Наталья Волкова
Конспект занятия «Вирусы и микробы» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарных представлений об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах)
Задачи:
обогащать знания детей об инфекционных болезнях и их возбудителях: микробах и вирусах;
развивать самостоятельность и умение использовать полученные знания на практике (не забывать мыть руки после прогулки, перед едой, уметь делать самомассаж);
воспитывать у детей ценностное отношение к здоровому образу жизни, внимательное и бережное отношение к своему здоровью.
Публикация «Конспект занятия „Вирусы и микробы“ (старшая группа)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Области интеграции: «Коммуникация» (Развитие коммуникативных компетенций на основе беседы о микробах, «Художественная литература» (беседа о микробах на основе стихотворения Д. Хармса «Микроб»)
Предварительная работа: беседа «Вирусы и микробы», просмотр картинок по теме, чтение литературных произведений «Мой Додыр», «Федорино горе»
Пособия: презентация, лупы, микроскоп.
Литература:
Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность»
В. Балабанова «Биология, экология, здоровый образ жизни
К. Чуковский «МойДодыр», «Федорино горе»
https://jupon-pantalon.ru/blog/igrovoj-massazh-ot-detskogo-psihologa-gai-agayan
https://a-pesni.org/baby/poesia/bellok.php
Ход занятия:
1. Беседа о микробах
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами здоровые и весёлые пришли в детский сад. Сейчас на улице зима и многие болеют. А как мы можем понять, что человек болен? ( ответы детей: насморк, кашель, чихание, плохое настроение, болит голова, горло). Как можно заразиться? (ответы детей)
Воспитатель: Когда мы чихаем, из нашего носа и рта вылетают капельки слюны, а вместе сними микробы, которых мы ещё называем вирусами. Они летают в воздухе, оседают на одежду и игрушки, мы их вдыхаем и можем заразиться. Поэтому при кашле и чихании нужно прикрывать рот рукой или платочком. Теперь мы с вами знаем, как правильно чихать. Микробы очень маленькие и их невозможно увидеть. Только, когда был изобретен микроскоп врачи смогли рассмотреть, как они выглядят.
Слайд 1 (микробы)
Воспитатель: Вот они! Эти маленькие микробы, как только попадают в наш организм, начинают разбойничать. У нас повышается температура, першит горло, мы кашляем, появляется насморк. Таким образом, наш организм пытается защитить себя от вируса…
Неожиданно раздается стук в дверь и кашель. Появляется кукла с завязанным горлом.
Воспитатель: Здравствуй! Что случилось с тобой? Молчит, говорить не может. Ребята, что же с ней произошло? (Высказывания детей).
С тобой приключилась беда
Снег и сосульки ты ела всегда.
И вот такая картина, к тебе привязалась ангина.
2. Беседа о болезнях.
Воспитатель: Каждый человек в своей жизни хотя бы один раз переносит какое-нибудь заболевание.
- Расскажите, кто из вас болел?
- Болеть приятно или не очень?
- Как вы себя чувствуете во время болезни? (Высказывания детей)
Вот и наша гостья заболела. Ребята что же делать?
Дети: Вызвать врача.
Воспитатель: Правильно ребята, раз уж так произошло, и вы забелели, без врача не обойтись. Врач определит вашу болезнь, выпишет лекарства. Болеть очень неприятно. А как мы с вами можем бороться с вирусами? (ответы детей)
Слайд 2
(Обобщают ответы по слайду)
Воспитатель: А еще ребята можно делать массаж. Его можно делать как при болезни, так и для профилактики простудных заболеваний. Сейчас я вас и куклу научу одному простому массажу, который называется «Неболейка»
(Дети и воспитатель выполняют самомассаж биологически активных точек).
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.
Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим «козырьком».
Знаем, знаем да-да-да! (хлопают)
Нам простуда не страшна! Повторить 2-3 раза
Слайд 3
Воспитатель: Дети, посмотрите, как вы думаете, что это? Да, все эти палочки, головастики, черточки это тоже микробы. Эти мельчайшие живые существа. И видны эти все микроорганизмы как я вам уже говорила лишь через специальный прибор. Как он называется, напомните мне.
Слайд 4
Дети: Микроскоп.
Воспитатель: Это специальное увеличительное стекло, которое маленькое увеличивает до больших размеров. Микробов на свете великое множество и они все разные.
Слайд 5
Не будь он так вертляв и мал
Я бы для вас его поймала.
И вы бы увидели сами
Узор пятнистый вдоль хребта
Шесть быстрых лап и два хвоста.
Таков он, как уверяют строгие
Профессора по зоологии
Микроб невидимый злодей
Враг честных и простых людей.
Слайд 6
Воспитатель: Но существуют и полезные микробы. Например, благодаря гнилостным бактериям, в почве образуются вещества, которыми питаются растения.
- Молочнокислые бактерии превращают молоко в ряженку, кефир, сыр.
- В организме человека тоже обитают полезные микробы, без них пища не могла бы перевариваться.
- Но, к сожалению не все микробы такие хорошие, есть и очень вредные, болезнетворные. (Рассматривают изображение «полезных» и «вредных» микробов)
Воспитатель: Микробы и вирусы пробираются в организм человека, животного и даже растения. И там поселяются, если им нравится. А что же им нравится?
Микробы и вирусы любят : ослабленный организм; сильное охлаждение; плаксивых.
Воспитатель: Микробы никогда не попадают в организм поодиночке, обычно за один раз в организм их проникает несколько тысяч. Вам трудно представить, но знайте это много, очень много. Такое скопление микробов врачи называют инфекцией. Если в ослабленный организм попадает микроб, то тут начинается праздник микробов.
Попав в организм человека, эти микробы выделять вредные вещества, вызывая различные заболевания.
Слайд 7
Практическая деятельность:
Воспитатель: Ребята у нас с вами есть лупы, с их помощью мы можем рассмотреть наши руки, столы, игрушки на наличие микробов.
(рассматривают в лупу руки, столы и другие предметы)
Воспитатель: Чего бояться микробы? (варианты детей)
Как хорошо жилось бы микробам, если бы их все боялись, а они никого. Оказывается, есть причины, которые мешают микробам размножаться. Они погибают: при высыхании; при воздействии солнечных лучей; нагревании до 60 С; кипячении.
Слайд 8 - 16
Воспитатель: Давайте повторим с вами как же нам защититься от микробов. (Обобщение по слайдам)
8 – Соблюдаем правила личной гигиены.
9 - Обязательно мыть руки. Руки надо вытирать насухо. Есть чистыми руками.
10 - Мыться перед сном
11 – Каждое утро чистим зубы
12 – Закаляемся
13 – Каждое утро начинаем с зарядки
14 – Занимаемся физкультурой и спортом
15 - Овощи и фрукты обязательно мыть
16 – Обращаться к врачу, если заболели. Не общаться с больными людьми.
Если ты простыл дружок
Кашляй в носовой платок
Не рассеивались чтобы
На других твои микробы.
Слайд 17
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу гостью. По-моему ей стало лучше. Уже не кашляет, повеселела. Теперь – то она знает, что нужно делать, чтобы не заболеть! Мы ее всему научили. А где в нашей группе можно полечить больных кукол? (Дети вспоминают про сюжетную игру «Больница»). Вот и пригласите туда куклу! (При желании дети переходят к сюжетно-ролевой игре «Больница»).