Надежда Ивановна Базуева
Урок в 6 классе «Повторение пройденного материала по литературе 20 века»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повторение изученного материала за курс третьей четверти в 6 классе.
Задачи:
Обучающая:
восстановить в памяти учащихся изученные произведения ХIХ и ХХ веков,
проверить, как учащиеся знают текст и героев произведений, авторов произведений;
проверить уровень усвоения учащимися сведений по теории литературы;
Развивающая:
совершенствовать навыки самостоятельной работы, навыки работы с тестом;
развивать монологическую речь;
совершенствовать актерское мастерство;
Воспитательная:
прививать интерес к предмету;
Публикация «Урок в 6 классе „Повторение пройденного материала по литературе 20 века“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
воспитывать стремление вести здоровый образ жизни;
воспитывать нравственные ценности.
Тип урока: повторение и систематизация знаний.
Форма урока: урок-игра.
Оборудование: презентация, карточки, атрибуты для инсценирования.
Ход занятия
I. Организационный момент. Подготовка к уроку. Психологический настрой.
Прозвенел звонок и смолк –
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
II. Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята! Наступила весна. Тает снег. Бегут ручьи. На деревьях распускаются почки. И скоро появятся на них листочки. На носу каникулы, и сегодня мы проводим заключительный урок в этой четверти по разделу "Русская литература ХХ века"… Посмотрите, и у нас на уроке сегодня тоже есть прекрасное дерево с листочками, дерево знаний, в которых скрыты слова. Сорвав эти листочки, мы с вами узнаем, чем же сегодня займемся на уроке.
(Цель: повторение и обобщение материала, изученного в третьей четверти).
- Для начала обратимся к эпиграфу.
«Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. К. Г. Паустовский.»
- Что значит умеющий читать? А почему такой человек счастливый?
Мы вспомним сегодня все произведения, изученные на уроках литературы в этой четверти. А ваша задача - в конце урока сказать, чему же научило вас каждое произведение.
И, как вы поняли, чтобы правильно ответить на вопросы, необходимо хорошо знать текст произведения. Я хочу ещё раз напомнить советы Паустовского. (Советы на презентации)
«Читайте, читайте и читайте. Читайте, не торопясь, чтобы не потерять ни одной капли драгоценного содержания книг. Заставляйте себя читать медленно, чтобы не потерять ни одной капли драгоценного содержания книг. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя себя свидетелем событий. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир».
II. Повторение и обобщение ЗУН.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в увлекательное путешествие по страницам литературы, вспомним произведения 20 века, которые мы изучали, читали, анализировали в третьей четверти, поиграем в игру. Для начала нам нужно разделиться на 5 команд.
Правила игры:
1. Задается вопрос, после окончания чтения вопроса дается одна минута на обсуждение и размышление. Отвечает та команда, которая первая подняла руку.
2. При правильном ответе команда получает жетон.
3. Если команда ответила неправильно, у других команд есть возможность ответить.
4. Выигрывает та команда, которая наберет больше всех баллов.
Андрей Платонович Платонов «Неизвестный цветок».
1. Какое выразительное средство использовано в предложении «Пионеры…
любовались им, как героем»? (Сравнение)
2. Составьте план рассказа А. П. Платонова «Неизвестный цветок», расположив события в верной последовательности. (Б). Ветер принес семечко. Г). Цветок выпустил венчик. А) Даша заметила цветок. Е) Пионеры облагораживают землю. В). Осенью цветок умер. Д). Сын сильнее отца)
3. Назовите настоящую фамилию писателя Андрея Платоновича Платонова. (Климентов).
Виктор Петрович Астафьев «Конь с розовой гривой».
1. Словарная работа (Увал –пологий холм, имеющий значительную напряженность
Туесок- берестяная корзинка с тугой крышкой.
Бадога- длинные поленья
Заполошная – суетливая.
Заимка – земельный участок вдали от села.
Яр – крутой край оврага. Поскотина – пастбище, выгон)
2. Актерская студия. (Инсценирование эпизодов из произведения).
3. «Сколько лет с тех пор прошло! … я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с
розовой гривой». Почему? (Потому что с этим пряником у героя связано много хороших воспоминаний из детства).
Валентин Григорьевич Распутин «Уроки французского».
1. Что в черном ящике? (Макароны, несколько больших кусков сахару и 2 плитки гематогена - трубочки макарон, 3 красных яблока).
2. Литературный портрет.
«…Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах ее духов…». О ком идет речь? (Лидия Михайловна).
3. Что сделал герой, когда узнал, что у него крадут хлеб и картошку? («Кто потаскивал, я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить».
Фазиль Абдулович Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».
1. Живое слово. Составьте и напишите портрет любимого учителя. Каким он должен быть?
2. Лаборатория детали. Кому принадлежат эти предметы? (Харлампию Диогеновичу)
3. Из какого произведения эта картина? Что за эпизод на нем изображен?
(Доктор и девчонка раскрыли свои чемоданчики и стали раскладывать на столе баночки, бутылочки и враждебно сверкающие инструменты. «- Ну, кто из вас самый смелый?» – сказала докторша)
III. Итог урока. Составляем кластер.
1) Какие произведения запали вам в душу? Понравились больше всего?
2) Назовите писателей ХХ века. Кто из них уже стал для вас любимым?
С творчеством какого писателя вам хотелось бы познакомиться подробнее?
3) Какие нравственные ценности затронуты в изученных произведениях?
4) Какие общечеловеческие ценности вечны?
IV. Рефлексия.
Учащиеся оценивают работу учителя, урок, оценивают свою деятельность на уроке. Прикрепляют листочки на дереве.
V. Домашнее задание.
Выполнить тест по пройденному материалу за курс третьей четверти в библиотеке информационных материалов «Библиотека. Эпос».