Анна Толкачева
Тематическое планирование «Игра как средство развития речи» Часть 9 (Показатели результативности, советы родителям)
▼ Скачать + Заказать документы
4. Показатели результативности реализации
Результаты усвоения тематического планирования можно отследить с помощью диагностики по развитию речи О. С. Ушаковой.
Проведение диагностики предполагает несколько вариантов:
- Рассказ – описание по сюжетным картинкам
- Словесные игры
- Дидактические игры («Подбери родственные слова», «Узнай, чей лист», «Подбери признак к предмету» и т. д.)
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Планирование. Планы работ
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Планы
- Темочки
Для диагностики отобраны такие критерии:
Название блока Критерии
Средний
возраст
(4 – 5 лет) Старший
возраст
(5 – 6 лет) Подготовит.
возраст
(6 – 7 лет)
«Звуковая культура речи» Правильно произносит гласные и согласные звуки, развит артикуляционный аппарат.
Отчетливо произносит слова и
словосочетания.
Развит фонематический слух: умеет различать на слух и называть слова,
начинающиеся на определенный звук.
Развита интонационная выразительность речи.
Правильно, отчетливо произносит звуки. Умеет различать на слух и
отчетливо произносит сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с— з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
Развит фонематический слух. Умеет определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Развита интонационная выразительность речи. Различает на слух и в произношении все звуки родного языка.
Внятно и отчетливо произносит слова и
словосочетания с естественными интонациями.
Называет слова с определенным звуком,
находит слова с этим звуком в предложении, определяет место звука в слове.
Речь интонационно выразительна.
«Формирования словаря» Активный словарь ребенка обогащается словами;
Употребляет в речи названия предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.
Умеет использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
Умеет определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток. Умеет заменять часто используемые
детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
Умеет употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи,
животные и т. п.). Речь обогащена существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями,
обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Подбирает существительные к прилагательному (белый — снег, сахар, мел, слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник, с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
Употребляет слова в точном соответствии со смыслом.
Обогащен бытовой, природоведческий, обществоведческий словарь.
Интересуются смыслом слов.
Использует разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Осваивает выразительные средства языка.
«Развитие грамматического строя речи» Умеет согласовывать слова в предложении, правильно использовать
предлоги в речи; образовывать форму множественного числа числительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии, употреблять эти существительные в именительном и
винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употребляет форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель).
Развито словотворчество;
Активно употребляет в речи простейшие виды сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений. Согласовывает слова в предложениях: существительные с
числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка —
зеленое брюшко).
Замечает неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, самостоятельно ее исправить.
Образовывает разными способами слова (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Образовывает однокоренные слова (медведь — медведица — медвежонок — медвежья, в том числе глаголы с приставками (забегал — выбежал — перебежал).
Правильно употребляет существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Составляет по образцу простые и сложные предложения.
Пользуется прямой и косвенной речью. Согласовывает слова в предложении.
Умеет образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Правильно строит сложноподчиненные предложения, использует языковые
средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
«Развитие связной речи» Хорошо развита диалогическая речь: умеет участвовать в беседе, понятно для
слушателей отвечает на вопросы и задает их.
Умеет рассказывать: описывать предмет, картину; составляет рассказы по картинам.
Умеет пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Поддерживает беседу.
Высказывает свою точку
зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Связно, последовательно и выразительно пересказывает небольшие сказки, рассказы.
Умеет (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Составляет рассказы о событиях из личного опыта, придумывает свои концовки к сказкам.
Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему,
предложенную воспитателем. Хорошо развита диалогическая и монологическая формы речи.
Ведет диалог с воспитателем, со сверстником; доброжелателен и корректен с собеседником.
Содержательно и выразительно пересказывает литературные тексты,
драматизирует их.
Составляет рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогает составлять план рассказа и придерживается его.
Составляет рассказы из личного опыта.
Сочиняет короткие сказки на заданную тему.
Результаты усвоения тематического планирования можно отследить с помощью диагностики по речевому развитию. Диагностическое обследование проводится два раза в год.
1. В октябре (в начале учебного года). При первоначальном обследовании обращается внимание на уровень усвоения программы, какая работа проводилась по данному направлению в предыдущей возрастной группе.
2. В апреле (итоговый результат в конце учебного года). Итоговый срез показывает результативность и эффективность работы по данной программе.
По результатам диагностики проводится коррекционная работа:
- повторение пройденного материала по определённой теме или блоку в индивидуальной работе или непосредственно образовательной деятельности.
При первоначальном обследовании обращается внимание на развитие речевых навыков, познавательной активности детей.
5. Назначение.
Тематического планирования состоит в том, что оно может быть использовано воспитателями, педагогами дополнительного образования в воспитательно-образовательном процессе, как развитие речевых навыков в непосредственно образовательной деятельности и во всех режимных моментах в течение дня воспитателями.
6. Рекомендации родителям
Средний дошкольный возраст - очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка. В следующем году ему предстоит открыть для себя увлекательный мир звуков родной речи заново, но уже вполне осознанно! В старшей группе начнётся подготовка ребенка к новому этапу в его жизни - подготовка к школе, а от ее успешности будет зависеть очень многое, начиная от успеваемости и заканчивая успешной социализацией вашего малыша в новом, незнакомом коллективе. Ведь именно овладение чтением и письмом, которое так затруднительно при нарушениях в речевом развитии, та основа, на которой строится весь процесс обучения. Вот почему так важно уже сейчас прислушаться к речи вашего малыша.
Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:
• словарный запас,
• грамматический строй речи,
• связная речь,
• речевой слух.
Словарный запас. Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки предмета - то есть на то какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то как это свойство можно выразить словом.
Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам года, названиям профессий. Объясните кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать.
Грамматический строй речи. Уделите особое внимание ошибкам детей, так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного числа (игра "Один-много": это - дерево, а это - деревья; это -ухо, а это-уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа (игра "Чего не стало?": были деревья - не стало деревьев, были платья-не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.
Связная речь. Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки, предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.
Речевой слух. В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного, находить в какой из картинок "спрятался" заданный звук. Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается представление о "звуке". Из звуков состоят слова, которые мы слышим и поэтому, как не странно, в этом возрасте звуки менее абстрактны чем буквы. Буква - это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно.
Конечно, правильная речь - это не самое важное в жизни. Но подумайте, если у ребенка беден словарный запас, речь изобилует аграмматизмами, предложения состоят из 2-3 слов и он не умеет выделять из речевого потока отдельные звуки, легко ли ему будет заниматься и играть в следующем году, когда программа усложнится? Легко ли ему будет овладеть грамотой? Помните, что от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочному письму.
Дети старшего дошкольного возраста доброжелательно общаются со сверстниками, умеют высказываться по поводу различных поступков, выражать одобрение или недовольство, выслушивать других детей, замечать ошибки, дополнять. Развивается игровая деятельность.
Особое значение для развития детей имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от них умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. В ходе игры постепенно формируются элементы учебной деятельности. Основными источниками информации, обогащающими игру, являются детские телепередачи, рассказы взрослых, поездки и экскурсии, содержание художественных произведений, посещение театра, кино, цирка и др. Расширение кругозора ребенка способствует обогащению его словаря.
В старшем дошкольном возрасте дети продолжают знакомиться с разнообразными свойствами предметов, пространственными, временными и другими отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме, величине, материалу, количеству, пространственному расположению деталей и значению требует в словарном запасе достаточного количества существительных, прилагательных, глаголов. В рассказе о предметах дети употребляют слова с противоположным значением (длинный — короткий, твердый — мягкий, тяжелый — легкий, пушистый — гладкий, слова, обозначающие цвет и его оттенки, объемные и плоскостные формы, пространственное расположение предметов и их частей. В рассказе о предмете ребенок может изложить историю создания предмета (гусиное перо — перьевая ручка — шариковая ручка).
Кроме предметного окружения, дети осваивают социальный мир: расширяются его представления о семье, родственных отношениях, о детском саде, воспитанниках и работниках, о родном городе, стране, государственных праздниках, труде взрослых, людях разных профессий.
Советы родителям!
Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:
1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т. д.
2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т. д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.
3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!
4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.
Речевые игры
Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.
Для достижения положительного результата необходимо играть ежедневно.
1. Чем отличаются предметы?»
Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Тарелка и миска
Кофта и свитер
2. «Что общее?»
У двух предметов:
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, собака (животные).
У трех предметов:
мяч, солнце, шар —.
тарелка, ваза, чашка —.
лист, трава, крокодил —.
3. «Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
4. «Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
5. «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
- «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
- «Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
пришел, явился, смотрел;
выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
В подготовительном возрасте исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова: "баРеЛина" вместо "балерина", "аквария" вместо "аквариум", "велик" вместо велосипед. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
- Расширяйте словарь ребёнка новыми словами. Поездки в отпуск, поход в лес, выезд в сад, в деревню, выходы в театр, цирк, экскурсии в музеи - всё это способствует накоплению словаря. Делитесь с ребёнком впечатлениями об увиденном и услышанном, об удовольствии работать в саду и предвкушении получения урожая. Закрепляйте названия растений (ягод, деревьев, овощей и т. д., явлений природы (гроза, ливень, туман, роса и т. д., животных (насекомых, пресмыкающихся, земноводных и т. д.).
- Вместе с детьми читайте художественные произведения, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы ребёнку, поясняйте значение незнакомых ему слов. Сочиняйте свои сказки (можно делать это вместе, можно также соревноваться в сочинении сказок, рассказов и т. д., опираясь на увиденное и жизненный опыт ребёнка. В конце дня, при свете ночника попросите ребёнка поделиться впечатлениями о прожитом дне, увиденном за день. Обменяйтесь с малышом своими впечатлениями, это сделает вас эмоционально ближе.
- Следите за грамматическим оформлением предложений (особенно в старшей и подготовительной к школе группе): употреблением и пониманием предлогов, порядком слов в предложении, согласованием слов.
- Рисуйте карандашами и красками, лепите из пластилина и солёного теста, работайте ножницами. Помните, что всё это развивает тонкую моторику. Исследования учёных показывают, что воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи. Ребёнок плохо рисует, не проявляет интерес к рисованию или другим видам деятельности - это сигнал к тому, что в школе у такого ученика могут появиться проблемы.
ВЫПОЛНЯЯ ЭТИ РЕКОМЕНДАЦИИ, ВЫ ВНОСИТЕ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАБОТУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ И КРАСИВОЙ РЕЧИ, что является залогом будущего успешного обучения в детском саду и в школе.
8. Библиографический список.
1. И. Агапова. М. Давыдова. Развивающие игры со словами для детей. - М., 2008.
2. Алябьева Е. А. Игры для детей 5-8 лет: Развитие логического мышления и речи. - М. :ТЦ Сфера, 2010. - 112 с.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2004.
4. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М., Просвещение, 1977. – 95 с.
5. Зубарева Л. В. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения. - Волгоград: Учитель, 2011.-99 с.
6. Ладыженская Т. А., Никольская Р. И., Сорокина Г. И. и др. Речевые секреты. – М. : Просвещение, 1992. – 144 с.
7. Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. - М. : АРКТИ. -2010.-72 с.
8. Столяр А. А. Давайте поиграем. - М. : Просвещение, 1991.
9. Тихомирова Л. Ф., А. В. Басов. Развитие логического мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
10. Шипицына Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет). – М. : Детство-Пресс, 2004.
12. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2004г.
13. Ушинский К. Д. «История педагогики».
14. Четвериков К. В. «Развиваем речь».