МААМ-картинки

Воспитание дружеских взаимоотношений как одной из составляющих духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста

Наталья Юхлина
Воспитание дружеских взаимоотношений как одной из составляющих духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодёжи. Когда же произошло упущение, почему мы пожинаем плачевные результаты? Не потому ли, что, возможно,уделяли в своё время мало внимания духовно-нравственному воспитанию тем малышам, которые в данный момент представляют молодое поколение нашей страны.

Публикация «Воспитание дружеских взаимоотношений как одной из составляющих духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Понятия «нравственный» и «духовный» определяются следующим образом:

Духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека.

Нравственность- это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».Здесь же мы решаем задачу, связанную с воспитанием дружеских взаимоотношений у дошкольников.

Проблема формирования дружеских взаимоотношений остается актуальной в наши дни. В дошкольном возрасте ребенок уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только близкие родственники, но и сверстники. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и драматичный сценарий взаимоотношений детей.

Дошкольники дружат, общаются, ревнуют, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, и иногда делают маленькие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность ребенка. Как подчеркивал А. Н. Леонтьев, «личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не рождаются, личностью становятся».

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Занятие в старшей группе

по теме: «Дружба начинается с улыбки»

Цель. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи. Учить связывать значение пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией.

Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умение договариваться, позитивное социальное поведение.

Обогащать новыми умениями и знаниями в области бесконфликтного общения.

Формировать благоприятный психологический климат группы.

Воспитывать нравственные основы личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе.

Совершенствовать навыки рисования цветными карандашами, формировать опыт рисования разного настроения людей.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Воспитатель : Ребята, какое у вас сегодня настроение? Поделимся хорошим настроением с теми, кто рядом?

К тебе я обращаюсь, друг.

Вставай скорее с нами в круг!

Почувствуй радость и тепло,

И как с друзьями хорошо!

А теперь повторяйте за мной:

Пусть наша добрая улыбка (приложить руки к губам)

Согреет всех своим теплом (приложить правую руку к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (вытянуть руки вперед)

Делится счастьем и добром (взяться за руки)

Молодцы! Как приятно чувствовать друг друга!

Посмотрите, как сегодня много у нас гостей.

1. Игра «Комплименты»

ВоспитательИгру мы начнем со слов: «Катюша, мне нравится в тебе…» (то, что ты добрый; то, что ты воспитанный; то, что ты всегда меня защищаешь; то, что ты такой сильный; то, что ты очень красивая.)

1. Игра «Что нас объединяет»

Молодцы, ребята! А как вы думаете, мы все одинаковые с вами? Конечно, нет! Хоть мы и общаемся с вами, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, весом, ростом, желаниями и еще много чем. Но у нас есть и общие моменты, которые нас объединяют. В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру. Я вам буду говорить задание, а вы движениями на них отвечать. Слушайте меня внимательно!

- Возьмитесь за руки те, кто любит мороженое.

- Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.

- Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.

- Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.

- Возьмитесь за руки те, кто любит мультики.

Задание для родителей:

- Возьмитесь за руки те, кто любит кофе.

- Поднимите руки вверх те, кто любит смотреть сериалы.

- Поставьте руки на пояс те, кто любит поспать в выходной день.

- Топните правой ногой те, кто любит принимать гостей.

- Возьмитесь за руки те, кто хочет похудеть.

Вот видите, сколько причин нас объединяет.

1. Игра «Продолжи предложение»

Воспитатель предлагает поиграть в игру, где ребенок начинает предложение, а родители – заканчивает. Например, «Друг – это тот …

- … тот, с кем можно помолчать, поплакать и посмеяться.

- … тот, кто всегда выслушает в трудную минуту и поможет тебе.

- … тот, кто останется верным тебе даже тогда, когда отвернутся от тебя все.

- … тот, кто поймёт тебя лучше всех, даже если ты будешь молчать.

- … тот, кто примет тебя со всеми твоими минусами и недостатками.

- … тот, кто всегда скажет тебе правду, даже если она тебе не понравится.

- … тот, кто простит тебя за то, за, что простить не сможет никто другой.

Воспитатель : С чего начинается дружба? Ребята, а вы знаете? Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».

Дети и родители подпевают.

Дети: С улыбки!

Воспитатель : Совершенно верно дружба начинается с улыбки.

Давайте возьмемся за руки и каждый, глядя соседу в глаза, подарит самую добрую и приветливую улыбку. (встают в круг)

Картотека игр, упражнений, подборка художественного слова (стихи, пословицы и поговорки).

«Игры на формирование дружеских отношений»

Цели: Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толерантности;

Развитие дружеских отношений;

Формирование бережного и позитивного отношения кдруг другу;

Повышение самооценки детей.

«Волшебные очки»

Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали».

Ход игры: Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

«Волшебный стул»

Ход игры: Один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.

«Волны»

Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду. «Но лучше всего купаться в море, — говорит он, — потому что в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.

Ход игры: После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.

«Я хочу с тобой подружиться»

Ход игры: Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с…». Дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку, затем он становится водящим.

«Фотографии друзей»

Ход игры: На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит.

«Назови друга ласково»

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами. Педагог предлагает детям встать в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая надувное сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему соседу. После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей.

«Пирамида любви»

Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит : «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (следуют рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, А все потому, что мы умеем любить сами и любимы».

«Волшебный цветок»

Ход игры: Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребё нок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.

«Разноцветный букет»

Ход игры: Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.

Стихи о дружбе.

Настоящий друг везде

Верен в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может,

И во всём, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

У друга теплая и нежная ладошка,

Поглажу друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Без друга плохо жить, запомнить это надо!

Дружба – это тёплый ветер,

Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба – это только счастье,

Дружба – у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой – жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом – даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба – это ценный дар!

Друзья

Как начну конфеты есть,

У меня дpузей не счесть.

А закончились конфеты

Идpузей в помине нету.

За конфету каждый дpуг,

Так и pвет ее из pук.

Hу зачем мне дpужба эта?

Я и сам люблю конфеты.

1. Пословицы о дружбе.

1. Человек без друга, что дерево без корней.

2. Новых друзей наживай, а старых не теряй.

3. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

4. Друга ищи, а нашел – береги.

5. Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

6. Без беды не узнаешь друга.

7. Старый друг лучше новых двух.

8. Сам погибай, а товарища выручай.

9. Недруг поддакивает, а друг спорит.

10. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Публикации по теме:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТ-СКИЙ САД №14»Светлячок». ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 2018-2019г. «Сказка – как средство духовно.

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста через художественную литературу Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обогащать словарь детей «вежливыми» словами. 2. Формировать у детей умение оценивать.

Консультация для родителей на тему: «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» Повышение внимания к проблеме социализации связано с изменением социальнополитических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью.

«Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста». Консультация для родителей Повышение внимания к проблеме социализации связано с изменением социальнополитических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью.

Музыкально-игровые ситуации как средство развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников Старший дошкольный возраст – завершающий этап дошкольного детства и переходная ступень к школьному возрасту. Характер общения старших дошкольников.

Особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Существуют различные подходы к организации духовно-нравственного.

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу. Цель: • Воспитывать.

Развитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста через художественную литературу Проблема взаимоотношений детей дошкольного возраста, актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют.

Воспитание у детей любви к родной природе как одной из составляющих духовно-нравственного и патриотического воспитания .

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики как одной из составляющих развития звуковой культуры речи УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Предлагаем вашему вниманию наши рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, как одной из составляющей развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание дружеских взаимоотношений как одной из составляющих духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 19:26
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание дружеских взаимоотношений как одной из составляющих духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Юхлина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД