Лучший педагог года

План тематического контроля «Познавательное развитие»

Татьяна Мачинская
План тематического контроля «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы

План тематического контроля "Познавательное развитие"

Цель: оценка состояния воспитательно-образовательной работы по теме.

Срок проведения с 10 ноября по 21 ноября 2015 года.

Содержание контроля Методика организации контроля

1. Конструирование

Сенсорное развитие :

- выявить уровень сенсорного развития детей по отличению предметов по форме, величине, цвету;

Публикация «План тематического контроля „Познавательное развитие“» размещена в разделах

- конструктивные навыки в соответствии с программой. 1. Занятия с дидактическими пособиями, строительным материалом: наборы конструктивных материалов различной величины, цвета, формы (кирпичиков, кубиков, пластин, брусков, машин различной величины, кукол, наборы игрушечных животных и т. д.)

2. Специальные игры и занятия на различение цвета, формы, величины предметов, например: «Дороги для машин», «Трамвайные линии», «Заборы», «Загородки», «Мосты», «Мебель для кукол» и т. д.

3. Наблюдения за игровыми действиями в процессе самостоятельной игровой деятельности.

2. Познание окружающего мира.

- выявить уровень элементарных представлений о сезонных явлениях, предметах быта через познание окружающего мира, игровые действия. 1. Специальные игры на представления о сезонных явлениях, о культуре быта, например: «Найди своё дерево», «У нас порядок», «Кому что нужно?», «Путаница», «Помоги маме найти её детёнышей», «Накрой на стол», «Подбери по цвету» и т. д.

2. Рассматривание картин, картинок, иллюстраций о сезонных явлениях, о культуре быта.

- Показы инсценировок на выявление внимания, культуры мышления, способности рассматривать, слушать.

- Анализ результатов диагностики нервно-психического развития детей (по методике К. Л. Печоры) на возрастной период.

3. Знание воспитателем программы по теме.

- анализ методов, приёмов и форм работы с детьми. Собеседование с воспитателями по программе на основе анализа (вопросники, перфокарты, анкеты и т. д.).

- Анализ проведения занятий воспитателем.

- Анализ проведения индивидуальной работы с детьми.

- Анализ самостоятельных игровых действий.

- Анализ работы воспитателя с детьми в 1-й и 2-й половинах дня

- Анализ самообразования воспитателей.

- Анализ работы воспитателя с родителями.

4. Система планирования работы. Анализ календарных планов работы за квартал : выполнение всех режимных процессов, занятия, наблюдения, посильные трудовые поручения, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность, игровые действия, игры.

5. Оценка условий для правильной организации и проведению работы:

- в группе Посещение групп.

Анализ предметно-развивающей игровой среды в группе: наличие

- строительных наборов конструктивных материалов разной величины, формы, цвета его рациональное использование;

- различного по тематике игрового материала, аксессуаров для обыгрывания построек;

- материалов, пособий, атрибутики на развитие мелкой моторики;

- игрового и дидактического материала на сенсорное развитие детей раннего возраста;

- уголка природы, его содержание в соответствии с возрастом;

- наборы игрушек и картинок: предметы быта, одежда для кукол, мебель и т. д.

6. Оценка работы с родителями. - Анализ анкетирования;

- Анализ планов;

- Анализ наглядной агитации по данному направлению;

- Анализ индивидуального собеседования с родителями.

Критерии для анализа

предметно-пространственной развивающей среды в группах

№ Показатель Оценка (в баллах)

1 Пространство игровых комнат разделено на отдельные субпространства, структурированные в определённом порядке, разграниченные мебелью и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов

2 Помещения групп оформлены индивидуально; обстановка отражает происходящие в группе события: оригинальная расцветка, вывески и картины на стенах, фотографии, детские проекты, работы и т. п.

3 Наличие субпространств представляет собой многообразие различных развивающих средств в помещении групп

4 Интерьер групп содержит легко трансформируемые элементы, что представляет каждому ребёнку возможность самостоятельного выбора, чем, где и как ему заниматься

5 Воспитатели не непосредственно руководят деятельностью детей, направляя их в ту или иную часть комнаты, а организует окружающую их среду (наполняют Центры необходимыми учебными материалами и оборудованием, предлагают детям различные сюжеты и формы деятельности в каждом из них, то есть формируют определённое поле выбора, в котором каждый ребёнок принимает самостоятельное решение, исходя из своих индивидуальных интересов и потребностей

6 Планировка и оборудование групп часто меняются с учётом индивидуальных интересов и уровня развития каждого ребёнка

7 Все имеющиеся в группах материалы находятся в поле зрения детей. Любой ребёнок может \самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать

8 Дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудования: убирать на место и бережно к ним относиться. Воспитатели помогают детям овладеть рациональными способами хранения игрушек и материалов (например, чётко обозначать место хранения материалов, пособий, оборудования соответствующими табличками, картинками)

9 Воспитатели учитывают меняющиеся интересы детей, для того, чтобы соответствующим образом изменить материалы и оборудование

10 В группе преобладают предметы, сделанные руками взрослых. Каждый ребёнок может найти в группе свой «личный» уголок (то есть своё любимое место). Всё это создаёт атмосферу уюта и подлинной «детскости» окружающей обстановки. Воспитатели располагают доступный материал на уровне глаз детей, в удобном для просмотра месте

11 Воспитатели поддерживают игры, элементарное экспериментирование и «исследования» с использованием многоцелевых материалов, предусматривающих возможность творческих решений

12 Воспитатели предоставляют учебные материалы, мотивирующие детей на самостоятельные действия (из опыта ребёнка)

13 Среда достаточно гибкая и управляемая как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого

Оценка эффективности работы с детьми по освоению образовательной области «Познание»

(1-я младшая группа)

№ Вопросы для изучения Да Нет Частично

Сенсорная культура

Характеристика деятельности воспитателя

1 Учит детей определять предметы по цвету, форме, размеру, количеству в процессе обследования и согласования

2 Учит детей выделять и выбирать предметы с заданными свойствами из 2-4 разных предметов

3 Учит детей сравнивать два предмета (находить одинаковые, составлять пары)

Характеристика деятельности и (или) знаний, умений, навыков детей

1 Принимают и используют в собственной речи слова – названия размера, формы

2 Понимают и используют с помощью взрослого слова, обозначающие отношения предметов по количеству и размеру: много, мало, меньше

3 Определяют цвет, размер, форму предметов, геометрических фигур путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения

4 Разбирают и собирают игрушки в правильной последовательности (пирамидки, башенки, матрёшки)

5 Проявляют сообразительность в игре: складывание домика из квадрата и т. д.

Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе

Характеристика деятельности воспитателя

1 Учит детей обследовать объекты природы с помощью зрительно-двигательных действий

2 Выполняет совместно с детьми посильные действия по уходу за растениями

Характеристика деятельности и (или) знаний, умений, навыков детей

1 Называют объекты природы, их части, отдельные признаки, свойства

2 Узнают и называют животных и их детёнышей

3 По примеру взрослого проявляют сочувствие, огорчение, сопереживание при неосторожном обращении с объектами природы

4 Узнают и называют растения, некоторые их признаки, цвет, размер, форму, вкус, запах

Конструктивная деятельность

Характеристика деятельности и (или) знаний, умений, навыков детей

1 Имеют представление об основных свойствах объёмных геометрических фигур, форм

2 Воссоздают знакомые предметы на горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики)

3 Пытаются делать постройки со взрослым и самостоятельно

АКТ

ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ

Тема «Организация самостоятельной познавательной деятельности детей»

Цель: совершенствовать работу воспитателей по организации самостоятельной познавательной деятельности детей, выявить уровень познавательной активности детей.

Вопросы, подлежащие проверке.

1. Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности детей (развивающая среда в группе и на участке)

2. Динамичность развивающей среды (происходит ли смена материала в познавательном центре, заменяются ли дидактические и развивающие игры, как часто: каждый день, раз в неделю, раз в месяц; замечают ли эти перемены дети).

3. Какой промежуток времени отводится на самостоятельную познавательную деятельность детей (утро, день, вечер? Его целесообразность.

4. Количество времени, уделяемого самостоятельной познавательной деятельности детей.

5. Уровень познавательной активности детей :

- задают ли вопросы, их количество, содержание;

- стремятся ли пополнить знания об интересующем предмете (просят почитать, пытаются экспериментировать, рассматривают иллюстрации, самостоятельно наблюдают);

- отражают ли свои наблюдения в различных видах деятельности;

- участвуют ли в беседах о том, что их интересует; рассказывают ли взрослым о своих интересах.

6. Планирование познавательной деятельности детей.

Основные формы и методы проверки.

1. Наблюдения за самостоятельной познавательной деятельностью детей в группе и на участке.

2. Оценка условий для организации самостоятельной познавательной деятельности детей.

3. Анализ календарных планов.

4. Беседа с воспитателями на тему «Руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребёнка».

Сроки проведения:

с 10 ноября 2015 по 21 ноября 2015 года

Участники (Ф. И. О. педагогов, квалификационная категория)

Программа проведения тематической проверки (из плана)

Описание хода и результатов проверки.

На момент проверки во всех группах санитарное состояние хорошее, помещения регулярно убираются и проветриваются, освещение соответствует санитарным требованиям.

1. В ходе тематической проверки старшим воспитателем Мачинской Т. В. были проанализированы условия в группах и на участке для самостоятельной познавательной деятельности детей. Было выявлено, что во всех группах создана насыщенная развивающая среда с разнообразными центрами согласно образовательной программе ДОУ, которые побуждают детей к познавательной активности.

Однако хотя во всех группах имеется в наличии весь материал, необходимый для центра познавательной деятельности, отдельно в группах этот центр не создан. Не оборудован в группах центр песка и экспериментирования, не приобретены ёмкости для кинестетического песка.

В группах №3, №2, №1, №4 не достаточно материала для игр-экспериментов (памятки выданы). Во всех группах не достаточно материала: нет фигурок, изображающих взрослых и детей разного возраста, макетов ближайшего окружения.

В группе №3 создан центр познавательной деятельности (стол для игр с песком и водой) однако не достаточно разнообразных игр, пособий и материала

На участке детского сада недостаточно стационарного оборудования для познавательного развития детей, однако воспитатели используют много выносного оборудования для организации познавательной деятельности детей.

2. Далее была проанализирована динамичность развивающей среды в группах. Смена материала в познавательном центре в группах №5, №1 происходит регулярно, дидактические и развивающие игры и пособия часто заменяются; в группах №2, №3, №4, №6 смена материала происходит один раз в 2-4 недели, в зависимости от тематического планирования и удовлетворения познавательных интересов детей.

Дети сразу замечают эти перемены, быстро находят новые пособия и действуют, играют с ними (после инструктажа и объяснения воспитателя). В группе №6, №4 дети с неослабевающим интересом играют с макетом (по теме «Транспорт») перекрёстка.

3. Самостоятельная познавательная деятельность детей планируется и осуществляется во время утреннего приёма детей, после вечерней прогулки, а также во время прогулок. Это целесообразно, так как в дневные часы планируется и осуществляется организованная образовательная деятельность.

4. Количество времени, уделяемого самостоятельной познавательной деятельности детей во всех группах, достаточно. Дети удовлетворяют свои познавательные интересы.

5. Уровень познавательных интересов детей во всех группах высокий. Дети в первых младших группах задают вопросы разнообразного содержания и тематики : о предметах и явлениях окружающего мира, о взаимосвязях и взаимозависимостях; стремятся пополнить знания об интересующем предмете, внимательно слушают объяснения и художественный текст, наблюдают и принимают посильное участие в осуществлении опытов (в основном вместе с педагогом, рассматривают иллюстрации, самостоятельно наблюдают природные явления. Особенно дети увлечены наблюдениями на прогулке, сами находят объекты для наблюдения: транспорт, люди, состояние погоды, свойства веществ и материалов (песок, земля, листья, снег, движение, притяжение и т. д. Малыши отражают впечатления от познавательных наблюдений в различных видах деятельности – чаще всего в играх. Дети с удовольствием участвуют в беседах о том, что их интересует, рассказывают, отвечают на вопросы взрослого или сверстника.

6. Далее старший воспитатель проанализировал проектирование познавательной деятельности детей в календарном плане. Во всех группах запланировано недостаточное количество мероприятий познавательной деятельности детей; запланированная деятельность однообразна по тематике и содержанию.

7. На следующем этапе тематической проверки старший воспитатель провёл с педагогами беседу на тему «Руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребёнка»

Педагоги Малютина Т. А., Слободчикова Л. В., Григорьева Л. В., Цыпкало О. М., Замуракина С. В., Трекина Е. Н. продемонстрировали в беседе высокий уровень знаний о руководстве самостоятельной познавательной деятельностью детей, молодые специалисты Старицына Е. В, Карташова И. А. хороший уровень, Панина Е. И., Екименкова Н. В., Муравьёва И. А. средний уровень. Воспитатели используют такие методы руководства, как поддержка, наводящие вопросы, поощрения, первостепенное участие, стимулирование познавательных интересов детей.

Выводы. Проведение работы по организации самостоятельной познавательной деятельности детей в ДОУ СП «Ладушки» считать удовлетворительной. Продолжать повышать эффективность работы в данном направлении.

Рекомендации.

1. Отражать в планах воспитательно-образовательной работы с детьми во всех возрастных группах разнообразные мероприятия познавательной деятельности детей.

Ответственные: воспитатели групп №1, №2, №3, №4, №5, №6

Срок: постоянно

2. Приобрести или изготовить недостающие пособия в центры познавательной деятельности : макеты предметов ближайшего окружения (дома, перекрёсток и т. п.); пополнить центр экспериментирования по памятке.

Ответственные: воспитатели групп №1, №2, №3, №4

Срок: до 1 декабря 2015 г.

3. Оформить в группах №1,№2, №4, №5, №6 центры познавательной активности.

Ответственные: воспитатели групп №1, №2, №4, №5, №6

Срок: до 17 декабря 2015 г.

Публикации по теме:

Консультация «Познавательное развитие дошкольников» На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

Аналитическая справка по итогам тематического контроляАналитическая справка по итогам тематического контроля Состояние работы с дошкольниками по организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности». На основании.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни» В МДОУ «Детский сад «Светлячок» п. Пеледуй» в период с 13 по 24 ноября 2017 года был проведен тематический контроль по теме: «Организация.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Наличие дидактических игр по задачам программы» Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Наличие дидактических игр по задачам программы». Проверка проходила: 19 декабря.

План тематического дня во второй группе раннего возраста «Весенний солнечный денёк»План тематического дня во второй группе раннего возраста «Весенний солнечный денёк» Лариса Вострых, МДОБУ «Детский сад № 1 «Теремок», г. Дальнегорск План тематического дня во второй группе раннего возраста «Весенний солнечный.

План-программа тематического дня «Этот славный День Победы» в младшей группеПлан-программа тематического дня «Этот славный День Победы» в младшей группе Приближается самый главный праздник нашего народа – День Победы. Этот праздник дорог белорусам. В Великой отечественной войне погиб каждый.

План тематического контроля «Улучшение качества усвоения учебной программы дошкольного образования с помощью лэпбуков» ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ «Улучшение качества усвоения учебной программы дошкольного образования с помощью внедрения дидактического.

План тематического контроля «Организация физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с ФГОС» Тематический контроль Тема: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в соответствии ФГОС ДОУ» Цель: Изучение системы организации.

Справка по результатам тематического контроля «Организация двигательной активности дошкольника в режимных моментах» Цель контроля: организация в дошкольном учреждении педагогами двигательной активности дошкольника в режимные моменты. Контроль проводили:.

Справка по результатам тематического контроля «Организация работы по физической культуре и здоровьесбережению» СПРАВКА по результатам тематического контроля «Организация работы по физической культуре и здоровьесбережению с учетом ФГОС» в МАДОУ.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
План тематического контроля «Познавательное развитие»
Опубликовано: 3 июля 2018 в 11:02
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План тематического контроля «Познавательное развитие»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мачинская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД