Татьяна Могирь
Материал на стенд «Профилактика дисграфии»
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика дисграфии у дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста
Одной из актуальных проблем отечественной практической логопедии является предупреждение и коррекция нарушений письменной речи, для обозначения которых используется специальная терминология: дисграфия – нарушение письма, дислексия – нарушение чтения.
Дисграфию часто путают с дизорфографией. Дизорфография – нарушение письменной речи, обусловленное множеством ошибок на правила русского языка. При дисграфии наблюдаются специфические оишибки.
Дисграфию делят на несколько видов:
Публикация «Материал на стенд „Профилактика дисграфии“» размещена в разделах
1. фонематическая дисграфия (акустическая или акустико – фонематическая) на основе нарушения фонемного распознавания.
Одним из компонентов, входящих в структуру при данной речевой патологии является недоразвитие фонематического слуха. Несформированность фонематических процессов у детей приводит к трудностям реализации фонематического принципа правописания, что проявляется в заменах букв, искажениях звукослоговой структуры слова. Коррекционно-логопедическая работа включает в себя несколько этапов:
• формировать и совершенствовать фонематические представления на основе анализа и синтеза;
• учить слышать звук, соотносить его с соответствующими речедвигательными операциями, точно представлять себе зрительный образ буквы, которая соответствует этому звуку;
• учить видеть букву, соотносить графический образ с определённой фонемой и отвечать соответствующей артикулемой;
• учить слышать гласные, выделять их из слогов разного типа и слов различной слоговой структуры;
• учить определять на слух и передавать на письме последовательность слогов в слове;
• учить различать на слух и передавать на письме твёрдое и мягкое звучание согласных;
• учить различать на слух и передавать на письме глухие и твёрдые согласные.
2. артикуляторно-фонематическая дисграфия наблюдается при нарушениях звукопроизношения и фонематического слуха.
3. графическая дисграфия проявляется в искажённом письме букв.
4. зрительная или оптико-пространственная дисграфия наблюдается при нарушениях зрительного гнозиса. Наблюдаются ошибки в написании элементов букв (добавление, пропуски, письмо вне строки, письмо всех заглавных или зеркальное написание.