Березенко Анастасия Александровна
Тематическая беседа с детьми: «Лето и мы».
▼ Скачать + Заказать документы
Технология организации взаимодействия ДОУ с современной семьей.
В основу понимания сущности и назначения социально- педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения положено представление о нем, как об открытой и развивающейся системе.
Основным результатом жизнедеятельности открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая ДОУ, которое само становится мощным средством социализации личности. Данный факт является свидетельством трансформации педагогической деятельности ДОУ в социально- педагогическую. Важнейшей сферой жизнедеятельности и социализации и личности является семья, поэтому объяснимо особое внимание общества к ее функционированию.
Публикация «Тематическая беседа с детьми: „Лето и мы“,» размещена в разделах
Рекомендации педагогам ДОУ в организации взаимодействия с родителями.
Технология взаимодействия ДОУ с семьей может быть представлена следующими аспектами: принципами организации работы с родителями, методами изучения семьи и педагогического воздействия на семьи воспитанников.
Цель: решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в педагогический процесс в ДОУ.
Система работы ДОУ с семьей.
Принципы работы с родителями:
• целенаправленность, систематичность, плановость;
• дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
• возрастной характер работы с родителями;
• доброжелательность, открытость;
• доверительность отношений между педагогом и родителем;
• личностная заинтересованность родителей;
• эмансипация – освобождение родителей от стереотипных взглядов на воспитание детей;
Методы изучения семьи:
• анкетирование;
• наблюдение за ребенком;
• посещение семьи ребенка;
• обследование семьи с помощью методик;
• беседа с родителями;
Формы работы с родителями:
Общие, групповые, индивидуальные Педагогические консультации, беседы, семинары, практикумы, тренинги Совместное проведение
занятий, досугов
Клубы по интересам: национальные традиции, молодая семья, профессиональные интересы
Участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, организация видеосъемки
Дни открытых дверей Педагогическая гостиница
Таким образом, все традиционные формы работы с родителями можно разделить на три группы:
1. Коллективная форма
2. Индивидуальная форма
3. Наглядно- информационная форма
Помимо традиционных форм взаимодействия с родителями используются и инновационные формы:
• презентация ДОУ
• университет педагогических знаний и лекторий
• киноуниверситеты и кинолектории
• школы для родителей
• информационные бюллетени
Презентация ДОУ – знакомство родителей с дошкольным учреждением, его уставом и педагогами;
Университет пед знаний и лекторий – вооружение родителей основными педагогическими знаниями, необходимые для организации воспитания ребенка в семье;
Киноуниверситеты и кинолектории – короткометражные научно- популярные и хронико- документальные фильмы ;
Школы для родителей – вопросы освещения родителей по воспитанию и уходу за детьми от рождения до 7 лет, подготовке к школе;
Информационные бюллетени – некие рекомендации по покупке игрушки для ребенка в определенном возрасте, по организации игрового уголка, подборе одежды и обуви в разное время года т. д.
Памятка воспитателю детского сада,
посещающему семью своего воспитанника.
Напомнив о предварительной договоренности, воспитатель говорит о цели прихода (познакомиться с тем, как ребенок живет дома, чем занимается, что беспокоит, затрудняет родителей). Посещение воспитанника дома, как правило, подтверждает уже сложившиеся представления об особенностях педагогических условий в определенных семьях. Не задавая прямых вопросов, воспитатель может выяснить:
*микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу;
*семейный уклад (как распределены между отцом и матерью хозяйственно- бытовые и педагогические обязанности, есть семейные традиции, какие)
*организацию режима ребенка, его труда, игр, занятий;
Кроме того, воспитатель может получить более объективное представление о том, как осуществляется в семье трудовое воспитание:
-- чем занимается ребенок дома, какими трудовыми навыками владеет, как им руководят взрослые;
-- есть ли у ребенка трудовые обязанности (какие, как их он выполняет)
-- установлено ли определенное время для выполнения обязанностей и как взрослые члены семьи контролируют и оценивают их;
-- определяют ли взрослые цель деятельности ребенка, ее назначение;
-- приучают ли планировать основные этапы работы;
-- наблюдают ли за тем, как ребенок работает (старательно, небрежно);
-- замечают ли взрослые удовлетворенность ребенка при хорошо выполненной работе;
-- какие орудия труда есть у ребенка, где хранятся, в порядке ли они.
Памятка к изучению, обобщению и распространению
положительного опыта семейного воспитания.
• Сведения о семьях, опыт которых обобщается (фамилия, имя, отчество, возраст, образование, места работы, должность, состав семьи);
• Что в опыте данной семьи педагог считает положительным, что будет изучаться и обобщаться: опыт трудового, физического, эстетического и др. воспитания; ценные семейные традиции, удачные педагогические приемы;
• Какие формы изучения опыта будут использоваться: посещение детей на дому, наблюдение за ними в детском саду и в семье, анализ детских рассказов, рисунков;
• Как будет распространятся обобщенный опыт: обсуждаться на общих, групповых собраниях родителей, заседаниях родительского комитета, педагогических советах; отражаться в различных формах педагогической пропаганды (тематические выставки, папки- передвижки, стенды) или через местное радио, газету;
• В какой форме будет представлен опыт в методическом кабинете детского сада: доклады, фото, слайды и т. п.
• Как будет изучаться влияние положительного опыта на воспитание детей в др. семьях.
Условия, способствующие достижению оптимальных результатов воспитания, обучения и развития детей в совместной деятельности ДОУ и семьи
• Единство задач и содержания воспитательной работы ДОУ и семьи;
• Преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей раннего возраста в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи;
• Обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа опыта семейного воспитания;
• Планирование педагогами в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм;
• Наличие в ДОУ документации, раскрывающей работу педагогов с родителями;
• Подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам: памятки, вопросники;
• Участие педагога- психолога и педагогов в пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного воспитания детей- дошкольников.