Лысенко Ирина Николаевна
Конспект занятия по экспериментированию «Зоопарк»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зоопарк».
1. С Таней и Ваней мы увидели много нового и интересного.
Где бы ни были Таня и Ваня, они везде находят себе друзей. А расставаться с друзьями всегда грустно. Что же делать? Можно позвонить по телефону, можно написать письмо. Можно пригласить друзей в гости. Но не позовешь ведь в гости медведя или крокодила и не напишешь письмо верблюду или пингвину. Это только в сказке: «… а вчера позвонил крокодил…»
- Какая это сказка?
- Кто ее написал? (К. Чуковский «Телефон».)
- Где же можно увидеться с животными со всего света? (В зоопарке.)
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Зоопарк“» размещена в разделах
- Зоопарк. Занятия и игры на тему зоопарка
- Зоопарк. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Зоопарк – это целый город со своими улицами и «домами». И каждый «дом» приспособлен для определенного жильца. Ведь и в природе у каждого свой «дом». Белые медведи не живут в Африке, а белки в тундре. Каждому нужны определенные условия для жизни.
И эти условия создают люди, которые знают о животных все и очень их любят. Они знают, кто чем и когда питается, как, когда и где любят спать, кому сколько места надо для нормальной жизни. Возможно, когда вы вырастите, вы тоже захотите заниматься изучением животных, их разведением. Возможно, вы станете работниками зоопарка.
Представьте, что это уже произошло. В зоопарке скоро настанет время обеда. Вам необходимо знать, сколько мяса нужно хищникам, сколько сена, веток, травы – травоядным. А что для этого надо? Сколько тех и других животных находится в зоопарке.
На столе – картинки с изображением животных разных стран. Надо разделить их на 2 группы – хищные и травоядные.
Теперь животных надо разделить в группы по среде обитания (на полу разложена большая карта мира и дети разносят картинки с изображением животных в те места земного шара, где обитают эти животные).
3. Посмотрите внимательно на эти рисунки (воспитатель показывает детям изображения животных, которые прислушиваются к чему - то).
- Что общего вы заметили у этих животных? У них «ушки на макушке», они все прислушиваются.
- Почему же лучше слышно, если уши большие?
- в какой сказке девочка интересовалась размером ушей своей бабушки?
Чтобы узнать, как появляется звук, проделаем опыт. Прижмем металлическую линейку одним концом к столу, а за другой дернем. Раздастся звук.
Меняя длину свободного конца линейки, можно получить звуки более низкие, грубые или более высокие.
Привяжем тонкую проволоку или леску к чему – либо дернем за нее. Снова раздастся звук.
- Что вам напоминает натянутая леска? (Струну гитары, балалайки.)
Приложим ладонь к своему горлу и начнем что-нибудь говорить.
- Что вы ощущаете рукой? (Горло дрожит.)
И линейка, и леска, и горло дрожали, колебались и заставляли дрожать воздух возле себя. Эти колебания воздуха достигли нашего уха, и мы услышали звук.
Выходит, что если дрожит, значит – звучит. Но почему же не раздается звук, если мы начинаем, например, размахивать рукой? Дело в том, что человеческое ухо слышит звук, если за 1 секунду совершается не менее 20 и не больше 16000 колебаний. А так быстро размахивать рукой мы не сможем.
Причем, чем больше колебаний, тем выше звук (тоньше).
- У каких зверей низкие, «сердитые» голоса? (У медведя, льва, тигра.)
- А высокие, тонкие? (У мыши, птиц, комара.)
- Как вы думаете, почему комар, когда летит – пищит, а когда сядет молчит?
В полете комар быстро машет крыльями – отсюда и звук.
- Почему комар издает высокий звук, а пчела низкий?
- Как вы думаете, одинаково ли жужжит пчела, когда летит из улья и обратно? Когда пчела летит обратно, ей тяжело, и она реже машет крыльями, значит звук по дороге в улей ниже.
Мы узнали, как появляется звук (если дрожит, значит - звучит, как он распространяется. А теперь попробуйте ответить: почему лучше слышно, если уши большие? И здесь нам снова поможет опыт. Для него нам понадобиться лейка с водой (по типу душа, 2 пустые одинаковые банки и воронка, сделанная из куска ватмана.
Представьте, что идет дождь и вы хотите набрать дождевой воды в банку (воспитатель поднимает лейку высоко над банкой и начинает лить из нее воду).
- Много ли воды попало в банку?
- Что можно сделать, чтобы в банке оказалось больше воды? Поставить в нее воронку.
Опыт повторяют, но уже с воронкой, и количество собранной воды сравнивают.
Теперь попробуйте приставить воронку к уху острым концом (лучше, если у каждого ребенка будет своя воронка).
Воспитатель отходит и начинает что-либо говорить шепотом.
- Почему лучше слышно? В широкий конец воронки попадает больше звука.
Попробуйте поворачивать свою воронку в разные стороны.
- В каком случае слышно лучше? Когда она направлена в сторону звука.
- Попробуйте объяснить, зачем зайцу большие уши.
- Зачем животные, прислушиваясь, поворачивают голову в разные стороны?
Даже человек, когда хочет что-то лучше услышать, прикладывает руку к уху.
Понаблюдайте за своими домашними питомцами – собаками и кошками.
a) Спичечный телефон.
Необходимы два пустых спичечных коробка без крышки, длинная нить и две спички. В донышке обоих коробков осторожно проделать отверстие и протянуть сквозь них нить. Конец нити привязать к спичке. Нитку хорошо натянуть, между двух коробков. Один ребенок прикладывает коробок к губам, другой – к уху (второе ухо лучше закрыть рукой).
- Объясните, почему хорошо слышно по такому телефону? Когда человек говорит, - дрожит его горло, оно заставляет дрожать воздух, воздух – донышко коробка, оно – нитку, нитка – донышко второго коробка и от него снова получается звук.
b) Как сделать громче?
Попросить детей взять расческу и дернуть за один зубчик. Раздастся писк, но очень слабый. Теперь попробуйте поприкладывать расческу к столу, и подоконнику… Звук стал громче. Приставьте расческу к воронке.
- Громко? (Да.)
- Почему? Когда зубчик дрожит, он заставляет дрожать и воздух вокруг себя. Но зубчик маленький и мало воздуха начинает дрожать, поэтому звук тихий. А когда приставим расческу к воронке, она тоже задрожала. Но воронка большая и воздуха заставляет дрожать много. Получается громкий звук.
Для усиления звука служат и деревянные «футляры» у музыкальных инструментов.
- У каких? У гитары, скрипки, балалайки, виолончели, пианино и др.
Звук распространяется не только по воздуху. Попробуйте стукнуть по батарее в одной комнате, в другой вы отчетливо услышите удар. Вспомните сказку, в которой один из героев прикладывал ухо к земле и слышал топот бегущей лошади, хотя самой лошади еще не было видно.
Можно приложить ухо к рельсу и услышать звук далеко идущего поезда.
Когда идут тренировки по синхронному плаванию и спортсменки находятся под водой, тренер отбивает ритм, стуча чем-либо по бортику бассейна.
Д. З. : В. Бианки «Музыкант».