Елена Незговорова
Знакомство в народным творчеством «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила Незговорова Елена Владимировна
Г. Тюмень д/с 151
Цель:
Формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.
Задачи:
Образовательные:
• Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.
• Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
Развивающие:
• Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.
Публикация «Знакомство в народным творчеством „Русская матрешка“» размещена в разделах
• Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.
• Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.
Воспитательная:
• Воспитывать любовь к народному искусству.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций о матрешках.
• Чтение стихотворений о матрешках.
• Загадывание загадок об игрушках.
• Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – Дымковская, Филимоновская, Гжельская, кукла.
• Рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке».
орг. момент
Вышли мы гостей встречать!
Хлебом-солью привечать!
Будемте теперь знакомы!
Чувствуйте себя, как дома!
Нам на радость погостите
Столько, сколько захотите!
Сегодня вас, ребята, и наших гостей я хочу пригласить в музей.
Воспитатель: Ребята, кто знает, что такое музей? Вы были когда-нибудь в музее?
Дети: Да, были.
Воспитатель: Что вы там видели?
Дети: Различные экспонаты.
В каждом доме есть свои правила поведения, есть они и в музее. Кто их знает?
Воспитатель в случае затруднения предлагает наводящие вопросы:
• Можно бегать по музею?
• Громко разговаривать?
• Трогать экспонаты руками?
В: Посмотрите вокруг, какие экспонаты выставлены в нашем музее?
Д: игрушки
В: Об одной игрушке я хочу вам рассказать поподробнее, а о какой вы угадайте:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….
--Матрёшка.
В: Правильно. А зачем вообще нужны игрушки и где их берут?
Д:Играть, покупают в магазине.
В: А давным-давно было такое время, когда таких магазинов не было и игрушки делали сами. Ребята, кто-нибудь знает, какие игрушки были раньше и из чего их делали?
Найдите в нашем музее такие игрушки и расскажите о них (про матрешку, народную куклу, глиняные игрушки).
Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал,
Игрушка-кукла расписная,
А как назвать её, не знал.
«Красивая игрушка,
Похожа на Катюшку,
А, может на Танюшку?»-
Ей имя подбирал.
Красивая игрушка,
Как русская девчушка.
И мастер ту игрушку
Матрёшкою назвал.
С тех пор живёт Матрёшка,
Как русский сувенир.
Шагает по планете,
И радует весь мир.
Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)
Физ. минутка
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
В: Какие игрушки ещё выставлены в нашем музее, может вы о них что-нибудь знаете?
Рассказы детей об игрушках, выставленных в музее.
В: А девочки и мальчики любят играть в одинаковые игрушки?
Д: Нет
В: Предлагаю игру “разрезные картинки”. Мальчики собирают машинку, девочки – матрешку.
В: Ребята, посмотрите, все матрешки у нас веселые, а одна, почему грустит?
Д: У нее сарафан не расписан.
В: Ребята, давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан матрешки (раздает силуэты) .
(Дети усаживаются за столы, на которых лежат цветные карандаши и фломастеры).
Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Д: С матрешкой.
В: А из чего матрёшка сделана?
Д: Из дерева.
В: А какие у нас матрешки?
Д: Нарядные, красивые.
В: Какие матрёшки бывают по росту?
Д: разные, маленькие и большие.
В: А как можно с ними играть?
Д: Собирать, разбирать.
В: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.
Д: Да
В: А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Д: Бережно, аккуратно.
В: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.