Елена Инкина
Экскурсия на железнодорожный вокзал города Сергач для старше-подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
Актуальность: Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на железной дороге должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными ситуациями на железной дороге, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, через игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. Поэтому важно не просто рассказать о безопасности на железной дороге, но и необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Публикация «Экскурсия на железнодорожный вокзал города Сергач для старше-подготовительной группы» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Постановка проблемы: Современные дошкольники задают много вопросов о работе железной дороги. Данная экскурсия поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их на практике в детской деятельности.
Проблема: У детей дошкольного возраста сформировано недостаточно знаний о железной дороге и железнодорожных профессиях, правилах поведения на железной дороге и в железнодорожном транспорте.
Цель:
Формировать у дошкольников представление о профессиях, задействованных на железной дороге.
Задачи:
познакомить детей со зданием железнодорожного вокзала, внутренним устройством;
формировать представление об особенностях работы служащих вокзала;
продолжать знакомство детей с железнодорожными профессиями работников вокзала и станции: начальник станции, дежурный по станции, билетный кассир, диспетчер;
расширять знания о железнодорожном транспорте: пассажирский, грузовой;
создать условия для практического применения изученных правил поведения на вокзале и перроне;
развивать познавательный интерес к железной дороге;
воспитывать уважение к труду взрослых, работающих на станции;
закрепить знания детей о правилах поведения на железной дороге;
воспитывать у детей внимательность и осторожность.
Ожидаемые результаты: расширение знаний о железнодорожных профессиях, о труде железнодорожников; пополнение словарного запаса на тему «Железнодорожный вокзал»; формирование знаний детей о деятельности железной дороги, её роли в жизни города, страны; формирование понятий безопасного поведения на железной дороге.
Предварительная работа: беседы, речевые ситуации на железнодорожные темы; просмотр презентаций «История возникновения Сергачского железнодорожного вокзала»; «Правила поведения на железной дороге»; «Профессии работников железной дороги»; разучивание стихов о железной дороге; беседа о правилах поведения на вокзале, рассматривание фотографий, иллюстраций зданий железнодорожных вокзалов других городов; знакомство с профессиями: машинист, диспетчер, монтер путей, билетный кассир, проводник; изготовление знаков; обыгрывание; семейные проекты «Династии железнодорожников»; создание мини-музея в группе.
Словарная работа: перрон, справочное бюро, табло (расписание поездов, железнодорожные пути.
Участники экскурсии: дети старше – подготовительной группы «Солнышко», воспитатель группы.
Место проведения экскурсии: железнодорожный вокзал города Сергач.
Соорганизатор: филиал ОАО «РЖД».
Ход экскурсии:
1. Мотивация.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию. А куда, догадайтесь сами.
Там ходят поезда, там есть здание, где пассажиры приобретают билеты и дожидаются своего поезда. Что же это?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно, это – железнодорожный вокзал. А вы хотите узнать, как проходит рабочий день на железнодорожном вокзале?
(Ответы детей)
Воспитатель: Тогда мы с вами отправляемся на экскурсию. Но перед этим нам надо повторить правила поведения на железнодорожном вокзале.
(Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята! Мы с вами находимся на площади, расположенной около здания железнодорожного вокзала.
- Как называется площадь у вокзала?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите вокруг. Какая она?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите на здание вокзала. Здание построено из кирпича, отделано штукатуркой и покрашено. Какие основные элементы вы видите?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам предлагаю зайти в здание железнодорожного вокзала. Нас там ждет начальник железнодорожной станции Сергач.
Дети находятся в зале ожидания.
Начальник железнодорожной станции: - Ребята! Это самый большой и главный зал на вокзале. Называется он – зал ожидания. Как вы думаете, почему его так называют?
(Ответы детей)
Начальник железнодорожной станции: Верно! А сейчас осмотритесь вокруг. Обратите, пожалуйста, внимание на высокие потолки, большие светлые окна, арки, широкие проходы, удобные сидения для пассажиров. Предлагаю вам пройти вместе со мной по залу ожидания и познакомиться с тем, что еще могут делать здесь пассажиры и служащие.
Подходят к окну дежурного по вокзалу.
Начальник железнодорожной станции: - Ребята! Здесь работает с пассажирами очень важный сотрудник вокзала. Послушайте стихотворение и скажите, как он называется.
«Сидит он в кабинете и за все в ответе! Он – дежурный по вокзалу!
И забот у него не мало: за порядком здесь следить,
Пассажиров разбудить, объявить ожидающим в зале,
Что бы на поезд не опоздали!
К нему с любой проблемой спешите подойти.
Ответит непременно и пожелает: «Счастливого пути!».
Кто скажет, что это за сотрудник?
(Ответы детей)
Начальник железнодорожной станции: Верно! Дежурный по вокзалу очень внимательно относится к пассажирам и старается всем дать нужную информацию.
Рассматривание электронного табло
Начальник железнодорожной станции: - Ребята! Обратите внимание на это интересное устройство. Оно называется табло. Здесь пассажир может посмотреть только поезда, которые отправляются в ближайшее время. Информация на табло постоянно меняется. Расписание поезда, который уходит со станции исчезает, а на этом месте появляется другое расписание. Кроме номера поезда, время отправления можно посмотреть и номер пути, где стоит поезд.
Рассматривание стенда с расписанием.
Начальник железнодорожной станции: Каждый пассажир, собираясь в дальнюю дорогу, прежде всего, заглянет на вокзал, чтобы посмотреть, каким поездом, в какое время ему лучше ехать. На расписании можно увидеть станции отправления и прибытия, номер поезда, число и время отправления всех поездов сразу.
Билетные кассы
Начальник железнодорожной станции:Посмотрев расписание, пассажир отправляется за документом, который дает право сесть на поезд и доехать до нужной станции. Как этот документ называется?
(Ответы детей)
Начальник железнодорожной станции: Где можно приобрести билеты?
(Ответы детей)
Начальник железнодорожной станции: Правильно! Какие сотрудники продают билеты?
(Ответы детей)
Выход на перрон
Начальник железнодорожной станции: Предлагаю пройти на перрон. Давайте вспомним, что такое перрон?
(Ответы детей)
Начальник железнодорожной станции: На перроне пассажиры ожидают поезда. Необходимо соблюдать правила безопасности на перроне: нельзя подходить к краю ближе 5м, нельзя сидеть на краю, нельзя играть на перроне, нельзя перебегать железнодорожные пути.
Начальник железнодорожной станции: - Ребята, а вы знаете, какие поезда бывают?
(Ответы детей)
Начальник железнодорожной станции: А какие сейчас мы видим поезда на станции?
(Ответы детей)
Начальник железнодорожной станции: Обратите внимание, что на территории железнодорожного вокзала есть памятник-паровоз. Это отреставрированный паровоз «лебедянка» 1953 года выпуска, который работал на Сергачском участке. Паровоз серии Л привезли в Сергач из Нижнего Новгорода электровозом.
Начальник железнодорожной станции: Скажите, как можно попасть на другую сторону железнодорожных путей? Ведь через пути переходить опасно.
(Ответы детей)
Начальник железнодорожной станции: Верно! Рядом с каждым вокзалом есть мост. Посмотрите на наш мост. Он какой?
(Ответы детей)
Начальник железнодорожной станции: - Ребята! Давайте посмотрим на здание вокзала со стороны железной дороги. Какая здесь надпись?
(Ответы детей)
Начальник железнодорожной станции:Правильно, это название нашей станции.
Начальник железнодорожной станции: - Ребята! На этом наша экскурсия заканчивается. Вам понравилось? Что вам запомнилось больше всего?
(Ответы детей)
Начальник железнодорожной станции: Спасибо! Приходите к нам ещё! До свидания!
Выводы: Благодаря проведенной экскурсии, дошкольники приобрели знания о правилах поведения на железнодорожной станции, в здании вокзала. У детей сформировались навыки культурного поведения в общественных местах. Самое главное, ребята усвоили знания о правилах поведения на железнодорожных путях. Для нашего детского сада это очень важно, потому что он находится рядом с железной дорогой.
Литература.
1. Бендюков М., Соломин И., Ткачёв М. Азбука профориентации. СПб., 1997.
2. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
3. Ларина т. В. Дошкольникам о железной дороге: Метод. Пособие / Т. В. Ларина, и. Б. Мубаркшина. – Ульяновск: ГДОУ Центр развития ребёнка – детский сад №74, 2004.
4. Профориентация дошкольников на профессии сферы железнодорожного транспорта / Л. М. Макарова и др. Ч. 1. Самара, 2010.