Альфия Касимова
Предупреждение дисграфии у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Тема выступления: «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста».
Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка. В связи с этим работа по профилактики дисграфий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом
Публикация «Предупреждение дисграфии у дошкольников» размещена в разделах
(слайд 1)
1. Артикулярно-акустическая дисграфия.
2. Акустическая дисграфия.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
4. Оптическая дисграфия.
5. Аграмматическая дисграфия.
6. Моторная дисграфия.
7. Смешанная дисграфия
(слайд 2)
Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:
1. Формирование зрительного восприятия и узнавания (гнозиса).
Все задания и игры предлагаются от простого к сложному, на занятиях связываются с лексической темой.
– Игра “Найди друга”
цель: учить зрительно соотносить реальный предмет и его контурное или силуэтное изображение.
– Игра “Прятки”
цель: учить узнавать конкретное изображение в условиях затруднённого восприятия – перечеркнутые, “зашумленные”, скрытые или контурные изображения, наложенные друг на друга)–
Игра “Помоги художнику”
цель: учить мысленно дорисовывать изображения, определять целое по части изображения.
– Важными являются различные игры на соотнесение реальных предметов и геометрических фигур, а также реальных предметов по цвету и величине.
- Детям показываются геометрические фигуры различные по форме, цвету и величине и предлагается подобрать фигуры : одного цвета; одинаковой формы; одинаковой формы и величины; одинаковой формы и цвета; различные по форме и цвету.
- Предлагаются задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг – арбуз, овал – дыня, треугольник – крыша дома и т. д., а также цвета и величины реальных предметов.
Игры на развитие восприятия размера
– “Подбери каждому медведю свою миску”,
“Покажи все предметы, которые выше, чем чайник” и другие.
– Далее начинается работа по развитию буквенного гнозиса. Для этого используются следующие упражнения:
“Найди букву” (среди других,
“Назови буквы” (в неправильном положении или выполненные разным шрифтом, “
Какая буква спряталась?” (перечёркнутые и наложенные друг на друга буквы,
“Допиши буквы” (добавить недостающий элемент).
2. Для развития зрительной памяти (мнезиса) используются следующие виды работ:
– Игра “Чего не стало?”.
На столе раскладывают игрушки, картинки, силуэты, геометрические фигуры, которые дети должны запомнить. Затем незаметно убирается одна из них, и дети отгадывают, какой игрушки нет.
– Игра “Что лишнее?”
Дети запоминают несколько игрушек, картинок, силуэтов, геометрических фигур, и отбирают их среди других.
– Игра “Что изменилось?”.
Раскладываются картинки, игрушки, силуэты, геометрические фигуры, дети запоминают последовательность их расположения. Затем незаметно меняется их расположение. Дети должны сказать, что изменилось и восстановить первоначальное расположение картинок, игрушек, силуэтов, фигур.
3. Одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений на составляющие элементы, их синтезу.
Предлагаются следующие игры и задания:
– Найти сходства и отличия между двумя изображениями;
– Узнать и сложить предмет по его частям (разрезные цветные картинки, силуэты и контуры);
– Сложить предмет из геометрических фигур;
– Игра “Из каких фигур построен дом?”;
– Игра “Найди пару” ( цель: учить находить 2 одинаковые картинки из множества или 2 половинки);
– Дополнить или узнать незаконченные изображения – игра “Что не успел дорисовать художник?” (цветные и контуры);
– Игры с силуэтами “Какой транспорт выезжает из гаража?”,
- “Кто за забором?” ( цель: учить узнавать силуэт предмета по его части);
– “Картинки-нелепицы”, “Что неправильно нарисовал художник?” (цветные, контурные изображения);
– Игра “Сложи из палочек”.
Далее проводится работа с буквами: анализ и синтез составляющих элементов букв – игра
-“Сложи из палочек или из элементов”,
-“Слепи букву из пластилина” и т. д., определение сходства и различия между похожими буквами.
4. Формирование пространственных представлений.
– Учить детей ориентироваться в собственном теле (правая, левая часть тела, сверху – снизу, спереди – сзади)
– Учить ориентироваться в окружающем пространстве.
Сначала определять пространственное расположение предметов по отношению к ребё нку: справа – слева от тебя, спереди – сзади от тебя, ближе – дальше к тебе.
Используются такие игры, как
- “Кто плывёт влево, кто вправо?”
- “Куда едут машины?” и другие.
Наиболее трудным является определение правой и левой стороны у человека, стоящего напротив (например, игра “Кто в какой руке держит инструмент?” и т. д., определение пространственных соотношений между 2-3 предметами, изображениями (например, даются 3 предмета и предлагается положить книгу перед собой, слева от книги положить карандаш, справа – ручку и т. д., ориентировка на плоскости (на столе, на листе бумаги, на фланелеграфе).
5. Одновременно с детьми проводится работа над пониманием и употреблением предлогов, обозначающих пространственные соотношения. Сначала берутся простые предлоги – В, НА, ПОД, затем – НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, МЕЖДУ, К, ОТ, ИЗ. Для того, чтобы детям было легче усвоить все пространственные отношения и предлоги, во всех видах игр используются различные схемы (зрительная опора).
Слайд 3
1. Предупреждение ошибок письма на уровни буквы
Игра «Волшебнаябуква»
Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами.
Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре "Буква сломалась". Обведение букв по трафарету, шаблону, вкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой. Эти задания помогают, как следует запомнить образ буквы.
- Игра «На что похожа буква?»
А - антенна, телеграфный столб, стремянка; У - уши, сучок, вешалка.
- Упражнение «Демонстрация букв в разном положении»
- Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы, на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).
- Поиск букв, наложенных друг на друга.
Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.
- Придумывание слов на данную букву в определенной позиции : начало, середина, конец.
- Реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.
Слайд 4
2. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.
- Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или же заданный по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).
- Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т. д. Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.
- Придумываем слова с данным слогом: УМный, УМник, УМница.
- Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?
Увидели - МУ. Вспомним слова с этим словом:
МУка, МУха, МУзей, МУсор - в начале слова.
эМУ, почеМУ, панаМУ (взял) - в конце слова.
заМУтить, заМУчить, приМУла - в середине слова.
Слайд 5.
3. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.
Вначале необходимо дать понятие "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова - союзы и предлоги, состоят из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".
Составляем предложения, используя картинки, между которыми буква "а" (противительный союз). Например: Необходимо придумать как можно больше предложений, используя эту картинку. Например: Морковь - овощ, а яблоко - фрукт.
- Заучивание считалок. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рукой ограничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.
- Игра "Слово рассыпалось". Составление из данных букв слова. Например: М. Т. С. О - мост; Ы, 3, Б, У - зубы.
- Игра "Потерялась буква". Например, даются следующие сочетания: ДУ. Д. М Какое получится слово, если вставить буквы? ДУ. - дуб, дух, душ; Д. М - дым, дом, дам, дум.
- Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного слова придумать другие слова. Например, сироп: соль - сахар; ирис - игра; рак - роль; озеро - ослик; парк - пыль.
Слайд 6.
4. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.
- Сочетание существительных с прилагательными.
а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: Какой, Какая, Какие, Чей, Чья, Чье, Чьи? Например: яблоко (какое) - сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное; след (чей) - заячий, волчий, лисий, и т. д.
б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое? Например: теплый - день, вечер, пирог, чай, свитер,. теплая - погода, кофта, весна, рука,. теплое - молоко, платье, письмо, озеро,.
в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например: зеленый лист, зеленое платье, зеленые лужайки.
г) Предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например: кофта - красн., син. ; туфли - красн., син.
д) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа "Помоги Незнайке исправить ошибку". Например: длинная вечер (длинный, черный крылья (черные).
- Сочетание существительных с глаголами.
а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например: Что можно сделать с яблоком? Сорвать яблоко - купить, съесть, помыть, разделить, сварить, запечь, нарисовать, и т. п.
б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например: Прийти к. (дому, отцу, решению); уйти от. (дедушки, дома, проблемы).
в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например: Женя упал - Женя упала; Саша ушел - Саша ушла; яблоня цветет - яблони цветут. Это задание нужно проводить, используя картинки.
- Сочетание существительных с числительными.
Необходимо учить детей, верно, согласовывать числительные 1,2, 5 с существительными: один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят; одна курица, две курицы, пять куриц; одно яйцо, два яйца, пять яиц. При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки". Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов", “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона".
Иногда детям заранее даются карточки с любыми предметами, и ставится такое условие: в начале у Саши всех предметов будет по одному, у Сережи - по два, а у Ани - по пять. Затем они меняются карточками между собой.
5. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.
- Составление предложений по схемам :
. Зима. ___. Наступила зима.
___ ___. Наступила холодная зима.
___ ___ ___. Наступила холодная вьюжная зима.
Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям. Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.
а) Пропуск предлогов : Мы гуляли. лесу. Кошка сидит. окне.
б) Пропуск существительных: Яблоки растут на.
в) Пропуск прилагательных: Летом листья клена зеленые, а осенью.
г) Пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь. (низко). Скажу я слово далеко, а ты ответишь. (близко).
д) Пропуск глаголов: Саша. машину. Папа. из машины.
- Выделение границ предложений в тексте.
а) Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно читает фразы: На улице льет дождь.
б) Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или на карточках. Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
Слайд 7.
Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка. В связи с этим работа по профилактики дисграфий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.