Казакова Марина Леонидовна
Физкультминутка как форма двигательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Кыштовского района детский сад «Солнышко»
Разработка
тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей
Тема: «Физкультминутка – как форма двигательной активности детей дошкольного возраста»
Выполнила:
Казакова Марина Леонидовна
Воспитатель
первой
квалификационной
категории
с. Кыштовка
2020г.
Темочки:
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Физкультминутки на занятиях представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления воспитанников, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания воспитанников и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому каждый педагог должен считать своим долгом, в ходе занятий, обязательно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья воспитанников и продуктивность занятий.
Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.
Основные задачи физминутки заключаются в:
снятии усталости и напряжения;
внесении эмоционального заряда;
совершенствовании общей моторики;
выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей.
Предлагаются различные формы проведения физминутки:
подвижная игра;
имитация трудовых действий;
произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;
физминутки в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных.
Желательно музыку для физминутки связывать с темой занятия.
Физкультурные минутки необходимо проводить на каждом занятии. Время проведения физкультурных минуток определяет учитель по внешним признакам утомления. Как правило, это происходит примерно на 10й – 20-ой минутах занятия.
В комплексы физкультурных минуток включаются, как правило, 4-5 упражнений с общей продолжительностью их выполнения 1,5-2 минуты. Первое упражнение - потягивания, второе - третье для мышц шеи и рук, четвёртое - для мышц туловища, пятое - для мышц ног. Упражнения рекомендуется выполнять в положении сидя или стоя. Комплексы упражнений меняются один раз в две недели.
Воспитатель, как правило, проводит физкультурную минутку только при разучивании нового комплекса. В остальных случаях это право предоставляется физоргу или наиболее подготовленным воспитанникам группы, а воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений и осанкой воспитанников.
Как подобрать упражнения для физминуток?
1. Упражнения должны быть знакомы детям и просты в исполнении.
2. Упражнения должны охватывать в основном крупные мышечные группы.
3. К таким упражнениям относятся потягивания, выпрямление позвоночника, ходьба на месте, подскоки, приседания в быстром темпе.
4. В случае необходимости могут использоваться упражнения для более мелких групп мышц: для кистей рук, шеи, лица, глаз.
5. Благоприятным для завершения физминутки для детей после пяти лет является точечный профилактический самомассаж 2-3 биологически активных точек по схеме.
Подготовительный этап.
1. Подобрать физминутку с учё том:
- возрастных особенностей детей;
- индивидуальных особенностей детей (медицинские показатели) ;
- темы предмета, на котором будет проводиться физминутка;
- интересов детей.
2. Определить цели физминутки: обучающую, воспитывающую, развивающую, здоровьесберегающую.
3. Определить место проведение физминутки (на каком уроке).
4. Уточнить время проведения физминутки.
5. Подготовить специальный инвентарь, если необходим для проведения физминутки.
6. Составить конспект проведения физминутки, который включает
-1 - название физминутки, цели, место и время проведения, оборудование (если необходимо) ;
- 2 - ход проведения физминутки в виде таблицы:
а) «Спортсмен».
Цель: развитие согласованности и координации движений.
Следуя тексту, дети имитируют движения, которые совершают спортсмены.
Занимайся волейболом, Забивают» в корзину мяч
Греблей, плаваньем, футболом. «Гребут» веслами, «плывут», «бьют ногой по мячу.
На коньках зимой гоняй («скольжение» на коньках
Езди на велосипеде «Крутят» педали.
И всегда стремись к победе. Прыжки с криками «Ура!»
б) «Стойкий оловянный солдатик».
Цель: развитие внимания, выдержки, согласованности действий.
Взрослые или дети рассказывают речевку, показывают и выполняют движения вместе с ребенком.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем дружно мы шагать! Шагают на месте.
На одной ноге постой-ка
Будто ты солдатик стойкий. Становятся на правую ногу.
Ногу левую – к груди,
Да смотри не упади! Подтягивают левую ногу к груди.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый. Становятся на левую ногу.
Все, закончилась игра,
За уроки, детвора! Садятся на свои места.
7. Выучить физминутку наизусть.
Основной этап (проведение физминутки) .
1. Организационный момент: ПЕДАГОГ:
- сообщает о проведении физминутки,
- знакомит с ее названием (если оно есть) ;
- раскрывает значимость физминутки: здоровьесберегающую цель.
2. Основной этап:
а) проводит инструктаж физминутки в соответствии с конспектом;
б) поднимает детей с рабочих мест;
в) просит учеников выполнить физминутку вместе с учителем (открывает часть доски со словами физминутки);
г) выполняет физминутку вместе с детьми не менее 2-3 раз, наблюдает за активностью и дисциплинированностью ДЕТЕЙ;
д) предлагает одному из ребят в качестве воспитателя провести физминутку с ребятами;
е) предлагает ребятям сесть на рабочее место.
3. Итог проведения физминутки.
- отмечает отношение детей к выполнению физминутки (своему здоровью).
Заключительный этап.
1. Педагог должен проанализировать действия ребят в ходе выполнения физминутки:
- определить значимость проведенной физминутки для детей (наблюдения и беседы с отдельными детьми после занятия);
- определить причины недисциплинированности отдельных ребят.
2. Изменить движения физминутки или подобрать новую.
Комплексы упражнений игровой оздоровительной гимнастики после сна.
Старший дошкольный возраст.
Гимнастика в постели.
Потягивание. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить.
«Отдыхаем». И. п. – лежа на животе с опрой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повт. 3-4 раза.
Самомассаж головы («помоем голову»).
И. П. – сидя на корточках. Педагого дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте. Ой, горячая! Добавьте, налейте шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон. Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, снова совсех сторон. У Кати на висках осталась пена. Теперь все чисто, выключаийте воду. Берите полотенце и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешыте волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то поцарапаете кожу головы. Какие вы красивые!».
Профилактика плоскостопия.
Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка», на пятках («на траве роса, не замочите ноги», не внешней стороне стопы («медведь», с высоким подниманием колен («лось», в полуприседе («ежик», по корригирующим дорожкам («пройти босиком и по камешкам, и по веточкам, и по шишечкам»).
Профилактика нарушений осанки.
Физминутка «У меня спина прямая».
И. п. – узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.
У меня спина прямая, я наклонов не боюсь (наклон вперед) :
Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь (действия в соответствии с текстом).
Раз, два, три, четыре, раз, два (повороты туловища)
Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте).
Раз, два, три, четыре, три, четыре раз, два (повороты туловища)
Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать (действия в соответствии с текстом)
Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина (наклоны туловища)
Раз, два, три, четыре, три, четыре раз, два (повороты туловища)
Поза «зародыш» (хатха-йога). И. п. – лежа на спине. Согнуть в колене правую ногу и прижать ее руками к животу. Позу удерживать 5-6 секунд и вернуться в и. п. Повторить движение левой ногой, поторм двумя ногами. Дыхание ровное, спокойное, мышцы расслаблены. Прижимаая колени к животу, подтянуть голову к коленям и задержаться в этом положении, после чего опустить голову, выпрямить ноги и расслабиться. Повт. упржнение несколько раз.
Дыхательно-звуковая гимнастика «Полет на Луну»
При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.
«Запускаем двигатель». И. п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох – и. п. – вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить : «Р-р-р-». Повт. 4-6раз.
«Летим на ракете». И. п. – стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох – и. п. ; долгий выдох – покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить : «у-у-у-у». Повт. 4-6раз.
«Надеваем шлем от скафандра». И. п. – сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох – и. п. ; выдох – развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повт. – 4-6 раз.
«Пересаживаемся в луноход». И. п. – узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох- и. п. ; выдох- полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!».повт. 4-6р.
«Лунатики». И. п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь. Вдох – и. п. ; выдох – наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи». Повт по три-четыре раза в каждую сторону.
«Вдохнем свежий воздух на Земле». И. п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох – через стороны поднять руки вверх; выдох – руки плавно опустить, произнести : «Ах!». Повт. - 4-6раз.
Самостоятельная работа детей с диагнозрм «плосковальгусные стопы» на стационарных массажерах.
Водные процедуры.