Наталья
Конспект НОД «Знакомство с рукодельным искусством — вышивкой» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представления детей о разнообразии художественных
промыслов.
Образовательные:
Познакомить с уральским декоративно-прикладным искусством вышивкой на основе региональных особенностей.
Познакомить с орудиями труда рукодельниц (иголка, пяльцы, ножницы, нитки.).
Учить составлять узоры по мотивам урало-сибирской росписи: знакомить с характерными элементами вышивки.
Развивающие:
Закрепить знания цвета, формы и умения составлять узор.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с рукодельным искусством — вышивкой“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
Формировать эстетическое отношение к произведениям прикладного искусства.
Развивать художественный вкус, мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Оборудование: национальный русский праздничный женский костюм, сундучок стилизованный под старину, в котором находятся 2 вышитых полотенца (простое, вышитое просто на концах и с богатой вышивкой, праздничное, игольница, пяльца, мулине, иголка, шаблоны полотенец на каждого ребенка, клей, кисти, салфетки, готовые геометрические фигуры, образец работы, презентация, средства тсо.
Индивидуальная работа: закрепить с Полиной К и Наташей В способы раскладывания геометрических фигур.
Словарная работа: мастерицы-«рукодельницы», старожилы, вышивка, стежок, шов, крестик, пяльца, мулине, канва, схема, посиделки.
Предварительная работа: Чтение легенд и сказок о художественных промыслах. Рассматривание одежды и предметов быта, украшенных вышивкой. Рассматривание полос с образцами орнамента. Словесные беседы, загадки. Разучивание народных песен и игр.
Ход НОД:
Хозяйка (воспитатель, в русском народном костюме, встречает гостей – детей.
Воспитатель: - Здравствуйте гости дорогие, вы откуда ко мне пожаловали, где живете поживаете?
Дети: - Мы живем в городе Тюмени.
Воспитатель: - Милости просим, ребята! Рассаживайтесь поудобнее и слушайте повнимательней. Так вы жители городские, а я деревенская. Живу в деревне.
Дети садятся в круг на ковре
Воспитатель: - До сегодняшнего дня сторожилы вспоминают о домах, полностью расписанных цветами внутри. Это так называемая урало-сибирская роспись. Сказочные рисунки в интерьере суровых и замкнутых по внешнему облику построек раскрывают перед нами богатый внутренний мир людей, наполненный теплом цветов, ароматных спелых плодов, образами песен, былин и сказок, радужных тонов окружающей природы. На нашей встрече сегодня вновь сундучок бабушки Анастасии нам поможет.
- Давайте, заглянем и посмотрим чем нас сегодня удивит сундучок?
- Чтобы открыть сундук, отгадайте загадку и узнаете что находится внутри.
Говорит дорожка —
Два вышитых конца :
Помылься хоть немножко,
Чернила смой с лица! —
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня.
Дети: -Полотенце.
Воспитатель: -Правильно полотенце.
- Посмотрите, ребята, какие красивые полотенца.
- Как вы думаете, кто так украсил их?
Дети: Настоящие мастерицы!
Воспитатель: Знаете, как называются эти работы?
Дети: Узоры.
Воспитатель: Ребята это вышивка.
- Тюменские мастерицы любили вышивать.
- Вышивка – один из древнейших видов народного творчества. Издавна человек передавал красоту природы, свои ощущения и переживания условными знаками узорными мотивами (прямыми волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами). Наши предки изображали явления природы условно. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных, человека. Таких символов-знаков было много, их размещали на одежде, веря в то, что они предохранят человека от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Они располагались на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди. На полотенцах и скатертях вышивки размещались на концах, с обеих сторон; на простынях – по нижнему краю;
3на платках – по всем четырем сторонам. Часто в орнаментах изображали птиц и зверей. Лебедь олицетворял собой юную прекрасную девушку, невесту – это символ верности; уточка, курочка – символ трудолюбия хозяйки дома, символ плодородия; голубь – символ супружеской верности и счастливой семьи; пава – символ счастливой любви; конь с всадником – символ мужества, знак Солнца. Женская фигура была символом плодородия земли и всего живого, птицы на ее руках символизировали подвластные ей стихии. Мужская фигура олицетворяла мужское божество – символ рода.
По древним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища украшались вышивкой. Для выполнения вышивки требовались несложные приспособления: ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой семье. Домашней вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать в семье учили с 5-6-летнего возраста. Русская народная вышивка очень разнообразна, но, несмотря на различие приемов исполнения, и характерных особенностей орнамента каждого края, ее можно условно разбить на три большие группы : народная вышивка русского Севера, юга России и центральных районов России.
Основным элементом всякой вышивки является стежок.
Стежок – это часть рабочей нитки, расположенной на ткани между двумя проколами иглы.
Шов – ряд повторяющихся стежков. В вышивке используются следующие швы: шов вперед иголку, шов-шнурок, шов за иголку, стебельчатый шов, тамбурный, козлик, крестик и т. д.».
Воспитатель: Какие предметы нужны, для работы вы узнаете, когда отгадаете загадки.
Загадки:
Воспитатель: Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
Дети: Иголка.
Воспитатель: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.
Дети: Ножницы
Воспитатель: Одноглазая старушка узоры вышивает.
Дети: Иголка.
Воспитатель: Ткань для вышивки натягивают на пяльцы (достаёт из сундучка пяльцы).
Вышивают специальными нитками – мулине.
Воспитатель: Ныряла, ныряла, да хвост потеряла.
Дети: Иголка с ниткой
Воспитатель: - Чтобы ниточка не выдергивалась из иголки, на ее конце надо сделать узелок.
Я предлагаю поиграть в игру «Ниточка и узелок».
- Чтобы ниточка с иголкой работали дружно нужно составить узор. Посмотрите, на всех вышитых вещах сначала придумывали, рисовали, а потом мастерицы работали иголкой с ниткой.
Воспитатель: - Посмотрите сколько у меня не вышитых полотенец. Сейчас вы попробуете украсить геометрическим узором полотенце.
- Проходите за столы.
Упражнение: «Составление орнамента из разноцветных кружков квадратов, треугольников на полоске бумаги».
Воспитатель: - Из чего состоит геометрический орнамент?
Дети: - Кружочки, квадраты, полоски, волнистые линии и т. д.
Воспитатель: - Правильно. Геометрический орнамент чаще встречается при вышивке полотенец, по- другому геометрические фигуры называли символами. С древних времен крест являлся одним из главных магических символов. Две сухие перекрещенные палочки при трении друг о друга порождают основу человеческой цивилизации – огонь. С того момента как человек научился добывать огонь, крест почитался всеми народами мира на протяжении всей истории человечества.
Наши бабушки и дедушки не смогли бы объяснить происхождение символов, которые они по традиции использовали в своих обрядах, но они искренни, верили в их магическую (волшебную) силу.
Геометрические знаки несли большую смысловую нагрузку.
Основной знак – ромб (простой, лучистый, с продленными сторонами). Иногда его заменяет квадрат, поставленный на угол.
Древнее значение ромбических фигур – символ плодородия.
Квадрат с точкой по середине обозначал землю, засеянное поле.
Круг – это солнце, волнистая линия означает море.
- Строго следили за подбором цветов.
Белый цвет в поделках всегда символизировал – святыню.
Зеленый – жизнь
Синий – тайну
Красный - жертвенность
Багряный – цвет величия, красоты, цвет прекрасного, лучшего.
Оранжевый – благодать божью и его присутствие
Голубой – чистоту и невинность
Жёлтый цвет – цвет тепла и любви
Сиреневый цвет – обозначает печаль
Пурпурный – победу
Бирюзовый цвет молодости
Розовый – детства
Черный цвет пустоты и отсутствие счастья
Черный цвет, соединенный с синим, символизировал тайну, а черный с зеленым старость.
Удивительно, что такая богатая палитра цветов применялась в крестьянском быту. Но все эти краски щедро дарила людям природа.
- Вышитые полотенца использовались для домашнего обихода и убранства крестьянского жилища, для обрядов.
Воспитатель: Какие замечательные полотенца получились! (рассматривают работы, сравнивают, анализируют)
Давайте украсим ими мою горницу.
- Когда будет ярмарка, мы вместе с вами поедем на этот праздник и повезем наши полотенца на показ.
Воспитатель: - Да, ребята, про рукодельниц и мастериц говорят, что у них золотые руки.
Какое наслаждение для души.
Когда в тиши сижу за рукоделием.
Давно уж за полночь.
И сон стоит за дверью.
Над пяльцами склонясь сижу.
С атласной канителью.
Цветы все ярче расцветают.
Пускай таких в природе нет.
Шелковой нитью вышиваю
Неувядающий букет.
Воспитатель: - В русской культуре полотенце связывали с культом предков, поэтому оно было важным элементом свадебных обрядов.
Наши предки верили, что полотенце приносит новой семье счастье, детей и достаток. Раньше полотенце представляло собой кусок ткани, сотканной вручную из хлопковых или льняных нитей. Такие полотенца украшали всеми возможными способами: вышитыми крестом или гладью узорами, кружевами, лентами.
Обычные полотенца, которыми вытирались после умывания, называли утирками или утиральниками. Их украшали лишь скромным орнаментом.
- К свадьбе невесты готовили целую гору новых, нарядных полотенец, обычно от 30 до 100 штук. Суженый выбирал самое красивое полотенце и завязывал его на поясе. Родители жениха и невесты тоже должны были украсить свои пояса такими полотенцами.
На 2-й день после свадьбы молодая жена развешивала в доме мужа по стенам все свои полотенца, чтобы новая родня смогла по достоинству оценить ее рукоделие.
Воспитатель: -А вы знаете, что на свадьбе поют веселые песни и водят хороводы?
Дети: Да, знаем.
Воспитатель: Приглашаю всех встать в хоровод «Калина».
Воспитатель: - Вот и подошла наша встреча к завершению. Что сегодня нового вы узнали?
Дети: Раньше полотенца украшали вышивкой. Раньше полотенца дарили не на свадьбу, и просто вышивали их в подарок близким и дорогим людям.
Подведение итогов (дети рассказывают, воспитатель помогает им формулировать мысли).
Воспитатель: - Правильно ребята. Спасибо нашему сундучку, что познакомил нас с рукодельным искусством - вышивкой.
Сейчас я вам предлагаю послушать русско-народные песни и рассмотреть альбом «Какие бывают полотенца».