ПОРУБОВА ЛЮДМИЛА
ТРИЗ: его инструментарий в применении к занятиям с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ :
Публикация «ТРИЗ: его инструментарий в применении к занятиям с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
формирование целостной картины мира;
воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
развитие речи, памяти, творческого воображения.
Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую элементы ТРИЗ в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др., а также в организованной образовательной деятельности.
Для этого я изготовила наглядный материал: карточки, макеты, «Круги Луллия», иллюстрации из старых книг со сказками и др. - материал не требующий материальных затрат. В своей группе я применяю ТРИЗ сказки, т. е. сказки с додумыванием сюжета, постановкой проблемы и решением ее малышом. Очень важно, чтобы сюжет самой сказки был хорошо знаком, а действия героев понятны. Используя иллюстрации к сказкам, мы играем в дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Что умеет делать герой сказки», «Назови по описанию», «Где», «Доскажи сказку». Во время этих игр у детей пополняется словарный запас, дети учатся определять главные места, в которых разворачиваются события, подробно описывать героев сказки, их действия.
Использовать элементы ТРИЗ-технологии можно прямо на ходу, без особой подготовки. Для этого мне «помогает» специальная игрушка - Обезьянка. От лица игрушки задаю проблемные вопросы, игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Дети с удовольствием активно и заинтересованно с ней общаются.
Очень интересна для малышей игра «Круги Луллия». Я изготовила игры «Домашние животные» и «Кому что надо»(ассоциации)- дети не только отыскивают «мам» для детенышей и соединяют пары предметных картинок, но и стараются отвечать на вопросы «Почему котенок не может быть сынком козы? Чем они похожи и чем отличаются?» и тому подобные. Это помогает детям развивать логику, мышление и речь
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.