Папки-передвижки

Тематическая неделя «Мы — экспериментаторы» (для детей старшего дошкольного возраста) (2 фото)

Инна Равильевна Габидулина
Тематическая неделя «Мы — экспериментаторы» (для детей старшего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы

В рамках реализации деятельностного подхода в процессе обучения (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) стоит задача перед воспитателем – воспитать Человека, способного выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе и удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации.

Для решения данной задачи одним из направлений деятельности с дошкольниками является познавательно-речевое развитие через организацию проектно-исследовательской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может использоваться в любой возрастной группе детского сада, начиная с младшего возраста. Суть личностно-ориентированного подхода заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого ребенка.

Публикация «Тематическая неделя „Мы — экспериментаторы“ (для детей старшего дошкольного возраста)» размещена в разделах

Тематическая неделя «Мы — экспериментаторы» (для детей старшего дошкольного возраста)

ошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации, дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, в результате которых дошкольники знакомятся со свойствами воды, воздуха, песка; выясняют, что такое молния и как происходит извержение вулкана; как образуются метеоритные кратеры и почему люди в космос летают на ракете; исследуют свойства магнита, определяют качества металла, взаимодействие воды и снега, ухаживают за животными и выясняют, влияние света, почвы, влаги на растения.

Все это привело к разработке тематической недели познавательно-исследовательской деятельности под общим названием: «Мы – экспериментаторы». В рамках которой, в течение 10 дней, в группах детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) проводятся мероприятия для всех участников образовательного процесса, направленные на формирование у дошкольников умений и навыков элементарно-поисковой деятельности, совершенствование аналитического восприятия, развитию словаря, обогащению самостоятельного опыта в наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях.

Фото «Мы — экспериментаторы»

Тематическая неделя:

«Мы – экспериментаторы»

(для детей старшего дошкольного возраста

Целевые установки:

Совершенствование работы МДОУ по организации с детьми старшего дошкольного возраста элементарно поисковой деятельности.

Развитие у детей старшего дошкольного возраста исследовательской активности, умений организовывать эксперимент и получать результат.

Вовлечение родителей в работу по реализации тематической недели.

Образовательный потенциал тематической недели:

Педагоги:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации работы с детьми дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности;

2. Подбор литературы, оборудования и материалов; разработка методических рекомендаций по реализации тематической недели (материалы, пособия по проведению экспериментальной деятельности, игры, пособия);

3. Внедрение в педагогическую практику новых форм работы совместной деятельности с дошкольниками по организации познавательно-исследовательской деятельности;

4. Разработка новых форм сотрудничества с семьями воспитанников по реализации тематической недели.

Дети:

1. Развитие познавательной активности, любознательности, стремления детей к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами, природными объектами, желания активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения.

2. Обогащение кругозора детей, развитие умений вести наблюдения, навыков сравнения и анализа при использовании схем, моделей пооперационными картами.

3. Поддержка проявлений инициативы у детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях.

4. Развитие самостоятельности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности, умений замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

5. Воспитание навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе организации совместной деятельности.

Родители:

1. Повышение родительской компетентности в вопросах организации исследовательской деятельности;

2. Привлечение родителей к созданию условий для проведения исследовательской деятельности в детском саду и дома;

3. Вовлечение родителей к мероприятиям, проводимым в дошкольном учреждении в рамках тематической недели.

Результативность тематической недели:

[/b]

Педагоги:

1. Анализ результатов проведения тематической недели;

2. Разработка календарно-тематического планирования по организации работы познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

3. Подбор материалов и оборудования предметно-развивающей среды по организации познавательно-исследовательской деятельности (оснащение центра «Науки» дидактическими пособиями, материалами и оборудованием для проведения исследовательской деятельности)

Дети:

1. Подбор и классификация детских книг, иллюстраций, сюжетных картинок по теме недели

2. Создание дневников наблюдений;

3. Создание книжек – малышек по результатам наблюдений;

4. Создание календаря природы;

5. Создание моделей признаков животных (птиц, рыб, насекомых, животных; растений);

6. Создание памяток «Поведение в лесу»

7. Изготовление карточек «Пищевые цепи»

Родители:

1. Организация проектной деятельности совместно с ребенком в домашних условиях;

2. Выполнение творческого задания – истории из жизни одной капельки «Ходит капелька по свету»;

3. Создание макетов среды обитания животных разных климатических условий;

4. Совместная экскурсия в парк, лес

5. Совместное посещение городского краеведческого музея им. Верещагина

6. Совместный просмотр фильмов о живой природе

7. Подбор иллюстраций животного мира

8. Создание мультимедийных презентаций по теме недели

Интеграция образовательных областей

в ходе реализации тематической недели «Мы – экспериментаторы»

«Физическая культура»

Содействие гармоничному физическому развитию детей через организацию режима двигательной активности (утренней гимнастики, подвижные игры, прогулку, гимнастику после сна, закаливающих процедур).

«Здоровье»

Воспитание ценностного отношения детей к здоровью, к человеческой жизни, ко всему живому через организацию режимных процессов, бесед, наблюдения и экспериментирование, личного примера.

«Социализация»

Обогащение игрового опыта детей, развитие самостоятельности в игровой деятельности, игрового творчества через желание детей придумать новые сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила. Побуждение детей к самооценке своих действий.

«Безопасность»

Формирование представлений об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них. Воспитание осторожного и осмотрительного отношения к приборам исследовательской деятельности

«Познание»

Развитие у детей познавательных интересов. Интеллектуальное развитие детей через организацию познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей, развитие умений вести наблюдения, навыков сравнения и анализа при использовании схем, моделей пооперационными картами.

«Художественное творчество»

Совершенствование изобразительной деятельности детей, стимулирование умений создавать работы по собственному замыслу, стремление создавать выразительный оригинальный образ, планировать деятельность и достигать качественного результата. (создание альбомов, дневников наблюдений, книжек-малышек)

«Музыка»

Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения через слушание, пение, музыкальное сопровождение совместной деятельности воспитателя с детьми, а также самостоятельной деятельности детей (слушание, пение, этюды, игры – перевоплощения)

«Коммуникация»

Развитие умений строить общение со взрослыми, сверстниками, людьми разного возраста. Развитие самостоятельного речевого творчества в ходе исследовательской деятельности, используя метафоры, образные сравнения, олицетворения.

«Чтение художественной литературы»

Воспитание ценностного отношения к художественной литературе как к виду искусства, родному языку и литературной речи. Обогащение читательского опыта за счет новых произведений о природе, загадок, потешек, считалок. Обеспечение возможности проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений («Сказки на новый лад», составление загадок, сочинение рассказов)

«Труд»

Воспитание ответственности (за живое существо, начатое дело, данное слово, добросовестности и стремления принимать участие в трудовой деятельности, оказания посильной помощи по уходу за объектами живой природы.

Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)

по теме: «Мы – экспериментаторы»

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста исследовательской активности, умений организовывать эксперимент и получать результат.

Итоговое мероприятие: игровая программа «КВН» с участием родителей «Мы – экспериментаторы»

1. Совместная деятельность воспитателя с детьми с учетом интеграции образовательных областей:

1.1. Непосредственно образовательная деятельность (групповая, подгрупповая)

• Познавательно – исследовательская деятельность:

• Игры – эксперименты: «Свойства воды», «Свойства песка», «Свойства воздуха», «Свойства магнита», «Загадочный фильтр», «Почему дует ветер»

• Коммуникативная деятельность: Составление описательных рассказов о домашнем любимце, уход за растениями, времена года,

• Продуктивная деятельность:

Рисование на темы: «Мой домашний любимец», «Весна»

Аппликация: «Весенняя капель», коллаж «Первые цветы»

Лепка: «Животные Бодайбинского района»

Конструирование: «Цветы в вазе».

• Музыкально – художественная деятельность: Слушание отрывков музыкальных произведений «Времена года», исполнение песен о животных; музыкальные подвижные игры. Сюжетные занятия: «Во поле березка стояла», «Во саду ли в огороде», «Чудеса природы»

• Двигательная деятельность: Сюжетные занятия: «Зоопарк»; «Подводное царство», «В мире насекомых», «Лесные приключения», «

• Чтение художественной литературы: Рассказы, повести: Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась», Л. Толстой «Слон», А. Платонов «Неизвестный цветок», М. Пришвин «Золотой луг» и др.

Стихи: Ф. Тютчев «Весенние воды», И. Крыло «Лебедь, рак и щука», Л. Блинов «Когда планета кружится», Е. Серова «Подснежник», Ф. Тютчев «Зима не даром злится.» и др.

Сказки: Р. Киплинг «Слоненок», Л. Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку», Л. Петрушевский «кот, который умел петь» и др.

• Трудовая деятельность: в уголке живой природы, на участке. Наблюдение и уход за объектами живой природы

1.2. Образовательная деятельность в режимных моментах:

• Беседы: «На животноводческой ферме», «Животные крайнего Севера», «Жизнь домашних животных», «Животные юга», «Жители пятого океана» (птицы, «Обитатели морей, рек, озер, океанов», «Жители тундры», «Жители тропиков», «Обитатели Северного и Южного полюсов», «Мхи и лишайники» и др.

• Ситуативный разговор: «Жизнь без растений»; «Место человека в природе»; «Наши меньшие друзья», «

• Организация огородов на окне: посадка семян, наблюдение и уход за рассадой.

• Наблюдения: За объектами живой природы, за сезонными изменениями в природе

• Просмотр видеофильмов, мультимедийных презентаций по теме недели: «Животные», «Растения», «Космос», «Мир вокруг нас», «Жители водоемов», «Ходит капелька по свету» и др.

• Рассматривание картин: натюрморты: Ю. Васнецов «Цветущий луг», В. Ван Гог «Корзина с яблоками», И. Репин «Букет цветов»; пейзаж: Ф. Васильев «Мокрый луг», И. Айвазовский «Черное море», К. Юон «Мартовское солнце», А. Саврасов «Рожь», «Перелет птиц», И. Левитан «Озеро», Г. Нисский «Радуга»; жанровая живопись: А. Венецианов «На пашне. Весна», Б. Кустодиев «Масленица», Т. Яблонская «Утро»; книжная графика: иллюстрации к рассказам о животных В. Курдов, Е. и Н. Чарушины, М. Митурич, Я. Манухина, С. Куприянов, В. Горяева

• Организация экскурсий: на реку Витим, в городской парк, «Сквер ветеранов», природоохранный заповедник «Витимский», по улицам города, станцию юных натуралистов (СЮН)

• Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Лохматый пес», «Кот и мыши», «Кто дальше», «Ловишки», «Гуси-лебеди» и др.

• Экологические игры: «Лист с какого дерева», «Отгадай и назови», «Земля, вода, огонь, воздух», «Добеги до дерева», «Чудесный мешочек» и др.

• Игры математического содержания: «Танграм», «Чудо соты», «Чудо крестики», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Прозрачный квадрат», «2-х цветный квадрат», «4-х цветный квадрат», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра» (сложи животного).

2. Предполагаемая самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Работа в центрах:

2.1. «Центр науки»: самостоятельное проведение элементарных опытов на определение свойств воды, песка, воздуха, магнита; рассматривание строения листа растений используя микроскоп, лупы; проведение экспериментальной деятельности: «С водой и без воды»; «На свету – в темноте; «В холоде – в тепле»; «Влияние почвы на рост растений»;

2.2. «Центр искусства»: зарисовки на темы: «Сезонные изменения», создание дневников наблюдений; создание книжек – малышек по результатам наблюдений; создание календаря природы; создание моделей признаков животных (птиц, рыб, насекомых, животных; растений); создание памяток «Поведение в лесу», изготовление карточек «Пищевые цепи»

2.3. Коллекционирование: Создание коллекций (сена и плоды, листья и цветки растений, камни, ракушки, фотографии, картинки, марки с изображением природы, отражающие многообразие животного мира и т. д.)

2.4. «Центр сюжетно-ролевых игр» Сюжетно-ролевые игры: «На скотном дворе», «В мире животных», «Мои младшие друзья» и др.

2.5. Имитационные игры: «Веселые превращения»,«Экспериментаторы»

2.6. «Центр книги»: Чтение и рассматривание книг о природе, о животных

2.7. «Центр игротеки». Дидактические игры: «Зоологическое лото», «Животный мир», «Мир растений», «В лесу, на лугу, в поле», «Среда обитания», «Невидимые нити», «Насекомые», «Модели» и др.

2.8. «Центр строительных игр». Строительные игры «Скотный двор», «Новый курятник», «Зоопарк», «животные Севера».

3. Взаимодействие с семьями/ социальными партнерами

3.1. Проектная деятельность совместно с ребенком:

• «Вода – растворитель» (выявить вещества, которые растворяются в воде);

• «Воздух повсюду» (обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость);

• «Испытание магнита» (выявить в домашних условиях материалы, которые притягивает магнит)

3.2. Творческое задание

• Придумать совместно с ребенком историю из жизни одной капельки «Ходит капелька по свету»;

• Создание макетов среды обитания животных разных климатических условий;

• Совместная экскурсия в парк, лес

• Совместное посещение городского краеведческого музея им. Верещагина

• Совместный просмотр фильмов о живой природе

• Подбор иллюстраций животного мира

• Создание мультимедийных презентаций по теме недели

Публикации по теме:

Циклограмма деятельности старшего воспитателя на месяц Запланированные мероприятия 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1. Обход групп. Организационные вопросы. Ежедневно 2. Организация творческого.

Календарь тематических недель на 1 младшей группе Сентябрь 1-2 неделя «Я и моя семья» 3-4 неделя Детский сад. День дошкольного работника Октябрь 1 неделя Международный день музыки 2 неделя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическая неделя «Мы — экспериментаторы» (для детей старшего дошкольного возраста)
Опубликовано: 17 февраля 2013 в 13:05
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематическая неделя «Мы — экспериментаторы» (для детей старшего дошкольного возраста)» (включая файлы) размещена пользователем Инна Равильевна Габидулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД