однозначные и двузначные числа Познакомить детей с понятиями «однозначное число» и «двузначное число»; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
Математические диктанты Закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги; написание чисел от 1 до 20.
Отрезки, прямые, кривые, дуги Закрепление понятия точка, отрезки, прямые, кривые, дуги, продолжать учить детей находить их на рисунке, измерять длину.
Измерение объема. Литр Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки. Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра.
Плоские и объемные геометрические фигуры Дать понятие о различии объёмных тел и плоских фигур и предметов; актуализация знаний детей об окружающем мире; развитие пространственных представлений; формирование умения различать плоские и объемные предметы.
Точки. Прямые и кривые линии Познакомить с различными случаями взаимного расположения линий на плоскости; находить и обозначать точки их пересечения; учить распознавать и строить прямые и кривые линии; уточнить и обобщить геометрические представления детей; сформировать представления о понятиях «прямая», «кривая»; развивать пространственное воображение;
Май План-схема Учить создавать план-схему, уметь пользоваться им.
Математические головоломки Развивать математические способности детей, память, логическое мышление.
Чертеж Учить создавать чертеж предмета, сравнивать рисунок и чертеж. Развивать внимание, наглядно-образное мышление.
Рисунки-схемы Учить создавать образы на основе рисунка-схемы.
Развивать внимание, наглядно-образное мышление.
Разноцветные цепочки Учить располагать предметы в заданной последовательности, используя «Блоки Дьенеша». Развивать внимание, логическое мышление.
Рисунок-чертеж Учить создавать постройку по рисунку-чертежу, видеть соответствие одного другому. Развивать внимание, пространственное воображение.
Повторение Повторить пройденный материал
Итоговое занятие
«Путешествие в страну математика»