Залия Гарафеева
«Профессия пожарный». Тематический модуль «Все профессии нужны, все профессии важны»
▼ Скачать + Заказать документы
Профессия пожарный. Тематический модуль Все профессии нужны, все профессии важны
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Профориентация дошкольников – это современное инновационное направление в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Публикация «„Профессия пожарный“, Тематический модуль „Все профессии нужны, все профессии важны“» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Пожарный. Знакомство с профессией
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Реализация данного модуля предполагает возможность раскрыть профессию пожарного, рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь. А формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников модуля.
Актуальность модуля «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия пожарный» вызвана тем, что углубленное изучение профессии «Пожарный»способствует развитию представлений о значимости этой профессии, ценности этого труда.
В работе с детьми ОВЗ имеются свои сложности в осуществлении знакомства с трудом взрослых: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых. Поэтому наш модуль «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия пожарный» приближает детей к профессии «Пожарный», показывает его общественную значимость, сущность, трудовые действия, результаты труда, определяет условия наиболее действенного влияния труда пожарного на формирование образных представлений.
ЦЕЛЬ:
- совершенствовать систему ранней профориентационной работы с детьми с ОВЗ;
- готовить детей к адекватному выбору будущей профессии;
- обогащать игровую деятельность детей.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- осуществление успешной социализации и развития личности ребенка с ОВЗ;
- знакомство с работой пожарных, пожарной машиной и её функциями;
- формирование у детей обобщенных представлений о структуре трудового процесса пожарного, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- обогащение словаря детей по теме «Профессия - пожарный»;
- формирование умения правильно вести себя в экстремальной ситуации.
Воспитательные:
- воспитание уважения к работникам пожарной части;
- развитие ловкости, смелости, быстроту реакции;
- формирование чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;
- актуализация опыта реальной жизни;
- оказание помощи детям в осознании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и его результатам.
Коррекционные:
- развитие познавательного интереса и активной позиции в выборе профессии, веры в свои силы, позитивной установки и уважительное отношение к труду пожарного;
- развитие психических процессов: речи, внимания, памяти, мышления, воображения;
- стимулирование развития познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
- развитие общей, кистевой и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ:
Время создания модуля : октябрь 2018г. - январь 2019г.
Презентация: 07.02.2019г.
СТЕРЖЕНЬ: тема «Пожарный».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.
ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ: комплексный.
СТРУКТУРА МОДУЛЯ :
1. Основополагающие данные (общие сведения по теме) :
«Пожарник»– это тот человек, который попал в пожар и пострадал от пожара. Или тот, кто не пожарный по профессии, а просто интересуется этим делом. А тех людей, которые тушат пожары, настоящих смелых борцов с огнем называют правильно «пожарные».Настоящий пожарный никогда не назовет себя «пожарником»! Поэтому о бойцах пожарной охраны всегда говорят только так – «пожарные».
В чём же заключается работа пожарных?
Пожарники тушат пожары, однако это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Этот процесс очень опасный и сложный и подразумевает слаженную работу всей пожарной бригады, при этом очень важно умение работать в команде. Пожарные также спасают людей, которые оказались запертыми в горящих зданиях. Они оказывают первую помощь пострадавшим как при пожарах, так и в других чрезвычайных ситуациях.
Пожаротушение является одним из самых сложных заданий в работе пожарного, и, кроме человеческих ресурсов, оно требует также специального оборудования. Сюда входят костюмы, сделанные из огнеупорного материала, противогазы, каски, кирки топоры, а также пожарная техника. Пожарная машина оборудована специальным образом, она может перевозить большие объемы воды, иногда на большие расстояния, чтобы погасить пламя. Кроме этого, внутри имеются переносные огнетушители для борьбы с небольшими пожарами.
Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но ещё и их предупреждением. Без разрешения пожарных, без их тщательного осмотра не строится ни один дом. Пожарные участвуют в осмотре магазинов, школ, детских садов, заводов, кафе и ресторанов перед их открытием.
Примерные вопросы, которые ещё можно задать ребёнку для закрепления знаний о профессии пожарного :
1. Какими качествами должен обладать пожарный? Почему?
2. Почему работа пожарного бывает опасной?
3. Как пожарные тушат огонь?
4. По какому телефону нужно звонить при пожаре?
5. Кто принимает звонки по телефону 01.
1. Объем знаний с усложнениями по подгруппам детей:
Младший возраст(3-5 лет).
Начинается противопожарная образовательная деятельность уже с младшего возраста. Детейзнакомят с понятием «пожар», рассказывают о его последствиях. Также дети узнают об источниках опасности в доме, которые могут спровоцировать возгорание. В этом возрасте также формируется начальное представление о профессии пожарного. Занятия с детьми нужно проводить исключительно в форме игры, с привлечением игрушек, сказочных персонажей и пр. Педагог должен сделать материал предельно доступным для детского понимания, использовать максимум наглядности.
Старший возраст (5-7 лет).
В старшей группе полученные первичные знания расширяются. Дети более детально знакомятся с функционированием пожарной службы, узнают, как правильно вести себя в случае возгорания. Уточняется понимание причин пожара, уясняются взаимосвязь различных подразделений пожарной службы (сообщение диспетчерской службе - боевой расчёт - выезд спасателей на место, знать её телефон. Будущие школьники могут назвать художественные произведения по указанной тематике, способны нарисовать сцену пожара и пожарных, смастерить поделку. При условии систематического обучения пожарной безопасности будущие школьники обладают запасом знаний и могут воплощать их в продуктивной деятельности.
Расширяются приёмы обучения. Занятие может быть не только игровым, но и информационно-познавательным. В этом возрасте можно организовывать экскурсии в пожарную часть или пригласить в гости настоящего пожарного.
1. Словарь (предметный, глагольный, признаки и т. д.) с усложнениями по подгруппам детей (3-5 лет, 5-7 лет).
Слова-предметы (существительные).
Для детей 3-5 лет: профессия, работа, огонь, пожар, труд, пожарный, сирена, кабина, кузов, лестница, каска.
Для детей 5-7 лет: отвага, смелость, мужество, внимательность, трудолюбие, экипаж, спасатель, огнетушитель, рукав, насос, спецодежда.
Слова-признаки (прилагательные).
Для детей 3-5 лет: пожарный, нужный, полезный,красный, смелый.
Для детей 5-7 лет: пожарный, нужный, полезный, интересный, трудный, красный, смелый, сильный, ловкий.
Слова-действия (глаголы).
Для детей 3-5 лет: вызывать, выезжать, спасать, тушить.
Для детей 5-7 лет: вызывать, выезжать, прибыть, работать, трудиться, спасать, тушить, выносить.
4. Формы последовательной работы:
- циклы занятий (познание, чтение художественной литературы, ОБЖ, продуктивная деятельность);
- циклы рассказов, бесед, игровых и проблемных ситуаций, рассматривание;
- дидактические, сюжетные игры, физкультминутки,
- другие виды работ с детьми (коррекционный час);
- итоговое занятие;
- работа с родителями (консультации, фото, совместные рисунки и т. д.);
- список используемой литературы;
- приложение: фотоматериалы; наглядные материалы; художественное слово; раскраски; рисунки и др.
5. Разнообразныеформы работы с семьей:
- обогащение предметно-развивающей среды по теме «Пожарный»;
- совместные работы родителей с детьми;
- беседы о пожарной безопасности;
- размещение в уголке для родителей статей материалов по профориентации;
- оформление папок-передвижек по ознакомлению с профессией пожарного, по профилактике пожарной безопасности;
- консультации.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ :
I. Завязка модуля : вводное занятие «Профессия - пожарный» для детей младшего возраста.
II. Основная часть: цикл занятий и дополнительные формы работы (коррекционный час, дидактические игры, подвижные игры, физкультминутка, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, сюжетно -ролевая игра, квест – игра, викторина, беседа, чтение, наблюдения).
III. Итоговое занятие: интегрированное занятие «Мы - пожарные».
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- расширение представлений детей о пожарных, их профессиональной деятельности, о важности и значимости их труда;
- формирование у детей обобщенных представлений о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности пожарного, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- закрепление умений детей выражать в практической деятельности свои впечатления;
- наличие специальных дидактических пособий для определения уровня сформированности навыков пожарной безопасности;
- совершенствование знаний детей по правилам пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;
-накопление практических материалов по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников;
- развитие внимания, произвольности, памяти, восприятия, речи;
- развитие коммуникативных навыков совместной деятельности;
- обогащение предметно-развивающей среды атрибутами, играми по противопожарной безопасности;
- обогащение словаря детей;
- изменение отношения родителей к данной проблеме.
УЧЕБНЫЙ (РАБОЧИЙ ПЛАН) :
Возраст детей: 3-5 лет
Цель: познакомить с профессией – пожарный, с пожарной машиной.
Лексический минимум: огонь, пожар, спички, пожарный, пожарная машина, пожарная лестница, горит, тушат, заливают.
Вид деятельности Тема
Вводное ООД «Профессия – пожарный»
Основная часть
Рассматривание иллюстраций, фото… Рассматривание иллюстраций в книге к произведениям С. Маршака «Кошкин дом»
Чтение художественной литературы Потешка «Кошкин дом»; сказка «Жил на свете слоненок»; стихи: «Песенка спичек», «Не шутите с огнём!»; пословицы.
Беседа «Эта спичка невеличка»
Лепка «Огонек – невеличка»
Аппликация «Пожарная лестница»
Дидактические игры «Кому что нужно?»,«Оденем куклу на работу»
Настольная игра «Сложи картинку»
Подвижная игра «Огонь и вода»
Кукольный театр «Пожарные в лесу». Стихи для инсценировки на фланелеграфе
Просмотр тематических мультфильмов «Маленькая пожарная машинка», «Кошкин дом»
Взаимодействие с семьей Обогащение предметно-развивающей среды: пополнение уголка «Юный пожарник»(пожарные машинки, кукла -пожарный, фланелеграф с элементами по пожарной безопасности для инсценировок, консультация «Дети и огонь»
Возраст детей: 5-7 лет
Цель: формирование у детей обобщенных представлений о структуре трудового процесса пожарного, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
Лексический минимум: пожарная часть, пожарная безопасность,каланча, огнетушитель,противопожарный щит, юный пожарный,пожарный рукав, багор,сигнал тревоги,героический, смелый, тушение пожара, поливают, борьба с огнем.
Вид деятельности Тема
Основная часть
Рассматривание иллюстраций, фото Ознакомление с уголком пожарной безопасности, рассматривание набора открыток «Моя профессия пожарный», альбома «Пожарные»
Чтение художественной литературы С. Я. Маршак «Пожар», «Пожарная часть»; стихотворения «Как вести себя при пожаре», «Боевой расчет», «Экипировка», «Радиостанция», «Пожарный гидрант», «Пожарный рукав», сказка «Как Стобед хотел напугать волка и сам чуть не сгорел», пословицы, поговорки, загадки
Беседа с презентацией «Беседа о профессии пожарного», «О пожарноймашине и пожарной безопасности»
Составление рассказа Составление рассказа «Профессия – пожарный», игра «Угадай по описанию»
Наблюдение за работой пожарника Наблюдение за пожарной машиной
Рисование «Пожарная машина»
Лепка «Пожарная машина»
Коррекционный час «Профессия – пожарный»
Квест- игра «Юные пожарные»
Дидактическая игра «Пожарный щит»,«Подготовь пожарную машину для тушения пожара», «Кому что нужно?», «Едем на работу», «Собираемся на работу»,«От слова к слову», «Что пригодится при пожаре»
Настольная игра «Помоги пожарному пройти к горячему дому», конструктор - лего «Пожарный»
Подвижная игра «Огненный дракон», «Если возник пожар»
Речевые игры «Это я, это я и со мной мои друзья», «Доскажи словечко», словесно-дидактическая игра «Пожарный - профессия героическая!»
Кинезиологические практики Физкультминутка «Пожарная машина», пальчиковая гимнастика «Мы- пожарные», Су-Джок «Пожарные», дыхательная гимнастика «Пожарные»
Сюжетно-ролевая игра «Мы - пожарные»
Театрализованная игра Драматизация сказки «Кошкин дом»
Интерактивная игра «Курс юного пожарного»
Просмотр тематических мультфильмов «Рэй и пожарный патруль», «Аэротачки»
Итоговое ООД ООД Тема : «Мы пожарные»
Взаимодействие с семьей Консультация «Дети и огонь», совместное изготовление дидактических игр, набор открыток «Моя профессия - пожарный», совместные работы родителей с детьми по теме.