Трошичева Юлия
Тематический педсовет «Игровые технологии в развитии речи дошкольника. Методы и приемы игровых технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический педсовет : "Игровые технологии в развитии речи дошкольника. Методы и приемы игровых технологий. "
Публикация «Тематический педсовет „Игровые технологии в развитии речи дошкольника, Методы и приемы игровых технологий“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у ребенка грамотную и связную речь. С помощью игровых технологий мы стараемся поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Активно применяем эти технологии на занятиях по развитию речи и в работе с детьми индивидуально.
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет. Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении. В процессе обучения речевых способностей ребенка мы в своей группе используем разнообразные методы и игровые технологии : артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику и пальчиковую, музыкотерапию, звукотерапию, куклотерапию, сказкотерапию, мнемотаблицы, речевые и дидактические игры («Один-много», «Скажи ласково», «Цепочка слов», «Продолжи рассказ» и др., направленные на развитие определенных компонентов речи.
1. Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты. Эта гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка). Все упражнения проводятся перед зеркалом в виде игры. В нашей педагогической копилке есть готовые схемы проведения артикуляционной гимнастики.
2. Дыхательная гимнастика.
Дыхание – важнейшая функция организма, от которой зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Правильное дыхание способствует правильному формированию речевой, нервной и иммунной систем. Для развития дыхания ребенка мы используем дыхательные игры: сдуваем снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; играем с султанчиками, вертушками; используем такое игровое упражнение, как «Загони мяч в ворота», «Бабочка, лети!».
3. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Работая со сказкой, мы стараемся совершенствовать лексико-грамматические средства языка; развиваем диалогическую и монологическую речь; приобщаем детей к народному фольклору.
4. Куклотерапия.
При игре с куклой формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Также куклотерапия способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса, пополнению словарного запаса, усвоению элементов речевого общения, развитию артикуляционного аппарата.
5. Мнемотехника.
Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений, пословиц и поговорок.
6. Игры со шнуровками.
Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки к письму, они тренируют усидчивость. Игры со шнурками не требуют много затрат, это недорогое развлечение.
7. Дидактические игры
Главная цель дидактической игры – обучающая. Дидактическая игра для детей наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний. Дидактические игры стимулируют мыслительные процессы, следовательно и речь ребенка. Именно поэтому значительное место у нас на занятиях по развитию речи дошкольников занимают дидактические игры. Дидактические игры, которые проводим на занятиях, мы применяем и в совместной деятельности с детьми с целью закрепления и систематизации знаний. В работе над дикцией, силы голоса, темпа речи используем скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. Дети произносят их громко, шепотом, вполголоса и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). Игра «Скажи с разной интонацией» – позволяет дошкольникам пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Для формирования грамматического строя речи дошкольников используем дидактические игры «Рассели по домикам», «Кто где живет?», «Кто кем был?».
В образовательном процессе с дошкольниками использую игровые упражнения :
"Оживи предмет"
(предлагается выбрать объект на картине для обсуждения). Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.
«Сравни и назови».
Цель: развитие мышления, воображение, активизация речевой деятельности, обогащение словаря.
Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).
Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
Солнце веселое, как… (песенка, клоун).
Солнце теплое, как … (печка, рукавички, свитер)
Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
Солнце жаркое, как… (огонь, костер).
«По какой причине произошли два события?»
Цель: научить детей находить общую причину, учить рассуждать, развивать связную речь.
1) Все прохожие промокли. – Наконец-то вылезли первые ростки из земли.
2) Все мороженое раскупили. – У мальчика обгорела спина.
3) Многие дети заболели. – Окна покрылись инеем.
«Чересчур».
Цель: научить детей рассуждать и делать выводы.
1) Если съесть одну конфетку – вкусно, приятно. А если много?
2) Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток?
8. Пальчиковые игры.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Растирание» или «Потягивание», «Паучки» или «Крабики» (разминка каждого пальчика) «Птицы», «Бабочки», «Моторчики», «Рыбки», «Домик», и т. д.
Систематические упражнения по тренировке движения пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи ребенка, его способностей и дарований С. А. Сухомлинский писал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Использование игровых технологий помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме. Таким образом, в результате образовательной деятельности с применением игровых технологий у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.