Инна Равильевна Габидулина
Тематическая неделя «Мы — экспериментаторы» (для детей старшего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках реализации деятельностного подхода в процессе обучения (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) стоит задача перед воспитателем – воспитать Человека, способного выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе и удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации.
Для решения данной задачи одним из направлений деятельности с дошкольниками является познавательно-речевое развитие через организацию проектно-исследовательской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может использоваться в любой возрастной группе детского сада, начиная с младшего возраста. Суть личностно-ориентированного подхода заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого ребенка.
Публикация «Тематическая неделя „Мы — экспериментаторы“ (для детей старшего дошкольного возраста)» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
ошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации, дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, в результате которых дошкольники знакомятся со свойствами воды, воздуха, песка; выясняют, что такое молния и как происходит извержение вулкана; как образуются метеоритные кратеры и почему люди в космос летают на ракете; исследуют свойства магнита, определяют качества металла, взаимодействие воды и снега, ухаживают за животными и выясняют, влияние света, почвы, влаги на растения.
Все это привело к разработке тематической недели познавательно-исследовательской деятельности под общим названием: «Мы – экспериментаторы». В рамках которой, в течение 10 дней, в группах детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) проводятся мероприятия для всех участников образовательного процесса, направленные на формирование у дошкольников умений и навыков элементарно-поисковой деятельности, совершенствование аналитического восприятия, развитию словаря, обогащению самостоятельного опыта в наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях.
Тематическая неделя:
«Мы – экспериментаторы»
(для детей старшего дошкольного возраста
Целевые установки:
Совершенствование работы МДОУ по организации с детьми старшего дошкольного возраста элементарно поисковой деятельности.
Развитие у детей старшего дошкольного возраста исследовательской активности, умений организовывать эксперимент и получать результат.
Вовлечение родителей в работу по реализации тематической недели.
Образовательный потенциал тематической недели:
Педагоги:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации работы с детьми дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности;
2. Подбор литературы, оборудования и материалов; разработка методических рекомендаций по реализации тематической недели (материалы, пособия по проведению экспериментальной деятельности, игры, пособия);
3. Внедрение в педагогическую практику новых форм работы совместной деятельности с дошкольниками по организации познавательно-исследовательской деятельности;
4. Разработка новых форм сотрудничества с семьями воспитанников по реализации тематической недели.
Дети:
1. Развитие познавательной активности, любознательности, стремления детей к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами, природными объектами, желания активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения.
2. Обогащение кругозора детей, развитие умений вести наблюдения, навыков сравнения и анализа при использовании схем, моделей пооперационными картами.
3. Поддержка проявлений инициативы у детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях.
4. Развитие самостоятельности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности, умений замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
5. Воспитание навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе организации совместной деятельности.
Родители:
1. Повышение родительской компетентности в вопросах организации исследовательской деятельности;
2. Привлечение родителей к созданию условий для проведения исследовательской деятельности в детском саду и дома;
3. Вовлечение родителей к мероприятиям, проводимым в дошкольном учреждении в рамках тематической недели.
Результативность тематической недели:
[/b]
Педагоги:
1. Анализ результатов проведения тематической недели;
2. Разработка календарно-тематического планирования по организации работы познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
3. Подбор материалов и оборудования предметно-развивающей среды по организации познавательно-исследовательской деятельности (оснащение центра «Науки» дидактическими пособиями, материалами и оборудованием для проведения исследовательской деятельности)
Дети:
1. Подбор и классификация детских книг, иллюстраций, сюжетных картинок по теме недели
2. Создание дневников наблюдений;
3. Создание книжек – малышек по результатам наблюдений;
4. Создание календаря природы;
5. Создание моделей признаков животных (птиц, рыб, насекомых, животных; растений);
6. Создание памяток «Поведение в лесу»
7. Изготовление карточек «Пищевые цепи»
Родители:
1. Организация проектной деятельности совместно с ребенком в домашних условиях;
2. Выполнение творческого задания – истории из жизни одной капельки «Ходит капелька по свету»;
3. Создание макетов среды обитания животных разных климатических условий;
4. Совместная экскурсия в парк, лес
5. Совместное посещение городского краеведческого музея им. Верещагина
6. Совместный просмотр фильмов о живой природе
7. Подбор иллюстраций животного мира
8. Создание мультимедийных презентаций по теме недели
Интеграция образовательных областей
в ходе реализации тематической недели «Мы – экспериментаторы»
«Физическая культура»
Содействие гармоничному физическому развитию детей через организацию режима двигательной активности (утренней гимнастики, подвижные игры, прогулку, гимнастику после сна, закаливающих процедур).
«Здоровье»
Воспитание ценностного отношения детей к здоровью, к человеческой жизни, ко всему живому через организацию режимных процессов, бесед, наблюдения и экспериментирование, личного примера.
«Социализация»
Обогащение игрового опыта детей, развитие самостоятельности в игровой деятельности, игрового творчества через желание детей придумать новые сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила. Побуждение детей к самооценке своих действий.
«Безопасность»
Формирование представлений об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них. Воспитание осторожного и осмотрительного отношения к приборам исследовательской деятельности
«Познание»
Развитие у детей познавательных интересов. Интеллектуальное развитие детей через организацию познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей, развитие умений вести наблюдения, навыков сравнения и анализа при использовании схем, моделей пооперационными картами.
«Художественное творчество»
Совершенствование изобразительной деятельности детей, стимулирование умений создавать работы по собственному замыслу, стремление создавать выразительный оригинальный образ, планировать деятельность и достигать качественного результата. (создание альбомов, дневников наблюдений, книжек-малышек)
«Музыка»
Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения через слушание, пение, музыкальное сопровождение совместной деятельности воспитателя с детьми, а также самостоятельной деятельности детей (слушание, пение, этюды, игры – перевоплощения)
«Коммуникация»
Развитие умений строить общение со взрослыми, сверстниками, людьми разного возраста. Развитие самостоятельного речевого творчества в ходе исследовательской деятельности, используя метафоры, образные сравнения, олицетворения.
«Чтение художественной литературы»
Воспитание ценностного отношения к художественной литературе как к виду искусства, родному языку и литературной речи. Обогащение читательского опыта за счет новых произведений о природе, загадок, потешек, считалок. Обеспечение возможности проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений («Сказки на новый лад», составление загадок, сочинение рассказов)
«Труд»
Воспитание ответственности (за живое существо, начатое дело, данное слово, добросовестности и стремления принимать участие в трудовой деятельности, оказания посильной помощи по уходу за объектами живой природы.
Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)
по теме: «Мы – экспериментаторы»
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста исследовательской активности, умений организовывать эксперимент и получать результат.
Итоговое мероприятие: игровая программа «КВН» с участием родителей «Мы – экспериментаторы»
1. Совместная деятельность воспитателя с детьми с учетом интеграции образовательных областей:
1.1. Непосредственно образовательная деятельность (групповая, подгрупповая)
• Познавательно – исследовательская деятельность:
• Игры – эксперименты: «Свойства воды», «Свойства песка», «Свойства воздуха», «Свойства магнита», «Загадочный фильтр», «Почему дует ветер»
• Коммуникативная деятельность: Составление описательных рассказов о домашнем любимце, уход за растениями, времена года,
• Продуктивная деятельность:
Рисование на темы: «Мой домашний любимец», «Весна»
Аппликация: «Весенняя капель», коллаж «Первые цветы»
Лепка: «Животные Бодайбинского района»
Конструирование: «Цветы в вазе».
• Музыкально – художественная деятельность: Слушание отрывков музыкальных произведений «Времена года», исполнение песен о животных; музыкальные подвижные игры. Сюжетные занятия: «Во поле березка стояла», «Во саду ли в огороде», «Чудеса природы»
• Двигательная деятельность: Сюжетные занятия: «Зоопарк»; «Подводное царство», «В мире насекомых», «Лесные приключения», «
• Чтение художественной литературы: Рассказы, повести: Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась», Л. Толстой «Слон», А. Платонов «Неизвестный цветок», М. Пришвин «Золотой луг» и др.
Стихи: Ф. Тютчев «Весенние воды», И. Крыло «Лебедь, рак и щука», Л. Блинов «Когда планета кружится», Е. Серова «Подснежник», Ф. Тютчев «Зима не даром злится.» и др.
Сказки: Р. Киплинг «Слоненок», Л. Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку», Л. Петрушевский «кот, который умел петь» и др.
• Трудовая деятельность: в уголке живой природы, на участке. Наблюдение и уход за объектами живой природы
1.2. Образовательная деятельность в режимных моментах:
• Беседы: «На животноводческой ферме», «Животные крайнего Севера», «Жизнь домашних животных», «Животные юга», «Жители пятого океана» (птицы, «Обитатели морей, рек, озер, океанов», «Жители тундры», «Жители тропиков», «Обитатели Северного и Южного полюсов», «Мхи и лишайники» и др.
• Ситуативный разговор: «Жизнь без растений»; «Место человека в природе»; «Наши меньшие друзья», «
• Организация огородов на окне: посадка семян, наблюдение и уход за рассадой.
• Наблюдения: За объектами живой природы, за сезонными изменениями в природе
• Просмотр видеофильмов, мультимедийных презентаций по теме недели: «Животные», «Растения», «Космос», «Мир вокруг нас», «Жители водоемов», «Ходит капелька по свету» и др.
• Рассматривание картин: натюрморты: Ю. Васнецов «Цветущий луг», В. Ван Гог «Корзина с яблоками», И. Репин «Букет цветов»; пейзаж: Ф. Васильев «Мокрый луг», И. Айвазовский «Черное море», К. Юон «Мартовское солнце», А. Саврасов «Рожь», «Перелет птиц», И. Левитан «Озеро», Г. Нисский «Радуга»; жанровая живопись: А. Венецианов «На пашне. Весна», Б. Кустодиев «Масленица», Т. Яблонская «Утро»; книжная графика: иллюстрации к рассказам о животных В. Курдов, Е. и Н. Чарушины, М. Митурич, Я. Манухина, С. Куприянов, В. Горяева
• Организация экскурсий: на реку Витим, в городской парк, «Сквер ветеранов», природоохранный заповедник «Витимский», по улицам города, станцию юных натуралистов (СЮН)
• Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Лохматый пес», «Кот и мыши», «Кто дальше», «Ловишки», «Гуси-лебеди» и др.
• Экологические игры: «Лист с какого дерева», «Отгадай и назови», «Земля, вода, огонь, воздух», «Добеги до дерева», «Чудесный мешочек» и др.
• Игры математического содержания: «Танграм», «Чудо соты», «Чудо крестики», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Прозрачный квадрат», «2-х цветный квадрат», «4-х цветный квадрат», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра» (сложи животного).
2. Предполагаемая самостоятельная деятельность детей в центрах активности
Работа в центрах:
2.1. «Центр науки»: самостоятельное проведение элементарных опытов на определение свойств воды, песка, воздуха, магнита; рассматривание строения листа растений используя микроскоп, лупы; проведение экспериментальной деятельности: «С водой и без воды»; «На свету – в темноте; «В холоде – в тепле»; «Влияние почвы на рост растений»;
2.2. «Центр искусства»: зарисовки на темы: «Сезонные изменения», создание дневников наблюдений; создание книжек – малышек по результатам наблюдений; создание календаря природы; создание моделей признаков животных (птиц, рыб, насекомых, животных; растений); создание памяток «Поведение в лесу», изготовление карточек «Пищевые цепи»
2.3. Коллекционирование: Создание коллекций (сена и плоды, листья и цветки растений, камни, ракушки, фотографии, картинки, марки с изображением природы, отражающие многообразие животного мира и т. д.)
2.4. «Центр сюжетно-ролевых игр» Сюжетно-ролевые игры: «На скотном дворе», «В мире животных», «Мои младшие друзья» и др.
2.5. Имитационные игры: «Веселые превращения»,«Экспериментаторы»
2.6. «Центр книги»: Чтение и рассматривание книг о природе, о животных
2.7. «Центр игротеки». Дидактические игры: «Зоологическое лото», «Животный мир», «Мир растений», «В лесу, на лугу, в поле», «Среда обитания», «Невидимые нити», «Насекомые», «Модели» и др.
2.8. «Центр строительных игр». Строительные игры «Скотный двор», «Новый курятник», «Зоопарк», «животные Севера».
3. Взаимодействие с семьями/ социальными партнерами
3.1. Проектная деятельность совместно с ребенком:
• «Вода – растворитель» (выявить вещества, которые растворяются в воде);
• «Воздух повсюду» (обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость);
• «Испытание магнита» (выявить в домашних условиях материалы, которые притягивает магнит)
3.2. Творческое задание
• Придумать совместно с ребенком историю из жизни одной капельки «Ходит капелька по свету»;
• Создание макетов среды обитания животных разных климатических условий;
• Совместная экскурсия в парк, лес
• Совместное посещение городского краеведческого музея им. Верещагина
• Совместный просмотр фильмов о живой природе
• Подбор иллюстраций животного мира
• Создание мультимедийных презентаций по теме недели