Татьяна Викторовна Сиденко
Психолого-педагогический семинар для воспитателей «Предупреждение и устранение конфликтов в педагогическом коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого – педагогический семинар для воспитателей.
«Предупреждение и устранение конфликтов в педагогическом коллективе».
Цели семинара : рассмотреть причины конфликтных ситуаций, познакомится со способами профилактики конфликтных ситуаций, снять психологическое напряжение педагогов.
Ход семинара.
1. Вступительное слово.
Публикация «Психолого-педагогический семинар для воспитателей „Предупреждение и устранение конфликтов в педагогическом коллективе“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами и т. п. Бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его надо по возможности избегать или, как только он возникает, немедленно разрешать.
Это, кстати, происходит примерно так: сначала возникает конфликтная ситуация - нечто само по себе безобидное до поры до времени. Просто между субъектами А и Б намечается различие позиций, мнений, целей. Затем А и Б осознают свои интересы, потом – препятствия к их осуществлению; еще через некоторое время А приходит к выводу, что упомянутые препятствия связаны с Б, и наоборот.
Наконец наступает пора действий друг против друга – именно с этого момента и разражается конфликт. Таким образом, под конфликтом мы понимаем становление несовместимых, противоположных позиций и взглядов, которое связано с негативными переживаниями.
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликтов являются :
• неэффективная коммуникация;
• личная и профессиональная установка при взаимодействии;
• недостаточное знание психофизиологических особенностей партнера;
• неумение оказывать и принимать поддержку;
• низкий уровень саморегуляции;
• различия в целях, в представлениях и ценностях;
• поведенческие особенности и стереотипы поведения;
• различия в уровне знаний.
На нашем семинаре мы постараемся, с одной стороны рассмотреть различные причины конфликтных ситуаций, упомянутых выше, и различные способы профилактики их возникновения, а также способы работы с конфликтами, с другой.
2. Упражнение «Разные узоры».
Попробуем провести маленький эксперимент. Участники семинара должны взять по чистому листу А4 и закрыть глаза. Они должны выполнить определенные действия с бумагой :
согнуть лист пополам;
еще раз пополам;
оторвать верхний правый угол;
оторвать нижний правый угол.
Что получилось? Скорее всего, узоры у всех будут различными.
Мораль данного эксперимента такова: в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по - разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.
Для того чтобы информация была принята правильно нужно уметь правильно строить свое высказывание. Фразу мы обычно начинает так:
«Вы всегда ведете себя так…», «Ты всегда мне мешаешь…»
На такие высказывания ребенок, да и взрослый, обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой. Это «Ты - высказывание».
«Я - высказывание»- передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки.
Нужно:
1. Объективно описывать события («Когда я вижу, что…», «Когда это происходит…»).
2. Описать свою эмоциональную реакцию («Я чувствую…», «Я огорчаюсь…»)
3. Объяснить причину этого чувства и высказать свои пожелания («Мне бы хотелось…»)
4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так…»)
5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы:
Формула: Ситуация + Я – чувство + Объяснение
«Ты - высказывание»
Ты никогда меня не слушаешь!
«Я – высказывание»
Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи.
«Ты - высказывание»
Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?
«Я – высказывание»
Мне сложно говорить, когда кто – то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос – задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
«Ты - высказывание»
Вечно ты хамишь!
«Я – высказывание»
Когда ты некорректно разговариваешь со мной. Я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.
3. Упражнение «Тренируемся быть корректными».
Участники на листах бумаги пишут «Ты - высказывание», затем они перемешиваются и каждый берет высказывание и переформулирует его в «Я - высказывание».
4. Упражнение «Подарок».
Участники встают в круг и рассчитываются по порядку и запоминают свой номер. Ведущий говорит: «Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначено именно тебе.
Примеры пожеланий:
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника.
3. В споре умей выслушать собеседника до конца.
4. Уважай чувства других людей.
5. Любую проблему можно решить.
6. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.
7. Не сердись, улыбнись.
8. Начни свой день с улыбки.
9. Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
10. Взгляни на своего обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.
11. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
12. Всегда внимательно выслушивай своего собеседника.
После того как все нашли свои «подарки», участники возвращаются в круг и зачитывают, то что написано на их листочке и дарят эти слова всем присутствующим.
5. Чтение притчи «Гвозди»
Жил-был один очень темпераментный мальчик. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда мальчик не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было 37 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришел день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из забора по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда мальчик мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
6. Обсуждение притчи.
7. Рефлексия.