МААМ-картинки

Конспект НОД «Знакомство с рукодельным искусством — вышивкой» для детей подготовительной группы

Наталья
Конспект НОД «Знакомство с рукодельным искусством — вышивкой» для детей подготовительной группы
▼ Скачать

Цель: Расширять представления детей о разнообразии художественных

промыслов.

Образовательные:

Познакомить с уральским декоративно-прикладным искусством вышивкой на основе региональных особенностей.

Познакомить с орудиями труда рукодельниц (иголка, пяльцы, ножницы, нитки.).

Учить составлять узоры по мотивам урало-сибирской росписи: знакомить с характерными элементами вышивки.

Развивающие:

Закрепить знания цвета, формы и умения составлять узор.

Публикация «Конспект НОД „Знакомство с рукодельным искусством — вышивкой“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Формировать эстетическое отношение к произведениям прикладного искусства.

Развивать художественный вкус, мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Оборудование: национальный русский праздничный женский костюм, сундучок стилизованный под старину, в котором находятся 2 вышитых полотенца (простое, вышитое просто на концах и с богатой вышивкой, праздничное, игольница, пяльца, мулине, иголка, шаблоны полотенец на каждого ребенка, клей, кисти, салфетки, готовые геометрические фигуры, образец работы, презентация, средства тсо.

Индивидуальная работа: закрепить с Полиной К и Наташей В способы раскладывания геометрических фигур.

Словарная работа: мастерицы-«рукодельницы», старожилы, вышивка, стежок, шов, крестик, пяльца, мулине, канва, схема, посиделки.

Предварительная работа: Чтение легенд и сказок о художественных промыслах. Рассматривание одежды и предметов быта, украшенных вышивкой. Рассматривание полос с образцами орнамента. Словесные беседы, загадки. Разучивание народных песен и игр.

Ход НОД:

Хозяйка (воспитатель, в русском народном костюме, встречает гостей – детей.

Воспитатель: - Здравствуйте гости дорогие, вы откуда ко мне пожаловали, где живете поживаете?

Дети: - Мы живем в городе Тюмени.

Воспитатель: - Милости просим, ребята! Рассаживайтесь поудобнее и слушайте повнимательней. Так вы жители городские, а я деревенская. Живу в деревне.

Дети садятся в круг на ковре

Воспитатель: - До сегодняшнего дня сторожилы вспоминают о домах, полностью расписанных цветами внутри. Это так называемая урало-сибирская роспись. Сказочные рисунки в интерьере суровых и замкнутых по внешнему облику построек раскрывают перед нами богатый внутренний мир людей, наполненный теплом цветов, ароматных спелых плодов, образами песен, былин и сказок, радужных тонов окружающей природы. На нашей встрече сегодня вновь сундучок бабушки Анастасии нам поможет.

- Давайте, заглянем и посмотрим чем нас сегодня удивит сундучок?

- Чтобы открыть сундук, отгадайте загадку и узнаете что находится внутри.

Говорит дорожка —

Два вышитых конца :

Помылься хоть немножко,

Чернила смой с лица! —

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня.

Дети: -Полотенце.

Воспитатель: -Правильно полотенце.

- Посмотрите, ребята, какие красивые полотенца.

- Как вы думаете, кто так украсил их?

Дети: Настоящие мастерицы!

Воспитатель: Знаете, как называются эти работы?

Дети: Узоры.

Воспитатель: Ребята это вышивка.

- Тюменские мастерицы любили вышивать.

- Вышивка – один из древнейших видов народного творчества. Издавна человек передавал красоту природы, свои ощущения и переживания условными знаками узорными мотивами (прямыми волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами). Наши предки изображали явления природы условно. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных, человека. Таких символов-знаков было много, их размещали на одежде, веря в то, что они предохранят человека от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Они располагались на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди. На полотенцах и скатертях вышивки размещались на концах, с обеих сторон; на простынях – по нижнему краю;

3на платках – по всем четырем сторонам. Часто в орнаментах изображали птиц и зверей. Лебедь олицетворял собой юную прекрасную девушку, невесту – это символ верности; уточка, курочка – символ трудолюбия хозяйки дома, символ плодородия; голубь – символ супружеской верности и счастливой семьи; пава – символ счастливой любви; конь с всадником – символ мужества, знак Солнца. Женская фигура была символом плодородия земли и всего живого, птицы на ее руках символизировали подвластные ей стихии. Мужская фигура олицетворяла мужское божество – символ рода.

По древним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища украшались вышивкой. Для выполнения вышивки требовались несложные приспособления: ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой семье. Домашней вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать в семье учили с 5-6-летнего возраста. Русская народная вышивка очень разнообразна, но, несмотря на различие приемов исполнения, и характерных особенностей орнамента каждого края, ее можно условно разбить на три большие группы : народная вышивка русского Севера, юга России и центральных районов России.

Основным элементом всякой вышивки является стежок.

Стежок – это часть рабочей нитки, расположенной на ткани между двумя проколами иглы.

Шов – ряд повторяющихся стежков. В вышивке используются следующие швы: шов вперед иголку, шов-шнурок, шов за иголку, стебельчатый шов, тамбурный, козлик, крестик и т. д.».

Воспитатель: Какие предметы нужны, для работы вы узнаете, когда отгадаете загадки.

Загадки:

Воспитатель: Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Дети: Иголка.

Воспитатель: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.

Дети: Ножницы

Воспитатель: Одноглазая старушка узоры вышивает.

Дети: Иголка.

Воспитатель: Ткань для вышивки натягивают на пяльцы (достаёт из сундучка пяльцы).

Вышивают специальными нитками – мулине.

Воспитатель: Ныряла, ныряла, да хвост потеряла.

Дети: Иголка с ниткой

Воспитатель: - Чтобы ниточка не выдергивалась из иголки, на ее конце надо сделать узелок.

Я предлагаю поиграть в игру «Ниточка и узелок».

- Чтобы ниточка с иголкой работали дружно нужно составить узор. Посмотрите, на всех вышитых вещах сначала придумывали, рисовали, а потом мастерицы работали иголкой с ниткой.

Воспитатель: - Посмотрите сколько у меня не вышитых полотенец. Сейчас вы попробуете украсить геометрическим узором полотенце.

- Проходите за столы.

Упражнение: «Составление орнамента из разноцветных кружков квадратов, треугольников на полоске бумаги».

Воспитатель: - Из чего состоит геометрический орнамент?

Дети: - Кружочки, квадраты, полоски, волнистые линии и т. д.

Воспитатель: - Правильно. Геометрический орнамент чаще встречается при вышивке полотенец, по- другому геометрические фигуры называли символами. С древних времен крест являлся одним из главных магических символов. Две сухие перекрещенные палочки при трении друг о друга порождают основу человеческой цивилизации – огонь. С того момента как человек научился добывать огонь, крест почитался всеми народами мира на протяжении всей истории человечества.

Наши бабушки и дедушки не смогли бы объяснить происхождение символов, которые они по традиции использовали в своих обрядах, но они искренни, верили в их магическую (волшебную) силу.

Геометрические знаки несли большую смысловую нагрузку.

Основной знак – ромб (простой, лучистый, с продленными сторонами). Иногда его заменяет квадрат, поставленный на угол.

Древнее значение ромбических фигур – символ плодородия.

Квадрат с точкой по середине обозначал землю, засеянное поле.

Круг – это солнце, волнистая линия означает море.

- Строго следили за подбором цветов.

Белый цвет в поделках всегда символизировал – святыню.

Зеленый – жизнь

Синий – тайну

Красный - жертвенность

Багряный – цвет величия, красоты, цвет прекрасного, лучшего.

Оранжевый – благодать божью и его присутствие

Голубой – чистоту и невинность

Жёлтый цвет – цвет тепла и любви

Сиреневый цвет – обозначает печаль

Пурпурный – победу

Бирюзовый цвет молодости

Розовый – детства

Черный цвет пустоты и отсутствие счастья

Черный цвет, соединенный с синим, символизировал тайну, а черный с зеленым старость.

Удивительно, что такая богатая палитра цветов применялась в крестьянском быту. Но все эти краски щедро дарила людям природа.

- Вышитые полотенца использовались для домашнего обихода и убранства крестьянского жилища, для обрядов.

Воспитатель: Какие замечательные полотенца получились! (рассматривают работы, сравнивают, анализируют)

Давайте украсим ими мою горницу.

- Когда будет ярмарка, мы вместе с вами поедем на этот праздник и повезем наши полотенца на показ.

Воспитатель: - Да, ребята, про рукодельниц и мастериц говорят, что у них золотые руки.

Какое наслаждение для души.

Когда в тиши сижу за рукоделием.

Давно уж за полночь.

И сон стоит за дверью.

Над пяльцами склонясь сижу.

С атласной канителью.

Цветы все ярче расцветают.

Пускай таких в природе нет.

Шелковой нитью вышиваю

Неувядающий букет.

Воспитатель: - В русской культуре полотенце связывали с культом предков, поэтому оно было важным элементом свадебных обрядов.

Наши предки верили, что полотенце приносит новой семье счастье, детей и достаток. Раньше полотенце представляло собой кусок ткани, сотканной вручную из хлопковых или льняных нитей. Такие полотенца украшали всеми возможными способами: вышитыми крестом или гладью узорами, кружевами, лентами.

Обычные полотенца, которыми вытирались после умывания, называли утирками или утиральниками. Их украшали лишь скромным орнаментом.

- К свадьбе невесты готовили целую гору новых, нарядных полотенец, обычно от 30 до 100 штук. Суженый выбирал самое красивое полотенце и завязывал его на поясе. Родители жениха и невесты тоже должны были украсить свои пояса такими полотенцами.

На 2-й день после свадьбы молодая жена развешивала в доме мужа по стенам все свои полотенца, чтобы новая родня смогла по достоинству оценить ее рукоделие.

Воспитатель: -А вы знаете, что на свадьбе поют веселые песни и водят хороводы?

Дети: Да, знаем.

Воспитатель: Приглашаю всех встать в хоровод «Калина».

Воспитатель: - Вот и подошла наша встреча к завершению. Что сегодня нового вы узнали?

Дети: Раньше полотенца украшали вышивкой. Раньше полотенца дарили не на свадьбу, и просто вышивали их в подарок близким и дорогим людям.

Подведение итогов (дети рассказывают, воспитатель помогает им формулировать мысли).

Воспитатель: - Правильно ребята. Спасибо нашему сундучку, что познакомил нас с рукодельным искусством - вышивкой.

Сейчас я вам предлагаю послушать русско-народные песни и рассмотреть альбом «Какие бывают полотенца».

Публикации по теме:

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством»Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством» Ежегодно 18 мая Международный День Музеев стал отмечаться более чем в 150 странах. Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи.

Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.

Конспект беседы в подготовительной группе «Знакомство детей с городецкой росписью»Конспект беседы в подготовительной группе «Знакомство детей с городецкой росписью» Цель: формировать познавательно-творческий интерес у старших дошкольников к городецкой росписи в сравнении с другими народными промыслами.

Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы «Знакомство с составом числа 7 из единиц»Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы «Знакомство с составом числа 7 из единиц» Цель: знакомство с составом числа семь из единиц. Задачи: продолжать знакомить с составом чисел из единиц, развивать ориентирование в тетради.

Конспект ООД «Знакомство со льдом» для детей средней группыКонспект ООД «Знакомство со льдом» для детей средней группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Росток» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым.

Конспект «Знакомство с профессиями» для детей средней группы Конспект: «Знакомство с профессиями» для детей средней группы. Цель: Обобщать и активизировать знания детей о труде, профессиях. Задачи:.

Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке»Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке» Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке»». Цель: познакомить.

Занятие: «Знакомство с Табасаранским ковровым искусством и орнаментом ковра».Занятие: «Знакомство с Табасаранским ковровым искусством и орнаментом ковра». Тема: " Табасаранские ковры ". Цель: Познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана - ручным ковроткачеством.

Фотоотчет «Знакомство детей подготовительной группы с шахматами»Фотоотчет «Знакомство детей подготовительной группы с шахматами» Дети моей группы уже овладели игрой «Шашки». Теперь пришло время познакомить детей с Шахматами. Для этого я разработала проект. Подобрала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Знакомство с рукодельным искусством — вышивкой» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 17 января 2022 в 21:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Знакомство с рукодельным искусством — вышивкой» для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД