Елена Чуднова
Условия для развития познавательной сферы дошкольников в группах
▼ Скачать + Заказать документы
Условия для развития познавательной сферы дошкольников в группах.
2 слайд Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,
устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия : миром людей,
Темочки:
природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Важнейшей задачей дошкольного воспитания является создание каждому
дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных
возможностей и способностей.
3 слайд Проблема развития интеллектуальной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста — одна из важнейших проблем современной педагогики. ФГОС ДО диктует нам сегодня направление на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, интеллектуального развития, детской одарённости. В связи с этим, целью работы педагогов дошкольного образования является: создание положительных условий, микроклимата для развития интеллектуальных, познавательных интересов и способностей детей.
4слайд Усовершенствование интеллектуальной и познавательной деятельности дошкольников ставит перед педагогами следующие задачи: Организация развивающей предметно- пространственной среды; Создание благоприятной эмоциональной атмосферы; Взаимодействие с родителями воспитанников; Поддержка индивидуализации каждого ребенка; Поддержка творческой активности дошкольников; Поддержка игровой деятельности; Организация экспериментирования; Организация наблюдения;
5 слайд Предметно-пространственная среда Большое значение имеет эстетически привлекательное оформление окружающего детей пространства. Каждая комната должна иметь свой особый интерьер, эстетически и художественно выдержанный, стимулирующий развитие ребенка (цвет стен, расположение мебели и т. д.).
6 слайд В комнатах для занятий нужны рабочие стенды, где можно вывешивать информацию по проектам, которые выполняют дети или необходимые опорные схемы, карты или рисунки, помогающие осваивать новую информацию, стимулирующую их активность и познавательный интерес, а также выставки индивидуальных и коллективных работ учащихся.
7 слайд Часть помещений, отданная под организацию игрового пространства, должна быть продумана с точки зрения разнообразия различных форм образовательно-игровой деятельности. Здесь каждый ребенок может найти себе игру по душе, любимые игрушки и книги. Это пространство регулярно изменяется в соответствии с планом интеллектуального и личностного развития детей. Хорошо, если в каждой игровой комнате создан уголок, где дети заботливо ухаживают за растениями и животными.
8 слайд Особое место занимает оснащение техническими средствами обучения, дидактическими материалами, эстетически привлекательными, интересно художественно оформленными, предоставляющими разнообразные условия для организации самостоятельной образовательно-игровой деятельности, развивающей сенсорно-моторную, художественно-музыкальную сферы, наглядное моделирование и логическое мышление детей.
9 слайд Положительная эмоциональная атмосфера Развивающий эффект образовательная среда имеет лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения. Образовательно-игровая деятельность имеет развивающий характер, если ребенок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают индивидуальность и самобытность, если он сам — полноценный участник процесса, а взрослый рядом — его товарищ, партнер, помощник.
10слайд Взаимодействие с родителями Важную роль играет тесное сотрудничество педагогов и родителей, степень их взаимного доверия и принятия друг друга. Особое место занимает организация и совместное проведение традиционных праздников, игр и спортивных состязаний, в которых участвуют педагоги, дети и их родители, подготовка спектаклей, участие в детских конкурсах, посещение музеев, театров, организация походов и экскурсий. При этом педагоги стремятся подчеркнуть особую ценность и значимость каждого члена коллектива (организация групповых обсуждений различных ситуаций, празднование дня рождения каждого ребенка и т. д.).
11 слайд Индивидуализация дошкольнику важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам. Взрослые должны уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности. Необходимо учитывать индивидуальный темп каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы. Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в целом.
12-13 слайд Поддержка творческой активности предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» Поддержка творческой активности предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»
14 слайд Микроклимат. Необходимо формировать позитивный в группе детей, поддерживающий познавательный интерес. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в заботливой помощи думающего и тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное.
15 Поддержка игровой деятельности Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей, невозможно без ведущего в дошкольном возрасте вида деятельности – игры. Игры помогают ввести детей в учебный процесс, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли, выстраивать общение, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность строгим правилам, учится быть целенаправленным.
16 слайд В процессе организации игр, важно соблюдать следующие правила: — не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре. — хвалить ребенка за успехи. В старшем дошкольном возрасте могут использоваться игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития : — «Почему шмель жужжит, а комар пищит», «мир тканей», «времена года», «профессии», «целое и части», «вершки и корешки», «зимующие птицы» и т. д. Игры на развитие чувственного восприятия: — «Мир звуков», «Найди пару», «Узнай по запаху», «Угадай кто позвал», «угадай что в руке» и т. д. Игры способствующие формированию основ экологического самосознания: — «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу», «корм для птиц».
17 слайд Экспериментирование Еще одно хорошее средство для развития интеллектуально-познавательной деятельности дошкольников является – эксперимент. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы. Старшие дошкольники начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приемы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка ее истинности.
18 Слайд Большое значение имеет проведение наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе. Такие игры доставляют детям радость, удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.
19 Слайд Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела. Главное — эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка.
Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.