Надежда Афошина
Тематическая прогулка в апреле. Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение за высотой стояния Солнца»
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Цель: познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с праздника Благовещение.
Задачи: закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека;
воспитывать нравственные и эстетические чувства ребенка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту;
Ход прогулки
Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?
Без него плачемся,
А как появится —
От него прячемся. (Солнце.)
Публикация «Тематическая прогулка в апреле, Подготовительная группа» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Прогулки. Апрель
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
Чем выше солнце, тем теплее и длиннее день. От тепла тает снег, нагревается земля и появляются проталинки. Начинает расти трава. Что же еще происходит в природе? (Установить и закрепить представления об экологических связях.) Где восходит, где заходит солнце?
Исследовательская деятельность
Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.
Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?
С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)
Каких только названий апрель не подхватывал у древних славян: и красавик, и снегогон, и кветень, и первоцвет, и цветень, и крутий, и ручейник, и водолей, и обманщик — второй весенний и четвертый в году месяц. В современном календаре это второй весенний и четвертый в году месяц — период цветения деревьев, и весенних цветов. Название «апрель» в народном календаре славян прочно закрепилось, а позаимствовано оно было у древних римлян. Apr lis (априлис) — «месяц Афродиты» у них числился 2-м месяцем в году. Римским поэтом Овидием присвоение такового имени толковалось иначе. Он считал, что название дано от латинского слова «аперире», обозначающее «Всё открывается». И под этим «Всё» подразумевалось, прежде всего, открытие (пробуждение) природы! Это явление природы неповторимо и замечательно. Температура в этот период действительно значительно увеличивается, залежалый снежок быстро становится живительной водичкой для флоры. Всё в строгой последовательности на глазах травенеет и хорошеет! Зацветают первоцветы, мать-и-мачеха, крокусы, ива, осина, тополя.
Зеленеют листочки на вербе, ольхе, сирени, осине, березе. Почувствовав тепло, выползают на солнышко насекомые.
В апреле — вода, в мае — трава, в июле — хлеба.
3 апрельских дождя заменят тысячи июньских дождищ.
Мокрый апрель к лету грибному.
Апрель славен водой.
Апрель нерадивых не любит, трудоголиков — голубит.
Апрельскими водотоками земля поится и будится.
Весенний цветок пробьет любой снежок.
Начало апреля при снеге, а финиш — при зелени.
В апреле держи напоготове теплую одежду.
Снег неожиданно выпал в апреле : за бабушкой Зимой внучек пришёл.
Апрель- батенька зовёт всех в поле.
Начало апреля — чёрно в полях, однако в лесах кое-где бело. Благовещение — это значит «благая весть» (хорошая новость). Благовещение — один из великих церковных праздников.
Что же это за весть и кто кому сообщил её? Почему все верующие христиане отмечают это событие в течение многих веков? Чтобы узнать об этом, надо немного познакомиться с историей жизни святой Девы Марии, матери Иисуса Христа, потому что этот праздник связан с её именем.
Предание рассказывает, что Мария рано осиротела и воспитывалась при Иерусалимском храме. А когда ей исполнилось 13 лет, то по обычаю её должны были выдать замуж. Но Мария не хотела выходить замуж, потому что дала обещание посвятить свою жизнь Богу. Тогда её взял в свой дом её дальний родственник, плотник Иосиф, который жил в маленьком городке Назарете, к северу от Иерусалима. Мария жила в его доме, помогала ему по хозяйству.
Но вот однажды в Назарете произошло необычное событие. Когда Мария находилась в доме одна, перед ней неожиданно предстал ангел («ангел» переводится с греческого как «вестник»). В христианском учении ангелам отводится особая роль. Они или предупреждают людей о каком-либо бедствии, или, наоборот, стремятся подготовить их к радостному событию. Так вот и перед Марией предстал ангел, архангел Гавриил (архангел — это старший ангел, посланник Бога. Он сообщил деве Марии радостную весть о том, что она родит сына и назовёт его Иисусом. И он будет сыном Бога. Мария поверила ему, и, действительно, через 9 месяцев у неё родился Иисус Христос.
В этот день говорят, что «птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт». В этот день нельзя работать — любая работа вредна. Запрещается даже подметать пол в доме и особенно выбрасывать мусор.
Главным предвестником предстоящего тепла являлась «игра» Солнца. Когда Светило, восходя и подымаясь на рассвете, трепетало, поблескивая ослепительными оттенками лучиков, предсказывали характер ожидающихся сезонов.
На рассвете на восход солнышка мчались смотреть также как и на Великое Воскресение Христа, Встречали зарю традиционными песенками-запевками.
Заготавливали благовещенскую соль. По силе и целебности продукт равнозначен четверговой соли.
Выгребали из печи полученную при перегорании ветвей, соломки, бревен золу — известковое удобрение, обильное на калий и фосфор. Использовали как мощное средство при болезнях овощных культур и нашествии вредителей на огородные насаждения.
На Руси распространялись старинные запреты-правила. Их тщательно соблюдали, чтобы не навлечь на семейство и на себя беду. Нарушить хоть чуточку, значилось прегрешением и угрожало горестями. Особенно суровыми были запреты на трудовую деятельность, даже выезды на заработки числились греховными.
Создано много легенд, сказочных историй, в которых отображены наказания тех, кто дерзнул их не соблюсти.
Молодую женщину, что осмелилась прясть, Всевышний Творец обратил в кукушку. Птицу, свившую гнездовье, настигло заклятье, навеки лишив жилища.
А грач, забывший о торжестве и принявшийся мастерить жилье, удушился былинкой, которую нес.
Во многих областях верили, что если пернатые все-таки сделают гнездо, то в нем молния обязательно испепелит птенцов. А птахи не смогут летать, так как у них отторгнутся крылья, и придется беднягам до праздника следующего года ходить. Выпускать птиц на благовещение – это к добру и обряд процветает до сих пор.
На Руси эта обрядность просуществовала не одну сотню лет вплоть до революции. Возрождена в 90-х годах уже былого века. Представители духовенства после завершения службы, подбрасывая в поднебесье стаю голубей, напоминают о предоставлении свободы каждому Всемилостивому созданию.
Раньше городские жители покупали на птичьем рынке пернатых и на волю отпускали. Открывая клетки, провожали, напевали «веснянки. Наши предки знали, что пташки, долетев до Творца, поторопят наступление весны, вымолят удачу тем, кто даровал свободу.
Двигательная активность
Русская народная игра «Золотые ворота»
Цель: активизация и развитие двигательной деятельности детей
Ход игры:
Дети, дети все сюда,
Здесь весёлая игра
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся играть.
Правила игры очень просты. Выбирают двух игроков по считалочке:
Катилася торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем будешь делиться?
На кого падает слово «делиться», тот указывает на кого-нибудь из игроков и говорит: «С ним! (или с ней)».
Они отходят немного в сторону и договариваются, кто из них кем будет (солнце – луна, день – ночь, красное – белое, апельсин – яблоко и т. д.). Выбравшие себе роли становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один) :
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать, и тот встает за спину одного из участников «ворот». Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Игра продолжается до тех пор, пока не останется двое не пойманных играющих, они и станут следующими «воротами». Когда все игроки распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, каната, палки и т. д.
В конце игры подводится итог: оценить общее физическое развитие детей (сильные, ловкие, быстрые); общую дисциплинированность и тесные взаимоотношения (правила не нарушали, друг- друга не толкали); отношение к победе, поражению (одной команде сегодня повезло чуточку больше, но другая тоже очень старалась)
Разновидность игры: Другая разновидность состоит в том, что «ворот» - двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается так же перетягиванием.
Правила:
Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются).
Остановившегося, перед «воротами», считают пойманным.
Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком.
Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.
Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»
Ход игры: Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой верневочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками. Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.
С вьюном я хожу,
С зеленым я хожу.
Я не знаю, куда
Вьюн положить
С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн
На правое плечо.
На третий куплет движения повторяются.
А со правого,
А со правого,
А со правого
На левое положи.
К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.
Индивидуальная работа
Разучивание скороговорок.
Цель: закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков; развивать слуховое внимание и память.
Наступила сороконожка сороке на ножку.
Развитие движений. Прыжки на 2-х ногах вдоль шнура, перепрыгивая его справа и слева; поочередно на правой и левой ноге; прыжки в длину с места.
Цель: закреплять умение прыгать на двух ногах; развивать координацию движений.
Самостоятельная деятельность
Игры с использованием мячей и скакалок.
Цель: учить играть группами по совместным интересам.
Трудовая деятельность
Насыпать птицам корм, привести в порядок игровой инвентарь