Ольга Щербина
Тематический план НОД по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический план НОД по экологическому развитию
детей старшего дошкольного возраста
Сентябрь
1 «Что такое природа? Живая и неживая природа»
Цель: Научить детей отличать природные объекты, от искусственных, созданных человеком. Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой.
Приемы:
Публикация «Тематический план НОД по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Игра «Рассели по домам» Дети расселяют по домам картинки с изображением объектов живой и неживой природы.
2. Объяснение различий между объектами живой и неживой природы (живая природа – рост, питание, дыхание, размножение, смерть).
3. Игра «Живое – неживое». Воспитатель называет какой-либо объект живой или неживой природы, а дети, соответственно, прыгают (живое) или стоят на месте (неживое).
2 «Лес – многоэтажный дом»
Цель: Способствовать развитию у детей умения составлять сравнительные рассказы о растительном мире; развитию умения различать растения по стволам, веткам, плодам, листьям; различению многолетних и однолетних растений; развитию сравнения по признакам; воспитывать бережное отношение к растительному миру.
Пиремы:
1. демонстрация схематично нарисованного дома (1-й этаж – травы, 2-й этаж – кусты, 3-й этаж – деревья).
2. Игровое задание «Помести каждое растение на свой этаж».
3. Игра «Рассели животных по этажам»
4. Сравнение деревьев, кустарников и трав.
5. Дид. Игра «Магазин семян».
6. Дид. Игра «Что помогает растениям расти».
Связь с другими видами деятельности: В свободное время - чтение рассказа М. Пришвина «Этажи леса»
Изготовление коллективного панно «Лес»
3 «Человек – часть живой природы»
Цель: Развивать представления о том, что человек так же, как и растения, является частью живой природы, о строении человеческого организма; воспитывать желание заботиться о братьях наших меньших.
Приемы:
1. Работа по картинке (человек в окружении птиц, насекомых и растений).
2. Беседа о том, кто такой человек.
3. Сюрпризный момент. В группы вносится коробка с живым объектом (Дети перечисляют общие признаки)
4. Игра «Из чего состоит человек» Дети рассматривают друг друга и называют основные части тела.
Связь с другими видами деятельности: В свободное время рисование фигуры человека. Рассматривание фотографий, картин с изображением людей.
4 «Животные леса - осенью»
Цель: Способствовать углублению представлений о лесе: живут разные животные (звери, птицы, насекомые); установлению прчинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды обитания; воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его ценности; обучать умениям вести себя в лесу.
Приемы:
1. Чтение стихотворения «Осень-художница».
2. Беседа по вопросам:
-Каких зверей можно встретить в лесу осенью?
- Кто укладывается спать на зиму?
-Кто меняет на зиму шубку?
-Кто делает запасы на зиму?
-Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?
Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют.
3. Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.
4. Обсуждение рассказа.
5. Отгадывание загадок о животных.
6. Составление рассказа- загадки о понравившемся лесном звере. Остальные дети отгадывют.
Связь с другими видами деятельности:
В свободное время изготовление коллажей из рисунков и иллюстраций на тему: «Жизнь в лесу».
Рассматривание открыток, репродукций с изображение животных.
Инсценировки «Из жизни зверей осенью»
Октябрь
1 «Птицы осенью»
Цель: Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелётных птицах (среды обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, способы удовлетворения потребностей); развитию познавательного интереса к природе; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.
Приемы:
1. Чтение стихотворения «Осень».
2. Беседа по вопросам:
- О каких птицах (зимующих или перелетных) говорится в стихотворении?
- Какие птицы улетают зимовать в теплые края?
- Почему птицы улетают в теплые края?
3. Отгадывание загадок о птицах.
4. Игра «Кто какой?», «Кто что делает?», «Кто где живет?» Дети становятся в круг, кому бросили мяч – должен ответить на вопрос. Например: воробей какой? И т. д.
5. Упражнение закончи предложения.
-Воробей маленький, а журавль…
- Утка серая, а лебедь…
- Утка живет на болоте, а кукушка…
Связь с другими видами деятельности:
Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением птиц.
Подвижная игра «Улетают журавли»
Наблюдение за птицами на участке.
Чтение природоведческой литературы.
2 «Помоги белке
Цель: Учить детей активному содействию животным. Объяснить детям, как плохо бывает, когда люди думают только о себе. Вызвать искреннее возмущение детей поступкам тех, кто поступает плохо
Приемы:
1. Отгадывание загадки о белке.
2. Рассказ воспитателя о жизни белки.
3. Обсуждение поступка, совершенного детьми (из рассказа воспитателя). Мальчики влезли на дерево, где белочка спрятала запасы, достали из дупла орешки и съели. Хорошо ли поступили мальчики?
4. Игра «Поможем белочке
Связь с другими видами деятельности:
В свободное время лепка «Подарки для белочки».
3 «Растения – живые существа
Цель: Способствовать развитию и обобщению представлений детей о растениях, как живых существах, представлений о том, что растения вырастают из семян, получают питание из почвы; узнаванию и различению растений; обобщению знаний об условиях. Необходимых для роста растений. Воспитывать любовь к природе, заботу о растениях.
Приемы:
1. Отгадывание загадки. И пьет, и дышит, а не ходит. (Растение.)
2. Введение игрового персонажа (он говорит, что это мальчик). Дети доказывают и с помощью модели иллюстрируют свой ответ.
3. Беседа о растении.
- Для чего растению корни?
- Чем покрыт у деревьев стебель или ствол?
- Зачем деревьям такая толстая кора?
- что будет с комнатным растением, если его вынести зимой на улицу?
4. Игра «Живое – неживое».
5. Постановка и решение проблемной ситуации. Игровой персонаж говорит, что шел по улице и никаких листьев и цветов не увидел. Дети объясняют, что деревья погружаются в сон: не питаются, не растут.
Связь с другими видами деятельности:
Рассматривание открыток с изображением растений.
Наблюдения за растениями в группе, на участке.
Рисование растений.
4 «На что нужны мыши»
Цель: Объяснить детям, что природа – это великое единство всего существующего в ней. Показать, что не бывает очень вредных животных, что нельзя оценивать значение животного только с точки зрения пользы или вреда для человека.
Приемы:
1. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «На что нужны мыши».
2. Обсуждение рассказа.
3. Воспитатель подчеркивает, что в природе нет ничего абсолютно вредного или полезного.
4. Игра «Кошки и мышки».
Связь с другими видами деятельности: чтение сказки В. Бианки «Мышонок Пик»
Ноябрь
1 «Береги свои игрушки»
Цель: Учить детей бережно относиться к своим игрушкам, следить за их комплектностью, чинить, если это возможно, чтобы сломанные игрушки не превращались в мусор. Объяснить, что особенно плохо. Когда выбрасывают пластмассу, поролон, полиэтилен т. к. эти материалы не поддаются уничтожению, а при сжигании загрязняют воздух.
Приемы: 1. Чтение стихотворения А. Барто «Игрушки».
2. Обсуждение:
- Правильно ли поступил мальчик (девочка, что бросили мишку на пол?
- Что они могли бы сделать? (попросить старших починить мишку).
3. Чтение стихотворения Э. Машковской «В игрушечном отделе»
4. Беседа с деть ми в которой важно подчеркнуть что сломанные игрушки становятся мусором – это вредит окружающей среде.
Связь с другими видами деятельности: изготовление «книжек-малышек» (аппликацией) на тему: «Игрушки – наши друзья»
2 «Как человек охраняет природу»
Цель: Способствовать формированию представления о том, как люди заботятся о природе, хотят её сохранять, поэтому создают заповедники; ознакомление с красной книгой; побуждать детей к ответственному и заботливому отношению к природе.
Приемы:
1. Рассказ воспитателя об интенсивном использовании человеком природы и её загрязнений.
2. Беседа о создании специальных территорий, природных зон, на которых запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать людей для отдыха, сбора грибов и ягод – это заповедники.
3. Беседа о Красной книге. Об охраняемых растениях.
4. Игра «чем мы можем помочь природе?»
3 «Не поётся птицам без небес»
Цель: Учить детей понимать, что нельзя лишать диких зверей и птиц вольной жизни. Формировать у детей чувство сострадания к томящимся в клетке животным и птицам.
Приемы:
1. Чтение детям притчи Л. Н. Толстого «У Вари был чиж»
2. Беседа о том, что птицам и животным тяжело жить в неволе.
3. Игра «Выручи птичек из клетки».
Связь с другими видами деятельности: чтение детям природоведческой литературы о жизни птиц и животных.
4 «Представь себя совсем иным»
Цель: Учить детей понимать другие живые существа, переживать за них, чутко ощущать трагизм жестокости. Будить в детях сострадание.
Приемы:
1. Чтение отрывка из стихотворения Т. Смертиной «Белка»
2. Обсуждение стихотворения.
3. Игра «Я другой». Дети выбирают кем или чем они будут. Изображают и рассказывают о своей жизни.
Связь с другими видами деятельности: Чтение детям природоведческой литературы.
Наблюдение за растительным и животным миром
Декабрь
1 «Зимующие птицы»
Цель: Способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах; что зима для всех трудное время года. Как птицы приспосабливаются к жизни в это время года; проявлению желания помогать и заботиться о птицах зимой; развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.
Приемы:
1. Беседа по вопросам:
- Какие птицы остались у нас на зиму?
- Как называются эти птицы? (зимующие).
2. Игра «Голоса птиц».
«Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица. Отгадай-ка!». Воспитатель даёт устное описание внешнего вида птицы, дети определяют её название и находят иллюстрацию.
3. Беседа «Как помочь птицам зимой».
Связь с другими видами деятельности: Изготовление кормушек из утилизированного материала.
Чтение отрывков из книги Г. Скребицкова «Синичкин календарь»
2 «Птичья столовая»
Цель: Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, наблюдать за ними. Испытывать радость от сознания, что. Делясь крохами. Можно спасти птицу от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой
Приемы:
1. Чтение стихотворения В. Берестова «О чём поют воробушки»
2. Рассказ воспитателя о жизни птиц зимой.
3. Игра «Кто что больше любит». Распределить различный корм для птиц по картинкам.
4. Игра «Прилетели птицы» воспитатель называет птиц, если что-то другое, то дети топают или хлопают.
Связь с другими видами деятельности: кормление птиц
3 «Деревья зимой»
Цель: Способствовать составлению сравнительных, описательных рассказов о деревьях; формированию умения распознавать деревья по внешнему виду; развивать умение видеть красоту деревьев в разное время года. Воспитывать желание заботиться о деревьях, как о живых существах
Приемы:
1. Загадки о деревьях.
2. Составление описательных рассказов с опорой на план.
- Как называется дерево?
- Какое дерево – лиственное или хвойное?
- Как выглядит дерево?
-Какую пользу приносит людям, животным, птицам?
3. Рассказ воспитателя о деревьях зимой. (деревья зимой не питаются, не растут. Погружаются в сон).
4. Обсуждение как человек может помочь растениям пережить зиму?
Связь с другими видами деятельности:
Наблюдения за деревьями.
Рисование «Зимний лес»
4 «Как лесные звери проводят зиму в лесу
Цель: Способствовать формированию обобщенных представлений о том. Что в лесу живут разные звери и что зима – трудное время года для всех. О приспособленности к этому периоду; о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
Приемы:
1. самостоятельные рассказы детей по таблицам из серии «Жизнь зверей» с дополнениями воспитателя.
2. Демонстрация моделей маскировки.
3. Беседа о приспособлении хищников к добыванию пищи (чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость, сильные ноги).
4. Игра «Закончи предложение».
Связь с другими видами деятельности:
Рисование на тему: «Звери в лесу зимой».
В свободное время чтение рассказа Н. Сладкова «Звериные спаленки»
Рассматривание альбома «Следы зверей на снегу».
Январь
1 «Как люди помогают лесным обитателям»
Цель: Создать условия для формирования представлений детей о лосях. Об их жизни в зимнее время. О леснике и его деятельности. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки
Приемы:
1. Рассматривание картины «Лес». Беседа с детьми:
- Кто живет в лесу?
2. Отгадывание загадки о лосе.
3. Рассматривание картинки с изображением лося, описание.
4. Рассказ воспитателя о работе лесничего.
Связь с другими видами деятельности:
Придумывание запрещающих и природоохранительных знаков. Рисование совместно с воспитателем.
2 «Красавица ёлка».
Цель:
Учить детей бережно относиться к лесу и к растущим деревьям. Доставить детям радость подготовкой к празднику.
Приемы:
1. Рассказ воспитателя о ёлке (сколько живет).
2. Игровой сюрпризный момент. Посылка от Деда Мороза с игрушечной ёлкой.
3. Составление рассказа-описания о ели с опорой на план.
4. Игра-имитация «Собери шишки». После игры рассматривание настоящие еловые шишки.
5. Беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?».
Связь с другими видами деятельности:
Рисование на тему «Зимняя гостья».
Беседа о русских традициях (о празднике «Ёлка»)
3 «Красная книга – сигнал опасности»
Цель: Дать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных.
Приемы:
1. чтение «письма из Грустного леса» от медведя, в котором он жалуется на уничтожение некоторых видов животных и растений.
2. Рассказ о красной книге, её назначении.
3. Демонстрация рисунков с изображением некоторых растений и животных, занесенных в Красную книгу.
4. Рассказ о причинах сокращения видов животных и растений (вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха и т. д.) и мерах. Необходимых для их охраны.
Связь с другими видами деятельности:
Организовать выставку животных и растений, занесенных в Красную книгу.
В свободное время чтение экологических сказок Н. А. Рыжовой.
4 «Волк»
Цель: Дать детям представление о звере, персонаже многих народных сказок – волке. Объяснить детям. Что в природных сообществах нет очень вредных животных, показать. Что каждый вид в природе выполняет свою важную функцию.
Приемы:
1. Загадка о волке.
2. Вспомнить сказки. Где волк главный герой. Какой у него характер.
3. Рассказ воспитателя о волке.
4. Игра «Гуси-лебеди».
Связь с другими видами деятельности:
разучивание загадок о волке.
Чтение сказок. В которых у волка разный характер
Февраль
1 «Напоминающие знаки»
Цель: Изучить с детьми нормы и правила поведения в природе. Побуждать детей к фантазии и творчеству, вызвать у них желание вносить посильный вклад в природоохранительное воспитание населения.
Приемы:
1. Рассматривание карточек со знаками, напоминающими правила поведения в природе. Дети рассказывают, что обозначает каждый знак.
Связь с другими видами деятельности: придумывание и рисование новых знаков.
2 «Планета Земля в опасности»
Цель: Формировать представление детей о том, что планета Земля – это огромный шар; дать обобщающие знания о том, что на планете много живых существ, всем нужны: чистая вода, воздух, земля; воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать её.
Приемы:
1. Работа с глобусом.
- Какую форму имеет Земля?
- Какие живые существа населяют Землю?
- что необходимо всем живым существам на Земле?
- Что необходимо человеку на Земле?
- Почему Землю называют общим домом?
- Кто и как загрязняет нашу планету?
2. Игра «Мяч лови – слово назови». Дети становятся в круг. Кому воспитатель бросит мяч, тот называет одно из богатств Земли.
3. Игра «Чем мы поможем нашей планете?».
Связь с другими видами деятельности:
Рассматривание глобуса, карты.
Чтение экологических сказок Н. А. Рыжовой.
3 «Посади дерево»
Цель: Объяснить детям, почему важно чтобы вокруг было много зелёных насаждений. Дать простейшие сведения о той незаменимой роли, которую играют растения. Вызвать у детей желание сажать и растить деревья.
Приемы:
1. Чтение детям стихотворения М. Авдеевой «Посадили деревце».
2. Рассмотреть иллюстрации с изображением парков, лесов, отметить красоту природы.
3. Рассказать о важности деревьев.
4. игра «Посадим деревья».
Связь с другими видами деятельности:
Наблюдение за деревьями.
Разучивание песни «Возле нашего крыльца».
4 «Прошла зима холодная»
Цель: Способствовать уточнению и обобщению представлений о зиме, как сезоне. Наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе; развитию способности воспринимать красоту зимних явлений природы
Приемы:
1. Чтение стихотворения о зиме. Обсудить по каким приметам узнали зиму.
2. Игровой сюрпризный момент. Приходит письмо из Африки с просьбой рассказать о зиме.
3. составление рассказа о зиме.
4. Игра «Четвёртый лишний».
5. Коллективная творческая работа детей «Зима» (рисование или аппликация по выбору детей).
Связь с другими видами деятельности:
Наблюдения и беседы о зимних явлениях погоды.
Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме.
Работа в дневнике наблюдений.
Март
1 «Птицы весной»
Цель: Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение в поведении – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов. Воспитывать любознательность. Желание заботиться о птицах.
Приемы:
1. Чтение стихотворения «Скворцы»
2. беседа.
- Что понравилось в стихотворении?
- Где были скворцы зимой?
- Почему они поют?
- Какие ещё птицы прилетают к нам весной?
Выбрать картинки с перелетными птицами.
3. Составление описательных рассказов с опорой на модель схему.
4. Игра – имитация «Строим гнёзда».
Связь с другими видами деятельности:
Беседы и наблюдения за птицами.
Рассматривание иллюстраций (разные виды гнёзд, появление птенцов).
Чтение познавательной литературы.
2 «Домики для птиц»
Цель: Учить детей заботливому отношению к птицам. Приучать их ответственно относиться к серьёзному и нужному делу – изготовлению гнездовий. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Приемы:
1. Рассмотреть скворечник.
2. Рассказать об особенностях строительства гнездовий.
Связь с другими видами деятельности:
Аппликация «Весенняя песня скворца»
Рассматривание иллюстраций с гнездовьями птиц.
3 «Важность растений ни с чем не сравнима»
Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы. Дать представление о значении растений. Показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Приемы:
1. Чтение отрывка из рассказа Л. Н. Толстого «Солнце – тепло»
2. Рассказ воспитателя о роли растений в природе.
3. Игра «Что растёт в родном краю» Воспитатель называет деревья, если такое дерево не растёт – хлопнуть в ладоши.
Наблюдения за растениями и деревьями.
Связь с другими видами деятельности:
Рассматривание картин, иллюстраций с растениями.
4 «Любите землю-матушку»
Цель: Объяснить детям, что только любовь к земле и труд дают возможность выращивать в достатке продукты питания. Сообщить детям наиболее обычные приёмы земледелия, исключающие загрязнение почв химическими веществами.
Приемы:
1. Рассказы детей о работе в огородах.
2. Загадки об овощах.
3. Игра – имитация «Работа в огороде».
Связь с другими видами деятельности:
Рассматривание иллюстраций и беседы о работе на огороде.
Заучивание загадок об овощах.
Апрель
1 «Верные помощники земледельца»
Цель: Ознакомить детей с животными, которые помогают человеку истреблять вредителей культурных растений. Учить детей бережно относиться к полезным животным.
Приемы:
1. Загадка: Может он в орех залезть и всё вкусное в нём съесть (вредитель гусеница).
Спросить у детей каких вредителей знают (рассмотреть картинки).
2. Загадки о птицах (скворце. Граче, ласточке); о насекомых (жужелице, пауке, божьей коровке); о дождевом черве. Рассказать о том, что все они приносят пользу, уничтожают вредителей.
3. Игра «Жабы и лягушки».
Связь с другими видами деятельности:
Разучивание загадок о друзьях земледельца, рассматривание иллюстраций.
Наблюдение за насекомыми, птицами.
2 «На пруду»
Цель: Ознакомить детей с разнообразием обитающих на поверхности воды и вдоль берега пруда водных и около
водных организмов. Помочь детям увидеть как прекрасна природа там, где есть вода. Вызвать возмущение теми. Кто не щадя красоты бросает в воду мусор. Неумело пользуется удобрениями. Учить понимать и правильно судить о бедах природы.
Приемы:
1. Рассказ воспитателя о водных и около водных обитателях, рассматривание иллюстраций.
2. Игра – имитация «Жизнь на пруду».
Связь с другими видами деятельности
Рассматривание иллюстраций.
Чтение природоведческой литературы.
3 «Рыбная ловля»
Цель: Учить детей бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в водоёмах будет много рыбы. Когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство
Приемы:
1. Рассказ о рыбаках.
2. Загадки о рыбах.
3. Расказ о том, какие условия нужны рыбам для жизни.
3. Игра «Рыбная ловля».
Связь с другими видами деятельности:
Рассматривание открыток, картинок с изображением рыб.
Аппликация: «Подводное царство».
4 «Лягушка»
Цель: Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам и жабам. Объяснить, насколько полезны и нужны природе эти безобидные существа. Учить бережному и уважительному отношению к другим живым организмам. Показать. Какое важное значение имеют лягушки в пищевых связях между животными.
Приемы:
1. Чтение стихотворения А. Картина «У болотной кочки».
2. Рассказ воспитателя о жизни лягушек, о их пользе для человека.
3. Чтение стихотворения А. Барто «Лягушата»
4. Игра «Лягушата и цапли».
Связь с другими видами деятельности:
Чтение сказки «Царевна – лягушка».
Инсценирование сказки «Теремок»
Май
1 «Прогулка по лесу»
Цель: Привить детям культуру поведения в лесу. Учить бережно относиться ко всему, что там растёт и живёт. Напомнить детям о разнообразных дарах, которые даёт лес человеку.
Приемы:
1. Загадки о деревьях, грибах, ягодах. Рассматривание иллюстраций. Подчеркнуть разнообразие растительности в лесу.
2. Чтение стихотворения А. Рождественской «Лес наш сказочно богат».
3. Беседа о том, как надо вести себя в лесу.
4. Игра Прогулка по лесу».
Связь с другими видами деятельности:
Экскурсия в лес.
Рисование: «Лесные жители».
Чтение природоведческой литературы.
2 «Первые цветы на участке»
Цель: Создать условия для ознакомления детей с первоцветами; с особенностями строения стебля, цветков, листьев; развития наблюдательности – умение замечать, где появляются первые цветы. Установлению причинно-следственных связей; прививать бережное отношение к первоцветам.
Приемы:
1. Беседа о первоцветах.
2. Загадки о первых цветах, рассматривание иллюстраций.
3. Анализ растения.
4. Игра – имитация «Соберём нектар с цветов»
5. Рассказывание стихов детьми о цветах.
Связь с другими видами деятельности:
Наблюдение за первоцветами на участке.
Рисование первоцветов.
3 «Муравьи и муравейники»
Цель: Дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьёв, о том какой вред причиняют лесу те. Кто разоряет их гнёзда. Объяснить, что строить муравейники это большой труд многих тысяч шестиногих созданий. Учить доброжелательному отношению к другим живым существам. Разъяснить, почему нельзя разорять муравейники.
Приемы:
1. Загадка о муравье.
2. Рассказы детей «Что мы знаем о муравьях».
3. чтение стихотворения С. Маршака «Бор».
4. Рассказ воспитателя о строительстве муравейников, о пользе муравьёв.
5. Игра «Муравейник».
Связь с другими видами деятельности:
Экскурсия к муравейнику, наблюдение за жизнью муравьёв.
4 «Природа и человек»
Цель: Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле. Привлечь их внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что природа основной источник достатка и благополучия людей. Что человек не может сделать материалы лучше тех. Что созданы природой.
Приемы:
1. чтение стихотворения С. Викуловой «Три клада у природы есть».
2. Рассказ о природных богатствах почве, воздухе, воде, о значении для всего живого на земле.
Связь с другими видами деятельности:
Чтение экологических сказок Н. А. Рыжовой.