Ольга Марченко
Конспект экспериментальной НОД «Твердая вода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по эксперименту
(старшая группа)
Воспитатель:
Марченко О. Д.
г. Новосибирск
Тема: Твердая вода.
Цель: мотивировать дошкольников к познавательной исследовательской активности.
Задачи: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду.
Публикация «Конспект экспериментальной НОД „Твердая вода“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Продолжать учить детей думать самостоятельно, логически рассуждать. Учить работать в команде, слушать собеседника не перебивая. Познакомить детей с природной зоной «Арктическая пустыня»
Материал: куски льда разного размера, разные по форме и размеру, емкости для каждого ребё нка: кусочки льда, тарелочки и ложки. Картинки с изображением ледников, снежного Северного полюса, айсбергов, ледниковый замок, Снежная королева, принцесса Льдинка; акварельные краски, кисточка, вода.
Предварительная работа.
Наблюдения в природе за снегом и льдом, чтение сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева», русской народной сказки «Заюшкина избушка», Л. Чарской «Царевна -льдинка».
Ход НОД:
Воспитатель. Дети, сейчас мы отправимся в путешествие и посетим далёкую страну…А как она называется узнаете, отгадав загадку.
Он собой укроет речку,
И заплачет он от свечки.
Ты на нем в хоккей играешь,
Очень скользкий, аж летаешь.
А еще прозрачен очень,
Как стекло он, между прочим (Лёд)
Мы попали в хрустальный дворец принцессы Льдинки. (Показ иллюстраций из сказки). А в какой сказке ещё у королевы ледяное царство? (У Снежной королевы).
Почему у них дворцы всегда сияют и переливаются? (они изо льда и там всегда холодно).
Где находятся дворцы Снежной королевы и Царевны Льдинки? (на Севере, там всегда холодно).
Показ иллюстраций Северный полюс.
Мы с вами в арктической пустыне, в царстве снега и льда. Она расположена на самом севере России. Земля и поверхность океана здесь покрыты ледниками. Дуют северные сильные холодные ветра, туманы. Ой, как здесь холодно. Зимой мороз до -50°С.
Климат очень суровый.
Там деревьям не растется,
Там и речкам не течется,
Лишь косматая пурга
Кружит белые снега.
Вот в таком холодном царстве живут наши герои.
Какая Снежная королева по характеру? (злая, холодная,
а принцесса Льдинка? (холодная, но добрая). Она разрешила нам взять с собой волшебные льдинки.
Воспитатель заносит мешочек со льдом. Дети садятся за столы.
Ребята, как мы можем получить лед? (налить воду в емкость и поставить в морозилку холодильника).
Возьмите в руку льдинку. Какая она? (холодная, прозрачная, твёрдая). Давайте в этом убедимся.
Что с ней происходит, если держать её на ладошке? Она начинает таять и превращается в воду. Почему? (Ладонь тёплая).
Давайте вспомним ещё одну сказку («Зающкина избушка»).
У кого растаяла ледяная избушка? (У лисы).
Чем хороша была избушка у лисы? (она была ледяная, зимой не могла растаять).
Чем она оказалась плоха, когда пришла весна? (она растаяла).
Как мы можем убедиться, что лед тает? (можно оставить его на блюдце и он постепенно растает).
Как ускорить этот процесс? (ставим блюдце со льдом на батарею и кладём в ёмкость с горячей водой).
Процесс превращения твердого льда в жидкость называется таянием.
Физминутка «Пингвин»
Неуклюжий шёл пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой
И присел, согнув колени.
Встал, присел
И пять прыжков.
Очень климат уж суров.
Ребята, вы помните в загадке говорится, что лёд прозрачен, как стекло.
Почему лёд сравнивается со стеклом? (Потому что он прозрачный, как стекло).
Давайте проверим. Воспитатель берёт кусочек льда и смотрит вокруг. Теперь вы попробуйте. Что видите?
Дети повторяют опыт воспитателя.
Вывод: лёд, действительно прозрачный.
Я возьму осколок льдинки,
На ладошку положу,
Все узоры и искринки
Со вниманьем разгляжу.
Как картиной залюбуюсь,
Ай-да, выдумщик Мороз!
В льдинку с виду небольшую
Мир чудесный перенес!
Возьмите ещё одну льдинку, проведите пальчиком по ней.
Какая льдинка на ощупь? (гладкая).
Положите льдинку на доску. Наклоните доску немного в одну сторону, а теперь в другую. Что вы заметили? (Льдинка скользит по доске).
Лёд не только гладкий, но и какой? (Скользкий).
Имеет ли форму лед? У каждого из вас разные кусочки льда по форме и по размеру. Давайте разложим их в разные емкости. (дети раскладывают кусочки льда).
Меняет ли форму лед?
Как вы его раскладывали? (брали руками). (Лед не меняет своей формы, куда бы мы его не положили, причем, лед можно брать руками и перекладывать с места на место).
А воду можно брать рукой? (проводится опыт).
Что такое лед? (Лед – это вода, только в твердом состоянии).
Давайте проверим, кто из вас прав.
Воспитатель: Мы знаем, что лёд твёрдый. А лёд тяжёлый или нет?
Дети высказывают свои предположения.
Как вы думаете, в воде лёд тонет или нет? (Высказывания детей).
Возьмите большой кусочек льда и опустите его в стакан с водой.
Утонула ваша льдинка в воде или нет? (Нет).
Посмотрите внимательно, только нижняя часть льдинки находится в воде, а верхняя – плавает на поверхности. Почему? (Лёд легче воды).
Да, действительно лёд легче воды. В холодных морях и океанах плавают огромные глыбы разной формы и разных размеров – айсберги.
Под промерзшим небосводом
Ледники сползают в воду,
И плывут потом вдали
Ледяные корабли.
По Северно-Ледовитому океану плавают айсберги. Айсберги – это огромные глыбы льда.
Айсберги очень опасны для кораблей, так как на поверхности находится лишь небольшая часть айсберга, а большая часть скрыта под водой. Если капитан корабля вовремя не заметит айсберг, то корабль на него может наткнуться и затонуть.
А сейчас я предлагаю игру «Добыча сокровищ». Они спрятаны в подлёдных глубинах. Давайте измерим линейкой толщину ледяного покрова, длину и ширину ледника, затем с помощью безопасных детских ножниц расколем лёд в тех местах, где спрятаны предметы, и достанем сокровища.
Мы провели много опытов со льдом и можем сделать вывод. Ребята, давайте вспомним какими свойствами обладает лед?
Лёд твёрдый, прозрачный, гладкий, скользкий, легче воды, имеет форму.
Скажите, как люди пользуются льдом?
Катаются на коньках, играют в хоккей, добавляют в сок, прикладывают к ушибам. Лёд сковывает речки, тем самым спасает рыбок и растения от мороза.
А сейчас мы для царевны Льдинки сделаем подарок – цветную льдинку. (Взять большую льдинку, посыпать солью и раскрасить красками).
Наше путешествие к царевне Льдинки закончилось.