Татьяна Костюк
Тематическая беседа в подготовительной группе «Не я участвую в войне-она участвует во мне»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическая беседа в подготовительной группе
«Не я участвую в войне – Она участвует во мне»
Тема : «Не я участвую в войне – Она участвует во мне».
Цель: Познакомить детей с произведениями о Великой Отечественной войне; воспитывать историческую память; формировать потребность жить в мире; научить складывать почтовый конверт военного образца (треугольник, донести до детей знания о трудностях полевых почтальонов.
Публикация «Тематическая беседа в подготовительной группе „Не я участвую в войне-она участвует во мне“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Беседы к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: Чтение стихов и рассказов о войне, рассматривание иллюстраций о ВОВ; целевые прогулки к памятникам героев ВОВ; совместное изготовление макета «Братская могила».
Материал к занятию: Тетрадный лист (для каждого ребенка); карандаши, краски, фломастеры.
Словарь: Рукопашный, штемпель.
Ход беседы:
Ребята, это случилось давно, когда совсем маленькими были наши бабушки и дедушки. Летним, теплым утром началась война. Фашистская Германия напала на нашу страну. На наши города и села были сброшены бомбы, гибли люди, горели и рушились дома, плакали дети. Серым и страшным стало небо. По земле ползли танки врага.
Против фашистской Германии выступила наша армия. По всей стране мужчины стали собираться на фронт. Зачем? Я прочту вам сейчас отрывок из стихотворения Д. Алтаузена, русского поэта, погибшего на войне, внимательно меня послушайте.
Я в дом вошел, темнело за окном,
Скрипели ставни, ветром дверь раскрыло.
Дом был оставлен, пусто было в нем,
Но все о тех, кто жил здесь говорило.
Валялся пестрый мусор на полу, (Ребята, почему автора
Мурлыкал кот на вспоротой подушке встретил неуютный дом?
И разноцветной грудою в углу Почему кругом все разбросано,
Лежали мирно детские игрушки. Испорчены вещи)
Там был верблюд, и выкрашенный слон,
И два утенка с длинными носами,
И Дед Мороз – весь запылился он, (Почему в доме нет детей)
И кукла с чуть раскрытыми глазами.
Я шел в атаку, твердо шел туда,
Где непрерывно выстрелы звучали,
Что на земле фашисты никогда (Зачем солдат пошел
С игрушками детей не разлучали. Защищать Родину)
Ребята, легкою и быстрою война кажется только в кино да в играх мальчишек: побегали, постреляли, покричал «Ура!» и победили. В жизни война – тяжелый и бесконечный труд. Война – это кровь, грязь, смерть и разрушения.
Сейчас я прочту вам стихотворение Ю. Друниной, которая ушла на фронт совсем юной, прошла всю войну, была медсестрой, вытаскивала раненых с поля боя.
Я только раз видела рукопашный,
Раз на яву. И сотни раз – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Как вы думаете, какая мысль в этом стихотворении самая главная?
Дети: Человеку на войне страшно, люди там не геройствуют, они вынуждены воевать, защищать свой дом.
Вот еще одно описание войны :
Война велика, бесконечны поля,
Дороги, как старые песни, длинны
И ходит беда, и тоскует земля,
И воет волчищею ветер войны… (К. Кушев)
Ребята, как вы думаете, почему вой ветра в дни войны поэт сравнивает с воем волчищи?
Дети: (В художественных произведениях волк, чаще всего, является врагом – образом несущим смерть. Да и в реальной жизни его вой страшный, тревожный, поэтому К. Кушев прибегает к такому сравнению).
Война длилась долго, целых четыре года. И четыре года войны писали домой письма. А знаете, какие письма приходили с войны? У солдат не было конвертов и тем более красивых марок. Солдаты писали письма в перерывах между боями, притулившись где-нибудь в уголке, положив что-нибудь на колено, на чем можно было писать. (рассматривание иллюстрации «Солдат пишет письмо»).
Иногда закончить письмо не удавалось – раздавался сигнал атаки, начинался бой. И тогда солдат, свернув бумагу треугольником, торопясь писал адрес своего дома и передавал письмо почтальону.
Помните, дети, мы с вами когда-то читали произведение С. Маршака «Почта»? помните, как там описан почтальон?
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке…
Красиво, правда? Но не так были одеты фронтовые почтальоны. Они носили военную форму, и сапоги, и не только отправляли домой солдатские письма или вручали им те, что приходили из дому. Если нужно было, они брали в руки оружие и воевали вместе с солдатами.
А почта тогда называлась полевая, потому что не было у нее настоящего адреса. Она и отступала, и наступала вместе с солдатами. На каждом солдатском конверте стоял штемпель – «Полевая почта».
Как вы думаете, о чем писали солдаты в своих письмах с войны? Как вы думаете можно назвать смелыми полевых почтальонов? Почему?
Дети: (Ответы детей)
В письмах с той, уже далекой войны солдаты писали о боях, которые были трудными и жестокими; о друзьях, с которыми вместе приходилось воевать; о ранениях, которые бойцы, чтобы не беспокоить родных, всегда называли легкими. Но, чаще всего своим близким солдаты, как заклинание, писали такие или примерно такие строчки:
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям на зло… (К. Симонов)
И наконец настал день, когда солдаты в своих письмах смогли написать о Победе. Это был день 9 мая 1945. Вот так описал этот день поэт И. Редченко:
Еще стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
Уже вступил в свои права…
Не рокотали стайки «яков»
Над запылавшею зарей.
И кто-то пел, и кто-то спал в земле сырой.
Вдруг тишь нахлынула сквозная,
И в полновластной тишине
Спел соловей,
Еще не зная,
Что он поет не на войне.
Закончилась война, но до тех пор, пока последний солдат не вернулся с фронта домой, почтальоны опускали в почтовый ящик треугольники писем с пометкой «Солдатское».
Эти письма хранили сначала матери и жены солдат, потом дети. Письма были не только памятью той страшно войны, они были предупреждением всем нам: человек не должен воевать, не должен уничтожать все живое на земле. Надо учиться жить мирно.
Ребята, сегодня в канун Дня Победы, давайте нарисуем о нашем счастливом, шумном, веселом, мирном детстве. О том, что в мирное время люди растят хлеб, создают умные машины и о том, что люди ценят мирную жизнь. Потом из наших рисунков сделаем солдатские письма – «треугольники» и отправим с нашей благодарностью за мир нашим дорогим ветеранам.
(Дети выполняют задание).
Человек не должен воевать. Он должен растить детей, трудиться и ценить жизнь. В этом, а не в войнах смысл пребывания Человека на Земле. И чтобы это понять и запомнить, вслушайтесь в стихотворение С. Сорокина
Победа – сладка, говорят
Ты о ней спроси у солдат.
Гулкий пламень, глаза бессонные,
Пот,
И слезы,
И кровь – соленые: